Храм или завод?
Куда приведет Бутырская улица 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в шестой раз пройдет благотворительная акция Русской православной церкви «День милосердия ко всем в узах находящихся». В акафисте Покрову Пресвятой Богородицы поется: «Радуйся, крепкая Заступнице сущих в плену и изгнании; радуйся, Попечительнице во узах и темнице сидящих» (икос 10)…
14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в шестой раз пройдет благотворительная акция Русской православной церкви «День милосердия ко всем в узах находящихся». В акафисте Покрову Пресвятой Богородицы поется: «Радуйся, крепкая Заступнице сущих в плену и изгнании; радуйся, Попечительнице во узах и темнице сидящих» (икос 10)… В этот день православные священнослужители посетят следственные изоляторы столицы, отслужат молебны в тюремных храмах города и обойдут камеры пенитенциарных учреждений. Заключенных поздравят с праздником и передадут заключенным, вне зависимости от вероисповедания, подарочные наборы. Целью данного мероприятия является привлечение общественного внимания к проблемам тюрем, к нуждам заключенных. Организаторы акции утверждают, что сегодня крайне необходимо помочь людям, находящимся в местах лишения свободы, найти свой путь к Богу, встать на путь покаяния и нравственного созидания своей жизни. Центром празднования в этом году станет Покровский храм в Бутырской тюрьме (СИЗО-2).
В наши дни при упоминании слова «Бутырка» большинство людей вспоминают лишь Бутырскую тюрьму. Но не только благодаря тюрьме знаменита эта местность. Здесь, на улице Бутырской, находится удивительный храм Рождества Богородицы в Бутырках, считавшийся до революции одним из красивейших в Москве, история которого в ХХ веке оказалась сложной и печальной.
Изначально «бутырками» называли избы, жилища, села, стоявшие отдельно от общего поселения. Это был сторожевой пункт, оберегавший город от внезапных набегов, а также точка наблюдения за приезжавшими в город иностранцами. Более всего это название закрепилось за районом на севере Москвы. Здесь-то в XVII веке и возникла великолепная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, надолго ставшая украшением этих мест.
Деревянная церковь в Бутырках была воздвигнута в 1646-1647 годах владельцем села – боярином Никитой Ивановичем Романовым. Каменная же церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Преподобного Сергия и Николая Чудотворца была построена Бутырским полком в центре солдатской Бутырской слободы в 1682-1684 годах. Тогда же ее освятил патриарх Иоаким. Это был большой соборный храм. На стенах с четырех сторон находились четыре великолепные иконы, написанные по золотому фону: Рождества Богородицы, Благовещения, Спасителя с предстоящими Ему Божьей Матерью и Иоанном Предтечей, Благословения Царицы Небесной. Древние зодчие вкладывали в такой порядок особый смысл: иконы представляли тропарь Рождеству Богородицы в лицах, каждая икона соответствовала определенной фразе молитвы.
С основной частью соединялась длинная двускатная трапезная, в которую вели три крыльца – паперти. Неподалеку от храма отдельно стояла высокая шатровая колокольня, в которой было сорок маленьких декоративных окошек – «слухов». Такие колокольни появились после указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых храмов. Церковь Рождества Богородицы на Бутырках стала одним из храмов, в которых этот запрет был обойден, – шатровым стало не само здание церкви, а лишь колокольня. Состояла она из трех уровней: нижний ярус был проходным на территорию церкви. На втором ярусе между двух крупных окон размещалась икона Спасителя во весь рост с раскрытым Евангелием и припавшими к Его стопам Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским. Под карнизом этого яруса, а также при входе в храм были прекрасные поливные изразцы (кахели), на которых рельефно изображались вазы с цветами и райские птицы. Наконец, третий ярус был восьмиугольным с пролетными арками (здесь располагалась звонница), который увенчивался конусообразным восьмигранным шатром с окошками-«слухами».
Тяжелым временем для храма стало нашествие французов, которые изрядно попортили храм изнутри, но потом все было бережно восстановлено.
После 1917 года храму, казалось бы, ничто не угрожало: он был признан ценным архитектурным памятником и поставлен на государственную охрану. Но уже в 1920-е годы регулярные богослужения прекратились. Окончательно же церковь была закрыта в 1935 году по ходатайству соседствовавшего с нею завода и передана ему же «для культурных надобностей». Предполагалось разгородить здание на несколько этажей и сделать здесь библиотеку, актовый зал, выставочные площадки, лаборатории – тем не менее на практике храм был превращен в один из заводских производственных цехов.
Завод, получивший храм в собственность, со временем приступил к медленному его разрушению. Уже к началу Великой Отечественной войны срезали шатер и главы храма, потом сломали здания приходской школы и богадельни вокруг колокольни, затем разрушили большую часть уникальной трапезной. Впрочем, надо радоваться, что от церкви вообще что-то сохранилось – были планы снести все, но этому с трудом помешала группа историков и искусствоведов. Варварский процесс получил завершение в 1970 году, когда завод выстроил свой новый корпус прямо между обрубком колокольни, от которой остались два этажа, и остатком основной части храма.
Даже в советское время такое обращение с памятником архитектуры вызвало протесты, Совет министров СССР потребовал от завода прекратить безобразие, но завод требования проигнорировал. В 1990-е требования стали настойчивее. В результате церкви в феврале 1996 года был возвращен обрубок колокольни. В нем приход решил устроить алтарь с приделами. С восточной стороны к колокольне пристроили абсиду для алтаря, а с юга – небольшую звонницу. Храм был освящен во имя св. Димитрия Донского и долгое время был единственной действующей частью храма на Бутырках. Настоятелем стал отец Алексий Талызов.
Иконостас хотя и новый, но сделан в древнерусском стиле, совсем не смотрится как новодел. В храме есть несколько старинных икон – дары прихожан. Когда приход соберет достаточно средств, будет начато восстановление колокольни в первозданном виде – сейчас идет сбор необходимых документов. А пока стоит лишь этот обрубок, кое-как покрашенный, со следами загрязнений от завода, без иконы между окнами, с кое-где пробивающимися полуразбитыми изразцами XVII века.
А что же остальная часть храма? Ее можно увидеть, перейдя на Новодмитровскую улицу. Там стоит обрубленный, обшарпанный четверик храма, его основная, соборная часть. Свою роль сыграло положение нового корпуса – из-за бюрократической волокиты памятником архитектуры до недавнего времени считался только обрубок колокольни (на нем висит соответствующая надпись), стоящий на Бутырской улице, д. 56. А остальная часть храма юридически находится на Новодмитровской улице, д. 47, и поэтому памятником не являлась. Храм оказался изуродован донельзя: прямо в древних стенах щели, сквозь них проходят трубы, сбоку приделы надстроены и искалечены. Из центральной абсиды уродливо торчит труба, слева пробито окно, вывалились отдельные кирпичи.
В течение 90-х и начала 2000-х годов за храм шла долгая юридическая борьба между церковью и дирекцией завода. В 90-е годы Правительство РФ несколько раз предписывало передать храм верующим. 15 апреля 2000 года Владимир Путин подписал указ, предписывающий ММЗ «Знамя» в течение одного месяца передать здание храма прихожанам. В итоге лишь в 2006 году по судебному решению началась передача здания в руки Богородице-Рождественского прихода. 15 декабря того же года состоялся первый молебен.
Еще недавно вдоль существенной части Большой Новодмитровской улицы, где стоит четверик храма, тянулась глухая заводская стена. Теперь в ней сделан пролом, а вход в церковь проходит через... алтарь. Да, это звучит странно, так как совершенно противоречит православным канонам (алтарь – святая часть храма, куда войти имеет право только священник), но ничего не поделаешь. Завод «Знамя» пробил здесь дверь и сделал лестницу наверх. Поэтому пока используется то, что досталось в наследство. Иначе в храм попасть пока невозможно: со всех других сторон его окружают заводские корпуса, куда вход всем, кроме работников промышленного предприятия, запрещен.
На первом этаже храма видны древние стены храма и его абсиды изнутри. Несмотря на запустение, чувствуется атмосфера старины в этих сводах... Легко увидеть четкий контраст между древней кладкой XVII века и советским кирпичом, отличающимся от своего предка и по форме, и по цвету.
Возле лестницы расчищен кусок прекрасной росписи рубежа XIX-XX веков, по которой можно наглядно судить, насколько великолепен был храм. На третьем этаже также расчищены отлично сохранившиеся под слоем краски росписи, по образцу которых в будущем предстоит расписать весь храм. Интересно, что сейчас именно там, на третьем этаже, можно видеть то, чего без перекрытий рассмотреть было бы нельзя. Дело в том, что храм не имел деления на ярусы, и эти росписи после восстановления храма, когда уберут перекрытия, вновь окажутся очень высоко. Среди росписей отчетливо видны лик св. митрополита Ионы, св. митрополита Филиппа и других святых.
До полного возрождения храма еще далеко: не разрешены многие юридические проблемы прихода. Вопрос о сносе огромного корпуса завода 70-х годов пока не стоит, что серьезно затрудняет воссоздание всего комплекса церкви в первоначальном виде. Угрожающая ситуация сложилась и вокруг колокольни: сейчас речь уже идет даже не о реставрации с воссозданием шатра и звонницы, а о противоаварийных действиях. В частности, необходимо срочно укрепить древний фундамент колокольни, который грозит разрушиться. Средств у прихода на широкомасштабные работы до сих пор нет, а если ничего не предпринять, колокольня может просто развалиться. Словом, деятельность по возрождению прекрасной церкви только начинается. И остается только желать, чтобы уникальный храм возродился и Бутырская улица снова обрела свое главное украшение!
Никита БРУСИЛОВСКИЙ