Эскадрон башкир летучих
Восемьдесят лет назад в феврале 1943 года, освобождая Луганск, погиб генерал-кавалерист Минигали Шаймуратов
«СЕВЕРНЫЕ АМУРЫ»
Главным символом Уфы, столицы X Форума регионов Беларуси и России, много лет считался монумент Салавату Юлаеву - национальному герою Башкирии и соратнику Емельяна Пугачева. Но с прошлого года новой точкой притяжения стал другой памятник - тоже конный, командиру 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, генерал-майору Минигали Шаймуратову.
Монумент столь же необычный, как и человек. Звание Героя России Шаймуратову присвоили спустя 77 лет после его гибели, в марте 2020 года.
Это не просто памятник, а дань всем защитникам Родины: на его барельефах изображены и «северные амуры» - башкирские конные части, участники войн с Наполеоном, и герои 112-й кавдивизии, и воины-интернационалисты, и сегодняшние стражи суверенитета страны. Выбита на них и биография самого Шаймуратова. Один из эпизодов его жизни представили в виде книги: открыта лишь та страница, из которой можно узнать, что он был не только воином, но дипломатом и разведчиком, работавшим в Китае.
Во главе 1-го Особого кавалерийского полка (Кремлевского) он дрался под Москвой, а в декабре 1941-го возглавил 112-ю Башкирскую кавалерийскую дивизию. Сам формировал ее из добровольцев-крестьян. Она сражалась под Сталинградом, на Брянском, Воронежском и Юго-Западном фронтах. На лошадях против танков не воевали, их использовали как пехоту. Но лишь только враг поворачивался спиной, тут же кавалеристы садились на коней и добивали его. Шаймуратовская дивизия стала рекордсменом в Красной армии среди всех сухопутных частей по числу Героев Советского Союза - 78. Только комдива не сразу наградили Звездой Героя, поскольку он числился пропавшим без вести.
В БЕЗЫМЯННОЙ МГЛЕ
Обозначено на памятнике и место гибели генерала во время Великой Отечественной - Донбасс, рядом - Дебальцево. В конце февраля 1943 года во время операции «Скачок» по освобождению Луганска (тогда Ворошиловграда) конница Шаймуратова прошла по немецким тылам больше четырехсот километров. За этот рейд кавалеристы уничтожили три тысячи фашистов, 56 танков, шесть самолетов и шесть тысяч машин. И захватили технику.
Против них бросили две немецкие танковые дивизии. Наши бойцы отчаянно сражались в окружении. Командир корпуса, в который входили башкирские конники, генерал Михаил Борисов, торопил Шаймуратова с прорывом. В итоге пробиваться пришлось без должной подготовки. Стало ясно, что кому-то придется отвлечь внимание немцев - по сути, пожертвовать собой. Этим человеком стал Шаймуратов.
По одной из версий, на лихом коне он пошел в атаку и его убила вражеская пуля. Похоронили его в Штеровке, а затем перезахоронили в Петровском - в сорока километрах от Дебальцево. По второй версии, там погребен другой «конный» генерал - Степан Дудко. А Шаймуратов был ранен, и вынести из окружения его не могли. С генерала сняли награды, погоны и поместили в единственный уцелевший дом. После боя в деревню вошли каратели. Они явно знали, кто в избе, прямиком прошли к беспомощному генералу и искромсали его саблями, а затем сбросили в колодец вместе с другими убитыми. Возможно, останки Минигали до сих пор лежат там, в этой безымянной братской могиле...