САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

На пути к достойной профессии

Формирование общего образовательного и научного пространства – предмет постоянного внимания Союзного государства Научно-практическая конференция «Состояние и проблемы развития высшего образования в рамках Союзного государства», которая проходила в Минске с 13 по 15 октября, собрала 250 педагогов, руководителей учебных заведений и ученых Беларуси и России. Из них более 100 специалистов представляли систему образования России. Проведение конференции предусмотрено планом совместных мероприятий министерств образования двух стран по формированию единого образовательного пространства Союзного государства на 2008-2010 годы. А организаторами столь масштабного форума выступили Постоянный Комитет Союзного государства, Министерство образования Беларуси, Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Белорусский государственный университет и Российский государственный социальный университет.

Формирование общего образовательного и научного пространства – предмет постоянного внимания Союзного государства

Научно-практическая конференция «Состояние и проблемы развития высшего образования в рамках Союзного государства», которая проходила в Минске с 13 по 15 октября, собрала 250 педагогов, руководителей учебных заведений и ученых Беларуси и России. Из них более 100 специалистов представляли систему образования России. Проведение конференции предусмотрено планом совместных мероприятий министерств образования двух стран по формированию единого образовательного пространства Союзного государства на 2008-2010 годы. А организаторами столь масштабного форума выступили Постоянный Комитет Союзного государства, Министерство образования Беларуси, Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Белорусский государственный университет и Российский государственный социальный университет. В своем приветствии участникам конференции Председатель Высшего Государственного Совета Союзного государства, Президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что за прошедшее десятилетие заложены основы формирования общего образовательного пространства двух стран, предоставления белорусам и россиянам равных условий и возможностей для обучения в вузах, реализовано немало совместных просветительских и исследовательских проектов, налажено активное сотрудничество между преподавателями и студентами. «Уверен, что на нынешней конференции состоится заинтересованный и полезный обмен мнениями, который даст возможность гармонизировать системы высшего образования Беларуси и России, сделать еще один шаг для реализации нашими гражданами прав на приобретение профессии и на достойный труд», – подчеркнул белорусский лидер.
Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин в обращении к педагогам также выразил уверенность, что проведение представительной конференции позволит глубоко проанализировать имеющиеся проблемы и выработать обоснованные и прогрессивные предложения, способствующие дальнейшему повышению качества подготовки специалистов, формированию общего образовательного и социального пространства Союзного государства.
Павел Бородин считает, что на рассмотрение участников конференции вынесен широкий круг жизненно важных для наших стран вопросов. Постоянное совершенствование и повышение качества образования стало сегодня одним из основных условий успешного развития государств. На это направлены приоритетные национальные программы. В то же время существенным фактором решения данной задачи является эффективное белорусско-российское сотрудничество в этой сфере.
«Сохранение преимуществ общего образовательного пространства Союзного государства, обеспечение равенства прав граждан на получение высшего образования, реализация союзных программ в фундаментальной и прикладной науке, расширение спектра мероприятий гражданско-патриотической направленности для молодежи есть предметы постоянного внимания Союзного государства», – напомнил Павел Бородин. Он с удовлетворением отметил, что созданная за последние годы правовая база в виде договоров на различном уровне и взаимно согласованных национальных нормативных актов, создание филиала Российского государственного социального университета в г. Минске и Белорусско-Российского университета
в г. Могилеве, возобновление совместных заседаний коллегий министерств образования Беларуси и России и принятие долгосрочных планов сотрудничества, использование бюджетных возможностей Союзного государства позволяют сохранять и развивать интеграционные процессы в образовании.
В приветствии Государственного секретаря Союзного государства констатируется, что Советом Министров Союзного государства приняты решения о необходимости дальнейшего совершенствования правовых основ для обеспечения практической доступности высшего образования для граждан наших стран в любом высшем учебном заведении Союзного государства и признания документов об образовании. А Высший Государственный Совет Союзного государства постоянно рассматривает ход реализации комплекса взаимоувязанных задач, отраженных в Концепции социального развития Союзного государства до 2010 года, им поручено подготовить проект Концепции на 2011-2015 годы.
Анализ реализации Концепции социального развития Союзного государства на 2006-2010 годы в сфере образования и выработка предложений по формированию согласованной политики двух стран в сфере образования были в центре дискуссии на конференции педагогов двух стран в Минске. В частности, это вопросы совершенствования качества образования, проблемы модернизации высшей школы двух стран, развитие общего образовательного, культурного и научно-технологического пространства Союзного государства. Свои взгляды на эти и другие проблемы педагоги и ученые могли высказать во время работы пяти тематических секций: «Проблемы обеспечения равенства прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере образования», «Гармонизация нормативной правовой базы в сфере образования Республики Беларусь и Российской Федерации», «Совместная деятельность учебных заведений Республики Беларусь и Российской Федерации», «Менеджмент качества университетского образования и образовательные стандарты высшего образования» и «Стратегия сотрудничества по активизации гражданского и духовно-нравственного воспитания учащейся и студенческой молодежи Союзного государства». Проекты новых инициатив обсуждались также на заседании «круглого стола» «Формирование общего образовательного пространства Беларуси и России», которое прошло с участием представителей органов Союзного государства в Исполкоме СНГ.

В вузах Российской Федерации учится около 10 тысяч белорусских студентов, в белорусских вузах – примерно 2 тысячи россиян. Но говорить о едином образовательном пространстве как о безбарьерной для жителей соседней страны среде пока не приходится. Выпускник российского вуза с дипломом бакалавра, например, в Беларуси специалистом с высшим образованием не считается, приравнивается к выпускнику техникума. А защитившиеся в России кандидаты и доктора наук в Беларуси должны подтверждать свою научную квалификацию, проходя процедуру переаттестации. И это только некоторые из барьеров на пути к формированию единого образовательного пространства. Можно ли решить эти вопросы на просторах Союзного государства? Высказаться на этот счет корреспондент «СВ» попросил министра образования Беларуси Александра Радькова и заместителя министра образования и науки Российской Федерации Владимира Фридлянова, которые также принимали участие в работе научно-практической конференции «Состояние и развитие высшего образования в рамках Союзного государства», а также других участников встречи в Минске.


Александр РАДЬКОВ,
министр образования Беларуси:

– Беларусь и Россия вышли из одной страны, поэтому у нас много общего в области развития высшего образования, взаимодействия между университетами, научными школами, в сфере научных исследований. За последние годы мы не потеряли этих наработок. Они проявляются как на уровне соглашений между странами и отдельными университетами, так и на уровне личных контактов.
Жизнь постоянно привносит новые проблемы. Содержательные – чему учить, какими должны быть образовательные стандарты, как должны выглядеть учебные планы; технологические – каким должен быть учебный процесс, как взаимодействовать с заказчиком, как организовать практику, какие должны быть учебные пособия; организационные – например, касающиеся организации вступительных испытаний.
Мы идем к взаимному признанию результатов централизованных испытаний, в первую очередь по естественно-научным предметам – физике, математике, биологии. Российская и белорусская системы отбора абитуриентов развиваются параллельно, ЕГЭ и ЦТ – похожие формы вступительных испытаний, а математика или физика не меняют своей сути в любой стране.
– Но с утечкой информации во время проведения российского ЕГЭ связано несколько громких скандалов, а репутация белорусского централизованного тестирования пока чиста…
– Конечно, российская специфика накладывает определенный отпечаток. Это мы, белорусы, можем усадить всех абитуриентов нынешнего года в одно и то же время за одинаковые по сложности задания. В многонациональной, огромной по территории России это физически невозможно. Тем не менее мы последовательно сближаемся, будем и дальше работать над этим и находить взаимопонимание.
Думаю, что российская система образования в скором будущем отладит технологию и организацию процесса испытаний. Признание Беларусью результатов ЕГЭ по естественным наукам будет возможно только в том случае, если у нас не будет сомнений в прозрачности и справедливости испытаний. И мы и российская сторона понимаем, что во время вступительной кампании решаются судьбы людей. Поэтому все должно быть отработано, выверено, исключать ошибки и промахи.
По нашему мнению, гармонизировать надо и межвузовское взаимодействие в области науки. Мы хотим увеличить финансирование научной деятельности учебных заведений, в том числе за счет союзного бюджета. Важно развивать вузовскую науку не только ради конкретных разработок, но и для сохранения научного потенциала учебных заведений. Белорусские и российские университеты заключили более 250 договоров, многие из них касаются сотрудничества в этой сфере.


Владимир ФРИДЛЯНОВ, заместитель министра образования и науки Российской Федерации:

– Буквально недавно в России выстроилась «линейка» образования. Во главе два национальных вуза – Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. За ними следуют четыре национальных федеральных университета – на Дальнем Востоке, в Сибири, Поволжье и на юге страны, затем 14 исследовательских университетов, выбранных по конкурсу из 156 подавших заявки учебных заведений. За ними – все остальные.
Вчерашние школьники из Беларуси при поступлении в вузы пользуются такими же правами, как российские. Они вправе претендовать на бюджетные места наравне с ровесниками из России, получать такую же стипендию, пользоваться общежитием. Для преподавателя все студенты равны, поэтому белорусов никто не воспринимает как иностранцев.
– Какие российские вузы пользуются наибольшей популярностью у белорусских абитуриентов?
– Брэндовые – как МГУ, и приграничные – как Брянский, Смоленский университеты. Из 10 тысяч белорусских граждан, которые сейчас учатся в российских вузах, примерно 2 тысячи – на бюджетных местах государственных вузов, остальные поступили на платную форму обучения или в негосударственные университеты. Замечу, что в России есть очень сильные негосударственные учреждения образования, но большинство белорусов, как и россиян, хотят получить диплом государственного вуза.
Мы сейчас разрабатываем правила приема иностранных граждан в российские вузы. Предлагаем два варианта: поступать по результатам ЕГЭ или сдавать экзамены в избранном вузе. А когда мы отработаем механизм признания результатов ЕГЭ и ЦТ, жители приграничных областей смогут без труда проходить испытание в любой из двух стран.
На мой взгляд, решая проблемы высшей школы, нельзя забывать о начальном и среднем профессиональном образовании. Экономика требует рабочих, руководителей среднего звена. Мы должны четко понимать: или мы вовлекаем среднее специальное образование в структуру высшего и готовим сразу мастера, затем бакалавра, перед которым открыта дорога в магистратуру, или мы подчиняем высшую школу только задачам высшего образования. Это очень важный процесс, мы за этим следим и обмениваемся с руководством белорусской системы образования по этому вопросу.
Мы не можем говорить, что стандарты образования в обеих странах непременно должны быть одинаковыми. Стандарты должны быть проверены, между собой сверены, но национальные отличия имеют право на существование. Беларусь – небольшая страна, и «правила игры» в образовании, экономике могут быть едиными. В России, как вы знаете, 120 народностей. Тем не менее образовательное пространство мы строим единое, правовых основ для этого достаточно. После конференции мы планируем провести совместную коллегию министерств образования двух стран в Москве, а по ее итогам – приступить к разработке документа, который поспособствует созданию единого образовательного пространства Союзного государства.


Александр ЛАГЕРЕВ, ректор Брянского государственного технического университета, сопредседатель Координационного совета Международной ассоциации вузов приграничных областей Беларуси и России:

– Международная ассоциация вузов приграничных областей Беларуси и России объединяет 30 технических, сельскохозяйственных, медицинских и педагогических вузов Смоленской, Брянской, Курской, Псковской, Московской, Могилевской, Гомельской и Витебской областей. В них обучаются более 350 тысяч студентов, работают свыше 12 тысяч преподавателей, в том числе 7,5 тысячи кандидатов и докторов наук.
В основу сотрудничества вузов положена предельно гибкая схема, предусматривающая контакты между двумя или несколькими вузами, группами профильных вузов; предусмотрено сотрудничество на различных структурных уровнях.
Определено более 20 основных направлений деятельности ассоциации, в рамках которых проводятся уже конкретные мероприятия. Широко практикуется взаимный обмен ведущими учеными и преподавателями, которые читают лекции студентам и аспирантам. Создаются и развиваются совместные виртуальные научные лаборатории, основанные на использовании новых информационных технологий. Формируются смешанные коллективы авторов для подготовки учебников и учебных пособий по аналогичным дисциплинам российского и белорусского образовательных стандартов, а также научные коллективы для подготовки совместных монографий. Ведется межбиблиотечный обмен учебниками и учебными пособиями, издаваемыми вузами – участниками ассоциации.


Игорь САЗОНОВ, ректор Белорусско-Российского университета, сопредседатель Координационного совета Международной ассоциации вузов приграничных областей Беларуси и России:

– У нас есть уникальная возможность взять все самое лучшее, что есть в высшей школе Беларуси и России. Остановлюсь на основных, которыми мы сполна пользуемся.
Во-первых, это возможность открытия новых специальностей, которых нет в белорусском классификаторе. Например, у нас появилась специальность «Электрооборудование автомобилей и тракторов» по российским образовательным программам.
Во-вторых, в университете широко внедряются передовые инновационные технологии. У нас существует модульно-рейтинговый контроль, интернет-тестирование студентов, которое проводит специальная российская служба. Разработана, внедрена и сертифицирована система качества менеджмента университета на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008. По результатам сертификации получен международный сертификат, который признается в 34 странах мира.
В университете открываются новые структуры, работающие на повышение качества подготовки специалистов, – центр менеджмента качества, центр дистанционного образования. Расширяются международные связи университета: в настоящее время вуз работает по 33 договорам. Стал привычным студенческий обмен: ежегодно в университет приезжают около 200 российских студентов, а более сотни белорусских студентов выезжают на спортивные, культурные и иные мероприятия в вузы России.


Сергей МАЛЬЧЕНКО, директор Минского филиала МЭСИ:

– С какими проблемами сталкивается филиал российского университета, действующий в Беларуси? Главная – правовые базы двух стран имеют множество расхождений. Например, отличаются системы финансовой отчетности, из-за чего мы вынуждены вести отдельную бухгалтерскую отчетность и для российских, и для белорусских контролирующих органов. В двух странах разная налоговая нагрузка, отличаются условия закупки учебного оборудования, есть ряд иных нюансов. Кроме того, филиал дважды лицензируется – и по российским, и по белорусским правилам, а они существенно отличаются.
Существуют и чисто образовательные проблемы. С нынешнего года филиал МЭСИ как российский вуз должен готовить бакалавров. В Беларуси бакалавров не готовят. Это может породить серьезные проблемы для выпускников Минского филиала МЭСИ, потому что у них будут иные, по сравнению с выпускниками белорусских вузов, возможности трудоустройства.
В Беларуси и России учебные планы по одной и той же специальности тоже отличаются. По этой причине возникают трудности при переводе студентов из белорусских вузов в российские: им приходится досдавать около десятка дисциплин.
Минский филиал МЭСИ открыт в 2003 году по решению Министерства образования Беларуси и Министерства образования и науки Российской Федерации с целью подготовки специалистов, способных работать в условиях единого экономического пространства Союзного государства. Он стал первым учреждением образования на территории Беларуси, в котором система менеджмента качества сертифицирована по международному стандарту ИСО 9001:2000.


Александр ЖУК, первый заместитель министра образования Республики Беларусь:

– Благодаря государственной политике, отдающей приоритет образованию, Республика Беларусь, как и Российская Федерация, входит в число стран с высоким индексом человеческого развития. В рейтинге стран по индексу развития человеческого потенциала Беларусь занимает сейчас 64-е место из 177 стран, охваченных статистикой. За годы суверенитета высшее образование Республики Беларусь приобрело массовый характер. Количество студентов на 10 тысяч населения увеличилось со 180 до 435 человек, что сопоставимо с показателями европейских государств.
В настоящее время высшая школа страны готовит кадры по 356 специальностям, что позволяет практически полностью удовлетворить потребности народного хозяйства. Однако по некоторым специальностям мы ощущаем существенный дефицит специалистов, особенно в области энергетики. Поэтому с 2008 года мы приступили к обучению студентов по ряду специальностей, связанных с ядерной энергетикой.
Мы с удовлетворением отмечаем прогресс в наших отношениях с российскими партнерами и благодарим за поддержку ряда инициатив, которые были предложены нашим государством за десятилетие существования Союзного государства. Но в то же время есть и тревожная тенденция: зачастую реформирование национальных систем высшего образования Беларуси и России осуществляется без учета фактора Союзного государства и вне привязки ко взятым на себя сторонами межгосударственным соглашениям, в результате чего нормативная правовая база Союзного государства множится документами, не имеющими практической реализации.


Сергей АБЛАМЕЙКО, ректор Белорусского государственного университета:

– Сейчас БГУ имеет официально закрепленные двусторонние связи с 24 российскими университетами. В большинстве случаев двустороннее сотрудничество с российскими вузами осуществляется в рамках конкретных областей научных знаний. Например, с Московским государственным университетом имени М. Ломоносова БГУ сотрудничает в области химии, математики, географии, экономики, филологии, космоса. В рамках взаимодействия выполняются совместные научные проекты, осуществляется обмен опытом в разработке учебно-методических комплексов и образовательных программ. Подписан Меморандум о намерениях по взаимодействию и сотрудничеству в области космического образования и науки. Первым конкретным шагом станет создание университетского микроспутника.
А в целом география сотрудничества БГУ очень обширна: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Брянск, Тула, Самара, Рязань, Вологда, Вятка, Волгоград, Воронеж, Кострома, Ростов, Томск, Уфа, Челябинск, Пермь. Однако анализ состояния сотрудничества свидетельствует о некотором снижении интенсивности контактов. В частности, заметно снизилась результативность сотрудничества в области подготовки кадров высшей квалификации.
За последние три года в аспирантуре БГУ обучались только трое представителей России. В советах по защите кандидатских и докторских диссертаций при БГУ граждане России за это время не защищались вовсе. Одной из причин такого положения дел является взаимное непризнание кандидатских экзаменов, дипломов кандидата и доктора наук.
К сожалению, нет и системного взаимного обмена информацией об образовательной деятельности. Выручает наличие свободного доступа к интернет-сайтам российских университетов, благодаря которому мы имеем относительно полное представление о законодательстве Российской Федерации в области высшего образования и тех процессах, которые идут в конкретных университетах. В частности, интерес для нас представляет внедрение систем управления качеством, технологизация университетского образования, организация контролируемой самостоятельной работы студентов, перспективы внедрения кредитно-модульной системы, рейтинги эффективности основных видов деятельности университета.

Ирина ДЕРГАЧ,
Николай ФЕДОРОВ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин на саммите ОДКБ рассказал о характеристиках «Орешника» и сравнил его с ядерным оружием
  2. В Госдуме обсудили поддержку разработчиков беспилотных технологий и искусственного интеллекта
  3. Центробанк представил варианты изображений для купюры в 1000 рублей
  4. Владимир Джабаров: Зеленский нуждается в продолжении конфликта с РФ, это его единственный шанс выжить
  5. Александр Лукашенко: Искусственный интеллект может погубить человечество
  6. Александр Лукашенко принимает участие в саммите ОДКБ в Астане
  7. В Астане открылась сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ
  8. Школы протестировали детей мигрантов на знание русского языка
  9. В Киеве после утренней атаки случился транспортный коллапс
  10. ЦБ может повысить ключевую ставку в декабре
  11. В МИД Беларуси выразили обеспокоенность травлей белорусов в Польше
  12. Сергей Лавров на вопрос об ударах ATACMS по РФ: Терпение России заканчивается
  13. Александр Лукашенко призвал вывести партнерство с Мавританией на новый уровень
  14. Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев договорились укреплять стратегическое партнерство
  15. Китайское судно могло намеренно повредить кабели в Балтийском море

Парламентское Собрание

От развития Союзного государства должны выиграть люди

Вызовы и испытания только сплачивают союз России и Беларуси.

Политика

Миссию наблюдателей от СНГ на выборах президента Беларуси возглавит Сергей Лебедев

На выборах президента Республики Беларусь миссию наблюдателей от СНГ возглавит Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также