Чудо Воскресения над Двиной
Белорусские города возвращают свой исторический облик Марк Шагал любил «вплетать» купола и башенки церквей родного и любимого Витебска в сюжеты своих картин. В его время церквами по левую руку от городской ратуши владели греко-католики, по правую же руку высились римско-католические костелы. Архитектура Витебска того времени сильно напоминала силуэты западноевропейских городов.
Марк Шагал любил «вплетать» купола и башенки церквей родного и любимого Витебска в сюжеты своих картин. В его время церквами по левую руку от городской ратуши владели греко-католики, по правую же руку высились римско-католические костелы.
Архитектура Витебска того времени сильно напоминала силуэты западноевропейских городов. «Как гиганты, стоят они между частными зданиями. Фасады принадлежат к итальянской архитектуре. Вкус греческий смешан с готическими формами. Эта архитектура мне чрезвычайно нравится, и я не могу налюбоваться», – делился своими впечатлениями о витебских церквах и костелах в начале XIX века один из путешественников. 28 храмов в начале XIX века блистали куполами на берегах Двины.
С противоположной от ратуши стороны улицы некогда высились костелы бернардинцев и иезуитов. На месте бернардинского, в честь святого Антония Падуанского, теперь фонтан с русалками. Желтые стены, увенчанные двумя массивными колокольнями, – храм Антония Падуанского походил на крепкого, широкоплечего барина. Полумрак, ряды скамей, полукруг огоньков на престоле и приглушенно-плавная мелодия, льющаяся сверху. Таким запомнился костел Ивану Бунину, побывавшему здесь еще до революции: «Как потряс меня орган, когда я впервые (в юношеские годы) вошел в костел, хотя это был всего-навсего костел в Витебске! Мне показалось тогда, что нет на земле более дивных звуков, чем эти грозные, скрежещущие раскаты, гул и громы, среди которых и наперекор которым вопиют и ликуют в разверстых небесах ангельские гласы». Тогда же Бунин сказал свою знаменитую фразу о Витебске: «Город древний и нерусский».
Впрочем, писатель оказался не совсем прав. Он, видно, не заметил среди тесной застройки на берегу Двины древнейший храм времен Киевской Руси – Благовещенскую церковь XII века. У нее драматическая история. В 1961 году ее взорвали по приказу чиновников горисполкома. Но в 90-е годы прошлого века городские же власти в союзе с Белорусской православной церковью взялись за восстановление шедевра из руин. Теперь на площади Тысячелетия блестит сферическим куполом, увенчанным изящным крестом, этот уникальный памятник эпохи восточнославянского единства.
10 июля нынешнего года, в день открытия XVIII Международного фестиваля «Славянский базар в Витебске», впервые зазвонили колокола еще одной восстановленной церкви с не менее трагической судьбой. Воскресенская церковь, или Воскресенка, как прозвали изящный храм в народе, появилась на главной торговой площади города в 1775 году. И была самой необычной по архитектуре не только в Витебске, но, может, во всей Беларуси, утверждает знаток зодчества Тамара Габрусь. И было бы странно, если бы о церкви не сложили легенду. Она очень напоминает предание о том, как Наполеон хотел перенести по кирпичику из Вильнюса в Париж костел Святой Анны. Витебскую церковь, в которую он также якобы влюбился, Бонапарт не стал грабить, но и не пожалел – превратил в лазарет...
А вот городские власти советского Витебска в 30-е годы ХХ века этот шедевр барокко, увы, решили вовсе стереть с карты города. Причем, судя по всему, следы варварства сразу же старательно замели. Витебский историк архитектуры Инна Абрамова не нашла в архивах никаких документов о заказчиках «разбора» храма. Трудно поверить, но за прошедшие с тех довоенных лет семь десятилетий на месте церкви не появилось ни нового здания, ни даже клумбы. Свято место пустовало. И лишь сегодня храм воскрес и ожил после многолетнего молчания: около десяти лет его поднимали из руин под православными крестами, которые теперь возвышаются над городом на высоте 37 метров.
Сейчас на возвышенности недалеко от Благовещенской церкви продолжается восстановление третьего знакового для Витебска православного собора – Успенского. Полсотни метров в высоту и чуть меньше в ширину храм, крупнее витебского, сегодня трудно отыскать в Беларуси. Итальянский зодчий Фонтани строил его почти полвека – всю вторую половину XVIII столетия. За это время в облике собора барокко успело раствориться в классицизме. Взорвали памятник зодчества в 1936 году. Но в 1998 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил место, на котором стояла церковь, и благословил ее восстановление. И вот уже блестят золотом купола собора, мерцают их отражения на водной глади неспокойной Двины. Паства ждет не дождется, когда будут восстановлены интерьеры и возобновятся богослужения.
…Еще недавно Витебск считался образцовым советским городом, так как в нем мало что напоминало о былых, «дореволюционных» шагаловских и бунинских временах. Но теперь столица Придвинья стала вновь узнаваема на старинных открытках. Все возвращается на круги своя…
Виктор КОРБУТ