И опять звезды играют в легкой зыби невских волн
В Петербурге туристический сезон открылся невероятно зрелищно - вальсом буксиров
ВО ВСЮ МОЩЬ
В эти выходные на набережной Лейтенанта Шмидта в Петербурге было не протолкнуться. Огромная очередь растянулась вдоль гранитных причалов, к которым пришвартованы сразу три знаменитых покорителя льдов - «Владивосток», «Капитан Зарубин» и «Капитан Сорокин». В городе начался Фестиваль ледоколов. - Я никогда не видела такого раньше, - рассказывает Екатерина, ожидая на набережной начала представления. - Несмотря на дождь и холод, я пришла сюда с ребенком, чтобы показать сыну мощь российского флота.
Тем временем люди собираются у трапа, ведущего на борт ледокола «Владивосток». Он - один из самых современных, сошел на воду всего девять лет назад. В дни фестиваля на его палубы могли подняться все желающие. Минувшей зимой он сопровождал суда в Финском заливе. Сезон закончен, и экипаж прибыл в город.
У каждого из судов, вставших в эти выходные на рейд в водах Невы, богатая история. «Капитан Зарубин» не раз спасал рыбаков. «Капитан Сорокин» положил начало круглогодичному плаванию из Мурманска в Дудинку. А «Владивосток» вы, возможно, уже видели - он не раз снимался в кино и рекламе.
Но занятно было и тем, кто предпочитает оставаться на берегу.
В первый день в акватории Невы прошла регата. У Благовещенского моста теплым весенним вечером проплыли десятки белоснежных парусников.
ТРУЖЕНИКИ МОРЯ
С ледоколами в Петербург пришла и непогода - под стать суровым судам. Но ветер и холодный дождь не испугали тех, кто хотел увидеть знаменитый Вальс буксиров. Визитная карточка
фестиваля - уникальный танец, который по традиции открывает туристический сезон.
В обычной жизни эти буксиры - труженики флота. Они помогают швартовать суда в портах или тушат пожары на кораблях. Но раз в году они становятся главными звездами. В день фестиваля три буксира встают на рейд в акватории Невы - под классическую музыку синхронно двигаются по кругу, словно вальсируют. Под конец шоу моряки включают пожарные гидранты, и, если день солнечный, в брызгах можно увидеть радугу.
Танец длится около двадцати минут. Под музыку и аплодисменты они уходят в сторону Финского залива, но гости не спешат покидать фестиваль. В шатрах открывают выставки о первых русских водолазах, спасении Челюскинцев и уникальной природе Арктики.
УЖАС ДЛЯ НАТО
РОЖДЕНИЕ «ЧЕРНОЙ ДЫРЫ»
На воду спустил новую подводную лодку «Можайск», способную вести бой крылатыми «Калибрами».
Торжественная церемония прошла на адмиралтейских верфях. За спуском наблюдал главнокомандующий ВМФ России Николай Евменов.
- Можайск - это город воинской славы, который в 1941 году встал на пути у коричневой чумы. Сейчас хочется пожелать, чтобы экипаж, сдав все курсовые задачи, вступил в состав Военно-морского флота, - приветствовал он.
А далее - бутылка шампанского о борт и военный оркестр. Спуск - событие большое, но для нашего флота не уникальное. Это пятая в серии из шести дизель-электрических подводных лодок для Тихоокеанского флота. При этом четыре из них давно служат в акватории русских морей и уже доказали свою боеспособность и надежность.
Дизельную подлодку построили меньше чем за два года. Ее предшественники - субмарины «Петропавловск-Камчатский», «Волхов», «Магадан» и «Уфа». По словам корабелов, каждый проект в разы лучше предыдущего.
Главная ударная сила «Можайска» и собратьев - устрашающие крылатые ракеты «Калибр». Это высокоточное оружие может поразить противника на расстоянии до полутора тысяч километров. Кроме того, в арсенале донные мины и зенитно-ракетные комплексы. На Западе субмарины этого класса уже прозвали «Черными дырами». Все дело не только в разрушительной силе, но и в их беззвучности.
Благодаря специальному гидроакустическому покрытию звук хода корабля маскируется под шум морской волны. Его не может засечь ни один радиолокационный радар. Дизельные подлодки способны в прямом смысле лечь на грунт, находясь на дне достаточно долго и бесшумно.
Главная задача таких лодок - охрана военно-морских баз и прикрытие портов. Но они способны ходить в разведку, ставить мины и доставлять диверсантов. Большинство уникального оборудования подводной лодки - под грифом «Секретно».
27 апреля «Можайск» покинул цех, но субмарина на какое-то время еще останется на Адмиралтейских верфях, чтобы подготовиться к швартовым и ходовым испытаниям.
СПРАВКА «СВ»
Подводная лодка относится к типу дизель-электрических. Максимальная глубина погружения - триста метров. Автономность плавания - 45 суток. Дальность хода с усиленным запасом топлива и скоростью семь узлов - 7,5 тысячи морских миль.
Экипаж состоит из 52 человек, в том числе двенадцати офицеров. Длина субмарины почти 74 метра, а ширина - около десяти.
Эксперты отмечают высокую эффективность подводных лодок такого класса. Из-за буквально бесшумного хода «Можайск» может тихо подобраться к берегам противника. Благодаря «Калибрам» не составляет особого труда ударить по неприятелю с большего расстояния.