На службе у господина Рейтинга?
В Центральном Доме журналиста прошел первый кинофестиваль «Профессия: журналист», организованный Союзом журналистов России и Гильдией кинорежиссеров России Фильм Сергея Герасимова «Журналист» заканчивается ироничной репликой, брошенной редактором заводской «многотиражки», правдорубом в печати, но трусом в реальной борьбе со злом. «Пойду совершенствовать мир на основе собственных несовершенств», – стыдливо роняет киногерой. А нынче-то каковы они, мастера пера?
Фильм Сергея Герасимова «Журналист» заканчивается ироничной репликой, брошенной редактором заводской «многотиражки», правдорубом в печати, но трусом в реальной борьбе со злом. «Пойду совершенствовать мир на основе собственных несовершенств», – стыдливо роняет киногерой. А нынче-то каковы они, мастера пера? Я сидела в полупустом кинозале Домжура, где демонстрировался легендарный фильм, и думала: где же они, борцы с несправедливостью, стремящиеся к высоким профессиональным стандартам? Ау!.. А в ответ – треск кинопроектора и мелькание черно-белых кадров сыплющейся и рвущейся кинопленки. Для кого на киноэкране разворачивалось действо? Неужели нынешних журналистов перестала интересовать история профессии?
«Я пошел в журналистику, потому что для меня это был способ наиболее полного познания мира», – говорит герой «Журналиста» Юрий Алябьев. Эта ценностная установка выбора профессии универсальна и существует вне времени. Однако, похоже, сегодня в журналистике преобладают какие-то другие ориентиры. Что же собой представляют эти новые «маяки?»
– Во всем мире профессия рекламного работника, политтехнолога и журналиста – это разные профессии, – сказал на открытии кинофестиваля «Профессия: журналист» председатель СЖР Всеволод Богданов. – Политический PR и журналистика за рубежом – это две разные профессии, где перебежки из одной в другую не приветствуются, а у нас все это – одно ведро. Не буду уточнять какое…
В самом деле, возьмем культовый американский фильм о тележурналистах с канала новостей CNN «Переключая каналы». Главные герои, тележурналисты канала новостей, в борьбе за правду и справедливость, желая также спасти жизнь несправедливо осужденного на казнь человека, ставят на карту свою карьеру. Выступая одновременно яркими антиподами команды «политтехнологов», которые ратуют за «казнь в прямом эфире» ради того, чтобы их «кандидат» одержал победу на губернаторских выборах. Добро и справедливость, а следовательно, и журналистика торжествуют, победив команду «грязных политтехнологов».
Так видят профессию тележурналиста в США.
А у нас? Работы об «изнанке» профессии явно превалируют в своей популярности над работами о «позитивных журналистах». На кинофестиваль было представлено огромное количество работ о грязной «кухне» подготовки телепрограмм. И ни одной – об идеальных журналистах.
Очевидны два принципиально разных подхода в журналистике: один – стремление изменить мир через «четвертую власть», и второй – просто констатировать происходящее, «без гнева и пристрастия». Сегодняшняя российская журналистика, похоже, однозначно выбрала второй путь, который принято называть «западным». Но вспомним фильм о тележурналистах CNN «Переключая каналы»: на Западе журналисты сдавать позиции «четвертой власти» не собираются.
Наша журналистика – «констатация фактов», это наше собственное изобретение, родившееся в контексте поклонения Идолу Рейтинга. Как сказал режиссер Сергей Майборода, представивший на конкурс серию биографических телепередач «Фотоальбом» (приз СЖР), «раньше журналистика была посвящена человеку. А сейчас – абстрактному рейтингу». Как составляются пресловутые телерейтинги, еще год назад подробно в «МК» писал в статье-расследовании «Под властью маньяков» Александр Минкин. Что изменилось? Ничего. Рейтинг был и остается Идолом, на который обязана молиться вся когорта журналистов, подгоняя высокие идеалы под витальные ценности «среднестатистического телезрителя».
Герой конкурсного короткометражного телефильма «Неамериканская история» (режиссер Павел Головкин), обозреватель маленькой новосибирской телестудии подмечает: «Мы живем в удивительный век, когда появилась пресса, у которой нет читателя и нет телезрителя. Журналистика стала приложением к рекламному рынку». Реклама, как и медаль, имеет две стороны. Передел рекламного рынка стал причиной убийства Владислава Листьева (утверждает конкурсный телефильм «Все это – телевидение», режиссер Дмитрий Завильгельский).
Но если журналистика – это не политтехнологии и не реклама, то к чему же должна в нынешней России стремиться эта профессия? Был ли на кинофестивале «Профессия: журналист» обозначен профессиональный вектор? На мой взгляд, нет. Конкурсные работы более или менее талантливо, иронично, жестко, документально, но в любом случае – констатирующе обозначали «то, что есть в нашей журналистике». Без обозначения перспектив.
В зале по-разному реагировали на киноработы о «нынешней журналистике». Смеялись над ее поверхностностью (молодая журналистка занята в престижной газете составлением гороскопов, фильм «Специалист» Елены Сорокиной). Грустили и радовались вместе со съемочной группой из Хабаровска, сопереживая документальной «кухне» выпуска новостей на Дальнем Востоке («Местное время», режиссер Анна Самойлова). Смеялись вместе с «Квартетом-И» и его рассказом о «как бы радио» (фильм «День Радио», режиссер Дмитрий Дьяченко. Приз за лучший игровой фильм).
И все же, как говорили древние греки, «если не знаешь, куда плыть, любой вектор не будет попутным».
– Обрекая себя на профессию журналиста, человек вряд ли может рассчитывать на кавказское долголетие, – скептически заметил на дискуссионном фестивальном «круглом столе» «Формула доверия» Лев Новоженов. – В Германии продолжительность жизни журналиста – 56 лет, а у нас и того меньше.
– Тогда почему же люди так рвутся в эту профессию? Если она нервная, опасная, в ней мало платят и она сокращает жизнь? – прозвучал вопрос из зала.
«А рвутся ли люди в профессию?» – мелькнуло в голове.
В зале – одни девочки, студентки журфака МГУ. Пришли на кинофестиваль ради любопытства? Дискуссия «круглого стола» свелась к единственной теме: каково место женщины в профессии журналиста? (невольно вспомнился американский культовый фильм 60-х «Большие гонки»). Вот те на! Вместо профессионального разговора о кино и тележурналистике – проблемы феминизма и эмансипации.
Куда же подевались мужики? Все ушли на фронт… политического пиара?
«Совершенствовать мир на основе собственных несовершенств» никто из нынешних журналистов даже не пытается. Современный журналист пытается приспособиться. Стремится вписаться в мир бизнеса, в мир политической конъюнктуры, чтобы, видимо, как в том анекдоте про кандидата в депутаты Госдумы, не бороться с коррупцией, а участвовать в ней.
Менять мир стало опасно. Документальные фильмы «Убийство Анны Политковской» и «Артем Боровик, последний путь» (режиссер Левиева Этери) свидетельствуют как раз об этом. А еще очень странно, что среди номинаций кинофестиваля «Профессия: журналист» не было номинации «Военная журналистика». Весь день 4 ноября в Домжуре крутили «фильмы про стрингеров», но в отдельную номинацию эту тематику жюри не вынесли. Зато была номинация «Лучший игровой фильм», в которой лидером оказался фильм о «как бы радио». То есть фильм о «как бы журналистике».
Вообще, фестиваль оставил много вопросов. Например, его влияние на нынешнюю ситуацию с телевидением, дошедшим в своей пошлости и вульгарности до крайности. «Мы не занимаемся размещением призовых работ на телеэкране, – четко и ясно ответил член жюри Игорь Степанов. – Это работа кинопродюсера, а не наша». Возможно, он прав, и все же, как пишет в книге по кинорежиссуре Александр Червинский, «кино можно крутить и в пустом сарае, но все же кино без зрителя – это не кино».
Второй вопрос. Жанры кино- и телеформата. Как сравнивать разные «весовые категории» в одной номинации? Вот, например, фильм о тлеющей «горячей точке» в Закавказье Сергея Говорухина «Никто, кроме нас». Каждый план по-киношному тщательно вылизан, такого на телевидении не увидишь! Но с этим кинофильмом приходится соревноваться короткометражному телеформату «Пазл грустного стрингера» (режиссер Константин Смирнов), и именно «Стрингер» получает главный приз!
Голливуд выдает премии за разные профессиональные сферы: за режиссерскую, сценарную, операторскую работу – и так вплоть до костюма и грима. И пусть не хватит на всех статуэток для победителей, зато диплом подписать – не проблема. Жаль, что жюри кинофестиваля «Профессия: журналист» не захотелось заниматься подобной конкретизацией в оценке работ. Поэтому субъективизм, конечно, дал себя знать. Игровая работа, снятая на базе театральной постановки (кого же следует награждать – театр или киножурналистов?), – «День радио» о «как бы радиожурналистах, работающих на как бы радио», – была признана жюри вершиной… как бы кинофестиваля?
Анна ГАГАНОВА
Фото автора