Землепашец с электронной душой
Уникальный «трактор-интеллектуал» «Беларус-3023» создан в соавторстве в российскими партнерами Еще недавно словом «трактор» называли каждый простенький тягачок, каждую старую машину без изысков. Новейшая разработка белорусских и российских специалистов разрушает этот стереотип: громадина на сдвоенных колесах с 350-сильным двигателем буквально напичкана электроникой.
Еще недавно словом «трактор» называли каждый простенький тягачок, каждую старую машину без изысков. Новейшая разработка белорусских и российских специалистов разрушает этот стереотип: громадина на сдвоенных колесах с 350-сильным двигателем буквально напичкана электроникой. Приборная панель трактора «Беларус-3023» пестрит индикаторами и мониторами, а рычаг коробки передач, которой, кстати, здесь нет, уступил место джойстику. Уникальность трактора – это не просто болтовня: на престижной международной выставке «Агротехника-2009» жюри присудило разработке серебряную медаль – это при том, что заявки прислали 300 разработчиков (конкурс составлял 60 производителей на одну номинацию!). Впервые за более чем двадцать лет награда отправилась в СНГ.
– На Минском тракторном заводе создана линейка машин мощностью от 5 до 300 л.с., но от тенденций в мировом тракторостроении нельзя отставать ни на шаг. Поэтому мы целенаправленно работали, чтобы создать в тяжелом классе принципиально новое изделие, которому аналогов в мире сегодня нет! – генеральный конструктор МТЗ Иван Усс не скрывает гордости за новое детище завода.
Одно из главных достоинств машины – сложная электронная «начинка»: новая трансмиссия позволяет бесступенчато регулировать скорость движения и экономить до 15-20 процентов дизтоплива по сравнению с классической механической коробкой передач (техника сама подстраивается под нагрузку и выбирает необходимые режимы работы).
Однако журналисты окрестили трактор «интеллектуалом» даже не поэтому.
– Механизатор простыми действиями может управлять очень сложными процессами: достаточно слегка повернуть рукоять джойстика, чтобы трактор плавно изменил направление движения, – объясняет генеральный конструктор.
Информационное табло отображает все процессы работы машины, позволяет увидеть все неисправности – компьютерная память позволяет проследить всю историю трактора от момента его создания до имеющихся текущих проблем. Благодаря такой диагностике обслуживание и ремонт сложной техники не являются столь уж большой проблемой.
– Наша система менеджмента и качества соответствует системе ISO-2009, наша философия – устранение любой поломки в течение 24 часов в любой точке, – напоминает технический директор МТЗ Игорь Емельянович.
Среди других новшеств – возможность работы трактора в качестве передвижной электростанции: генератор выдает 175 киловатт и способен питать целую ферму! Для сравнения: на прошлой выставке «Агротехника», которая проходила два года назад, компания John Deere получила золотую медаль за машину с генератором всего 4 кВт.
Заместитель гендиректора российского холдинга «Русэлпром» Дмитрий Изосимов особо подчеркивает, что вся силовая электроника и приводы были разработаны и изготовлены на предприятиях концерна – сегодня «Русэлпром» лидирует на рынке российского электромашиностроения, выпуская более 3000 видов двигателей, генераторов и других устройств. Разработчики признают: в этом проекте удалось реализовать задумки обеих сторон, так как «сотрудничество шло со взаимным интересом».
Возникает закономерный вопрос: сколько будет стоить такая сложная машина? На предприятии пока не готовы назвать конкретную цену – хотя на тракторе установлено недешевое оборудование (отдельные электронные детали стоят до 8000 долларов), в то же время от некоторых дорогих элементов отказались – например, от коробки передач. Можно предположить, что цена составит около 145 тысяч долларов за трактор.
В начале 2010 года Минский тракторный завод намерен выпустить опытно-промышленную партию из 20 новых машин для «изучения спроса, привыкания клиентов» к новой технике.
Владимир СТЕПАНОВ