«Сернистые выделения на Камчатку улетели в стратосферу»
Главный специалист Всероссийского института минерального сырья, ведущий научный сотрудник Института геологии рудных месторождений РАН Иван Махоткин рассказал «СВ» о последствиях извержения вулкана Шивелуч
- Говорят, что пепел нельзя смывать водой, поскольку он сразу затвердевает и превращается в цемент. А что же тогда делать?
- Не совсем в цемент, скорее, в спекшуюся глину. Для цемента в пепельном материале должен быть кальций, а там кальция мало, как в обычном кварцевом песке на пляже. Там пятьдесят процентов кремния, двадцать алюминия, пять-семь магния, примерно пять процентов железа и так далее. Убирать его с дорог конечно нужно. Совсем без воды никак не получится, сейчас весна, снег тает, дожди. Но долбить как застывший цемент не придется.
- Это ведь не первое такое извержение?
- Последнее крупное на Камчатке случилось в 1964 году. Пятисотметровую гору практически разорвало, получился двухкилометровый кратер. Выпало 28 килограмм пепла на квадратный метр. Ну, и сошло все это – в корку не превратилось. Сейчас примерно такие же показатели.
- Насколько велика опасность для человека, вдыхающего все это?
- В момент извержения в воздух попадают сернистые выделения и это, конечно, вредно. Но в осевшем пепле их уже нет. Есть разные типы извержения – когда пепел бьет вверх и большая часть сернистых соединений улетает вверх. В том числе в стратосферу. А когда пылящая туча, когда эта колонна под действием гравитации обрушивается и ползет как ледники, вот тут дышать выделениями очень опасно. К счастью, сейчас этого нет.
- Извержением накрыло огромную площадь – свыше 227 тысяч квадратных километров. Люди могут уберечься, уже научились, а ведь есть животные, домашний скот?
- Пылевая туча ушла в основном на северо-запад, где люди не живут и скот, соответственно, не держат. Именно поэтому там находится полигон «Кура», куда ракеты стреляют. А дальше – Охотское море. Но конечно все последствия должны оценить вулканологи.