Близкий Восток
Столица Приморья и Брест могут стать городами-побратимами
ОСОБЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Владивосток, да и весь Приморский край для абсолютного большинства россиян - далекая экзотика. Что уж говорить про жителей Синеокой. Однако здесь, на полуострове Муравьева-Амурского, еще в 2021 году появилось отделение Посольства РБ. «СВ» о его работе рассказал руководитель - советник отделения Алексей Сергушков.
- Можно ли сказать, что у Приморского края особые отношения с Беларусью?
- Думаю, да. У многих, с кем приходится взаимодействовать, белорусские корни. Их родные и близкие, просто друзья и хорошие знакомые живут в Беларуси. Например, губернатор края Олег Кожемяко рассказывал, что его бабушка приехала на Дальний Восток с Гомельщины. И вообще здесь очень большая диаспора. Может, еще поэтому мне так комфортно здесь работать.
Без какой-либо патетики скажу, что мы очень созидательно сотрудничаем с руководством Приморского края и Владивостока. А также с местным Представительством Министерства иностранных дел России, которому в феврале исполнилось сто лет.
- Какие любопытные совместные проекты вы бы выделили?
- На 2023 год их запланировано несколько. Но особо интересен один. Брест и Владивосток в определенной степени - родственные города. Один расположен на западной границе Союзного государства, другой - на восточной. Еще один факт: оба они имеют героические крепости, спроектированные крупнейшим советским ученым, военным инженером генералом Дмитрием Карбышевым. Тем самым, что, попав в плен к фашистам, отказался предать Родину и погиб в концлагере.
При этом у Владивостока нет ни одного белорусского города-побратима. Мы решили это исправить. И уже через несколько месяцев тысячелетний Брест и 163-летний Владивосток могут ими стать. А Брестская область и Приморский край - партнерами в различных сферах сотрудничества, включая торгово-экономическое. Если все сложится, то к церемонии мы приурочим Дни белорусского кино.
КАЧЕСТВЕННЫЕ БРЕНДЫ
- Выяснил, что снег во Владивостоке, оказывается, убирает белорусская техника.
- А что вас удивляет? Действительно убирает, и не только тут. В Москве, например, тоже. Еще с советских времен флагманские белорусские бренды машиностроения выгодно отличались от конкурентов соотношением цены и качества. Сейчас в Приморском крае строится Единый центр по демонстрации и продаже техники белорусского производства в селе Михайловка. Есть все предпосылки к тому, что он заработает раньше намеченного срока.
Еще напомню, что в ноябре 2022 года республику посещала официальная делегация во главе с губернатором Олегом Кожемяко. В результате с компаниями «Примавтодор», «Амкодор», «Амкодор-Дормаш ДВ» и «МАЗ» заключили соглашение о намерении приобрести около двухсот единиц техники в этом году.
- Известно, что в 2021 году товарооборот между Приморьем и Беларусью увеличился в 2,8 раза, до 4,1 миллиарда рублей. А как по прошлому году?
- В связи с известными мировыми событиями публикация статистических данных сейчас ограничена. Но могу заверить вас - за последние три года товарооборот увеличился кратно. Это несмотря на все экономические трудности, связанные с ковидными ограничениями и санкциями. Мы и дальше будем наращивать взаимное присутствие товаров, в том числе в рамках импортозамещения.
- Прочитал на местных форумах информацию, будто бы белорусская «Бела-Кола» полностью заменила во Владивостоке «колы» западные. Неужели правда?
- Я бы не стал утверждать, что полностью. Всем, наверное, известно, что западные корпорации провели ребрендинг, переименовав свою продукцию в «Добрый Лимон-лайм», «Добрый Апельсин» и так далее. Но возникший на первых порах недостаток газировки приморские торговые сети достаточно быстро заместили как отечественными аналогами, так и белорусской «Бела-Колой». Минский завод безалкогольных напитков выпускает продукцию ничуть не хуже раскрученных марок. Это как минимум. И многие в этом получили возможность убедиться.
ЦИТАТА
Александр Лукашенко, президент Беларуси:
- С губернатором Приморского края Олегом Кожемяко обсуждали тему развития туризма в Приморском крае. Для белорусов большой был бы интерес, несмотря на расстояние. Очень интересный край. Мы готовы. Думаю, правительства внесут или даже примут конкретные решения для того, чтобы мы летали к вам, а вы больше летали к нам.
Я абсолютно это поддерживаю. И президент России поддержал.
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА
ОСТОРОЖНО, «МОРСКОЙ ОГУРЕЦ»!
Советник Алексей Сергушков родом с Гомельщины.
Мы поинтересовались, как прошла его адаптация в далеком краю.
- Контраст в первую очередь определяет наличие моря, - рассказал нам глава отделения. - Морей у нас в Беларуси, как вы знаете, нет. Солнечных дней здесь больше, чем в наших широтах: свыше 270 дней в году. У нас - фифти-фифти. Конечно, какое-то время на адаптацию к смене часовых поясов и некоторым климатическим и погодным особенностям понадобилось. У моих домочадцев она прошла чуть тяжелее, у меня легко.
Что же до Владивостока - это достаточно развитый город со своими отличительными особенностями, подчеркивающими его яркую индивидуальность. И, скажу как дипломат, - очень выгодную геополитическую расположенность.
- А кухня как? Были какие-то гастрономические открытия?
- Мы тут с семьей впервые попробовали трепанга - местные его называют «морским огурцом». Отлично зашел. Нас, правда, предупредили, чтобы мы не слишком увлекались гастрономической экзотикой - с непривычки организм может взбунтоваться. Икра ежа, конечно, вкусная, но может оказаться коварной. Так что надо вести себя аккуратно.
- Порекомендовали бы Владивосток к посещению, или это все же город не для всех?
- Безусловно, рекомендую! Он заслуживает самого пристального внимания. Недаром здесь развивается туристическая индустрия. У него своя, особенная история, культура, традиции - по-настоящему интереснейшая часть необъятной России.
КРУТОЙ МАРШРУТ
НАМ ЛЮБЫЕ ДОРОГИ ДОРОГИ?
Побережье Японского моря станет доступнее.
- Вы сказали, что у вас развивается туриндустрия. Но вот я смотрел репортаж белорусских журналистов - они добирались туда аж целые сутки!
- Это частный случай. Я, например, сюда летел в районе 14 - 16 часов - тоже с пересадками и дозаправками. Самый прямой, если так можно выразиться, рейс - это Минск - Москва, где в Шереметьево буквально через полчаса идет посадка на рейс Москва - Владивосток. Там даже меньше двенадцати часов получается. Самолеты очень комфортные.
- К сожалению, цены кусаются. Что-то делают, чтобы снизить их?
- В России появляется все больше механизмов субсидирования. Даже на местном уровне из краевого бюджета можно что-то доплачивать. Что касается Беларуси, то сейчас формируется туристическое бизнес-сообщество, которое будет вести консультации с коллегами из Приморского края. А национальный аэропорт Минск-2 - с аэропортом Владивостока. Будут прорабатывать вопрос о возможности прямых рейсов. Пока не очень понятно, рентабельно ли это. Поэтому специалисты ищут и другие варианты - из Минска лететь, например, через Новосибирск, Красноярск или Уфу. Губернатор Олег Кожемяко во время своего визита в Беларусь тоже участвовал в обсуждении этого вопроса. И премьер-министр в курсе. Осталось бизнесу договориться.