Безграничный потенциал приграничья
Как упростить логистику и облегчить нашему экспорту дорогу в третьи страны?
Тема эта обострилась после того, как для дальнобойщиков РФ и РБ закрылась дорога в Европу. И стала одной из ключевых на заседании Комиссии Парламентского Собрания по энергетике и транспорту в Брянске. Говорили также о межрегиональном сотрудничестве. Брянщина по этому показателю - один из лидеров в России. За околицей сразу две области - Гомельская и Могилевская. Торгуй не хочу. Товарооборот растет из года в год. И, конечно, наша общая историческая память. Как сохранить воинские мемориалы и какие из них можно и нужно отремонтировать за счет бюджета СГ?
Перед заседанием парламентарии встретились с губернатором области Александром Богомазом. По его словам, Беларусь - важнейший стратегический партнер региона.
- В прошлом году внешнеторговый оборот с республикой составил 920,9 миллиона долларов и вырос почти на сорок процентов. Особенно тесно мы сотрудничаем с Гомельской областью, ее доля в товарообороте больше 35 процентов, или триста миллионов долларов. Успешно работают совместные предприятия, развивается сотрудничество сельхозпроизводителей, пищевиков и перерабатывающей промышленности. Мы готовы учиться друг у друга, жить, развиваться и вместе смотреть в будущее.
Парламентарии внимательно следят за ситуацией на Брянщине, которая подвергается обстрелам и нападениям со стороны киевского режима. Теракт 2 марта, когда украинские боевики убили двух мирных жителей и ранили мальчика, возмутил не только Россию, но и Беларусь.
- От имени депутатов ПС хочу выразить соболезнование родным погибших, - сказал председатель комиссии Алексей Кушнаренко. - Это преступление оставило тяжелый след в душе каждого белоруса и россиянина. Понятно, все это нацелено на дестабилизацию обстановки. Посеять страх. Но внешние угрозы сплачивают наши народы, мы становимся только сильнее. И героический поступок десятилетнего Федора заслуживает огромного уважения.
Парламентарии вместе с губернатором возложили цветы к Вечному огню на площади Партизан. И почтили минутой молчания память всех защитников Родины.
РЫВОК НА ВОСТОК
РАЗВЯЖЕМ ТРАНЗИТНЫЕ УЗЛЫ
Сегодня наши большегрузы не едут, а скорее тащатся по дорогам. Так будет, пока не появятся новые коридоры.
ВОЗДУШНОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ
- Транспортную систему можно сравнить с кровеносной в человеческом организме. Без нее Союзное государство не сможет полноценно функционировать, - заявил Алексей Кушнаренко.
Обсуждать реализацию союзных программ начали с воздушной составляющей. Тут идем четко по намеченным планам. Наши пилоты и авиатехники скоро начнут учиться по согласованным программам. Частота рейсов Москва - Минск и обратно увеличится до 63 в неделю. К тому же Россия пошла навстречу Беларуси и, единственная из всех стран, разрешила привозить пассажиров на Боингах-737 MAX, чтобы «Белавиа» могла максимально использовать возможности своего парка.
А вот на земле пока не все так благостно, особенно с транзитными перевозками. Европа для наших дальнобойщиков закрылась. Основной грузопоток развернулся на Китай, Центральную и Юго-Восточную Азию. И начались проблемы.
- Знаете, с какой скоростью двигается товар в грузовике по нашим странам? - задал вопрос Председатель Ассоциации «БАМАП» Николай Боровой. - Триста километров в сутки проезжает машина в лучшем случае. Это крайне мало. Срок доставки груза из Беларуси через Россию, скажем, в Турцию и обратно занимает 45 - 50 суток. Надо развивать транспортные коридоры с участием стран БРИКС, ЕАЭС и ШОС, о чем уже говорили премьер-министры наших стран. Ненормально, когда мы из республики не можем вывезти пиломатериалы. В направлении той же Турции у России лишь две пропускные возможности - Верхний Ларс и Новороссийский порт. Допустим, первый завален снегом, а в Черном море шторм - все, пиломатериалы стоят.
ЗАСТРЯВШИЙ «МЕРИДИАН»
Значительную часть проблем могла бы снять автодорога «Меридиан». Она должна идти из Китая как раз через Брянск, Гомель и дальше на запад. Меморандум о ее строительстве Китай, Казахстан и РФ подписали еще в 2009 году. Китайцы свой кусок построили, казахи тоже. У нас все застряло в оренбургских степях. Проект очень сложный, говорят в Минтрансе, но работа над ним продолжается. Главная задача - чтобы в будущем не возникали бутылочные горлышки перед городами и крупными объектами. А ведь транзит - выгодная штука. Хорошая дорога - от шести до девяти процентов бюджета региона.
Эмоционально, но очень аргументированно выступил член комиссии Евгений Москвичев. Прошелся по всему спектру, на сглаживая острых углов:
- Сразу скажу: нам нужен единый транспортный рынок. И коридоры, которых у нас нет. В ближайшие лет десять в Евросоюз вряд ли поедем. На восток все дороги забиты. Как экспорт вывозить? Не можем автомобилями - давайте железной дорогой. Или - авиацией дружественных стран. Морем. Но дороги новые завтра не построим - это точно. Сохранить бы в нормальном состоянии те, что имеем. Трасса М-1 через год-полтора будет вся разбита. И доставка грузов будет идти уже не по триста, а по двести километров в сутки. Надо думать о новом коридоре. «Меридиан», о котором уже говорилось, задумывался под высокую нагрузку - 13,5 тонны на ось. Бетонное полотно с разрешенной скоростью 110 километров в час. И никаких там нет населенных пунктов с бутылочными горлышками, но дорога не строится почему-то. Давайте наконец мы вместе с бизнесом определим коридор, который нужен России на ближайшие десять - двадцать лет. И построим его. И еще. Международные перевозчики уже лет шесть используют электронный путевой лист. У нас же на дорогах инспекторы просят обязательно бумажный. Давайте же переходить к нормальной цифровизации. Тогда машина сможет проезжать за сутки уже семьсот километров. И вопрос, который меня пугает. Почему у нас до сих пор разные законы? Нет единой «Зеленой карты». Единого ОСАГО. Утилизационный сбор в России в два-три раза больше, чем в Беларуси. Какая тут конкуренция, уважаемые коллеги? Нужна этапность? Хорошо, но давайте решать.
Парламентарии рекомендовали Минтрансам РФ и РБ ускорить работу по программе СГ по унификации регулирования транспортного рынка. После сближения законодательств у перевозчиков будут единые условия. Нужны также общие правила взимания утилизационного сбора, транспортного налога, уплаты НДС, а также тарифы на полис ОСАГО. Кроме того, по мнению депутатов, необходимо дополнительно проработать этапы отмены разрешительной системы на перевозки грузов в третьи страны.
КООПЕРАЦИЯ
КАРТОШКА – ВСЕМУ ГОЛОВА
Брянцам есть чем похвастаться и чему поучиться у соседей.
НЕЗАМЕТНЫЙ РУБЕЖ
- Тесные, часто даже родственные семейные связи позволяют считать границу условной. Мы ее просто не видим. Хотелось бы, чтобы так продолжалось и дальше. Забыть про эти посты и жить как единое государство. Пора к этому прийти окончательно, - заявил заместитель брянского губернатора Николай Лучкин.
Один из приоритетов сотрудничества - сельское хозяйство. Из Беларуси, например, поставляют семена, из которых на Брянщине получают прекрасный урожай.
- Пусть не обижаются наши братья, но урожайность у нас намного выше, чем, скажем, в Гомельской области. Поставляем в Беларусь пшеницу, кукурузу и даже картофель. Каждый седьмой килограмм, выращенный в России, наш. Производим больше, чем вся республика.
Из Гомеля, в свою очередь, идут железобетонные изделия и стройматериалы. Сейчас местные специалисты возводят в Брянске жилую шестнадцатиэтажку.
- Строят очень качественно и намного дешевле, чем брянские. Есть чему поучиться. И комплектующие многие наши предприятия получают не из Европы, как раньше, а от соседей.
ПОКА РЕЛЬСЫ МХОМ НЕ ЗАРОСЛИ
Однако в любой бочке меда отыщется хоть капелька дегтя. Три года назад прекратили ходить электрички между могилевским Кричевом и брянским Суражем. Сегодня сообщение - только на частном авто, у кого есть.
- Железнодорожники отказывают. Просьба к комиссии, - обратился Николай Лучкин, - помочь решить проблему: может, автобусный маршрут открыть.
Депутаты решили поставить вопрос ребром перед министрами транспорта РФ и РБ на «правительственном часе» Парламентской сессии в июне.
- И потом - зачем придумывать автобусный маршрут, когда есть железная дорога. Она что, мхом должна зарастать? - резонно заметил Григорий Рапота.
ПОКЛОН ГЕРОЯМ
СРАЖАЛИСЬ И ПОГИБАЛИ ЗА ОБЩУЮ РОДИНУ
По союзному проекту возвели грандиозный Мемориал Советскому солдату под Ржевом. Должны появиться и другие мемориалы такого же масштаба.
Одним из инициаторов его создания был заместитель председателя комиссии Григорий Рапота:
- Это историческая память, прежде всего, которую нужно не только сохранять, она должна быть объективной, - считает он. - Ведь создавая такой мемориал, как Ржев, мы, во-первых, признали, что у нас на этом участке фронта погибло миллион триста тысяч военнослужащих. Это огромная кровавая битва. Война - это вообще тяжелая вещь. Смерть в первую очередь. И что Победа досталась очень тяжелой ценой. Наконец, главное. Скажем, если взять Ржевскую битву, там долго работали поисковики, дай бог, если из останков поднятых солдат им удавалось идентифицировать хотя бы одного из сотни. Восстановить его имя. Это очень нужное, благородное дело для потомков. У людей, чьи родственники без вести пропали во время битвы, теперь хоть появилось место, чтобы преклонить голову и принести цветы. Не случайно его посещают около миллиона человек каждый год.
- Где в наших странах можно было бы установить еще один, а может, не один союзный памятник?
- Таких много. Сейчас рождается мемориал, посвященный событиям на северном фасе Курской дуги летом 1943 года. Если возникнет необходимость и к нам обратятся, со стороны Беларуси, конечно, будет отклик и разрешение использовать какие-то союзные средства на этот мемориал. Потому что разделить белорусов и россиян невозможно. Сражались вместе и погибали вместе. Так было и на Курской дуге.
- Обсуждали еще исполнение союзного бюджета. Как на нем сказались западные санкции и СВО?
- Да никак не сказались. Как был, так и существует. И будет выполняться. Не вижу здесь взаимосвязи никакой.
- Что нужно предпринять, чтобы его исполняли более эффективно?
- Для этого более эффективно должны работать органы государственной власти в Беларуси и России. У нас вообще большая проблема адаптировать новые технологические разработки. Вот когда речь идет о транспортных элементах, скажем, в рамках Министерства обороны, пограничных войск, таможенников, обустройстве какого-то пункта перехода или создании каких-то инфраструктурных вещей, там все попроще и понятно. Но когда мы говорим о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, а этому в основном посвящены наши программы союзного государства, здесь механизм дает сбои, которые выражаются в профиците бюджета. Это не камень в огород нынешнего руководства. Такая же история была и в мою бытность. Это общая беда. И пока избавиться от нее не удалось. Хотя приняты хорошие решения по сокращению количества и сроков требуемых согласований - не более полугода. Посмотрим, как будет на практике.
РЕКОНСТРУКЦИЯ
НА БРАТСКИХ МОГИЛАХ ВСЕГДА СВЕЖИЕ ЦВЕТЫ
В годы Великой Отечественной войны оба региона области хлебнули сполна.
Тяжелейшие бои. Оккупация. Зверства фашистов над людьми. Героическая борьба партизан с захватчиками.
О тех суровых годах напоминают обелиски и братские могилы. Только на Гомельщине - 667 памятников и 1215 захоронений погибших в боях солдат и жертв оккупантов. На Брянщине таких объектов почти две тысячи. Говорили о том, как сохранять и поддерживать их. Союзное государство готово помочь, выделив средства из своего бюджета. Депутаты решили обратиться в Комиссию ПС по культуре, науке и образованию - предложить разработать проект СГ по реконструкции и ремонту мемориального комплекса «Детям - жертвам Великой Отечественной войны» в агрогородке Красный Берег в Гомельской области. Тем более что на союзные средства и раньше не только ремонтировали, но и возводили памятники защитникам Отечества. Среди них - ставший уже знаменитым Ржевский мемориал.
АКТУАЛЬНО
ОГРАНИЧЕНИЯ СНИМУТ ПОЭТАПНО
Осталось решить проблему с автострахованием.
Итоги заседания «СВ» прокомментировал Алексей Кушнаренко:
- Брянская область может служить примером того, как раскрывается потенциал взаимодействия с соседними областями РБ в бизнесе, строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и, конечно, в промышленности, импортозамещении, что сейчас особенно важно, для того чтобы вместе противостоять санкционному давлению на наши страны.
- Что даст простым людям в наших странах, в том числе в приграничных областях, создание единой транспортной системы?
- Мы рассматривали две союзные программы по транспорту, которые закреплены за нашей комиссией. Программу по интеграции систем транспортного контроля выполнили полностью. Что касается регулирования рынка, сняли практически все вопросы по железнодорожному и водному транспорту. Есть вопросы по отмене разрешительной системы в автоперевозках, и стороны уже договорились о поэтапном снятии ограничений.
Что касается выгод для простых граждан, основное - это равные условия. Если человек комфортно, без дополнительных разрешений перемещается по Союзному государству, значит, мы свою задачу выполняем. Если возникают проблемы, должны подключаться к их решению. Например, мы, белорусские члены комиссии, сегодня из Минска приехали в Брянск. По хорошим дорогам, как в Беларуси, так и в России. Никаких проблем на границе. Но при этом как владельцы белорусского автотранспорта должны были получить дополнительную страховку для перемещения по России. Логично, чтобы их взаимно признавали. Скоро и этот вопрос урегулируют.
- Какие предложения по финансированию из союзного бюджета работ по сохранению воинских мемориалов вы считаете самыми интересными? И почему бы в этот список не добавить, например, Буйничское поле под Могилевом?
- Работа по сохранению обелисков и мемориалов жертвам Великой Отечественной войны как в Брянской, так и в Гомельской области, да и в целом в России и Беларуси, - системная. Есть региональные, федеральные, республиканские программы. При этом Председатель ПС Вячеслав Володин ориентировал нас, депутатов, на то, чтобы мы активно подключались к этой теме и оказывали всяческое содействие. Все предложения, прозвучавшие сегодня, рассмотрят. Что касается Буйничского поля - это знаковый для всего, наверное, советского народа монумент. Поддерживаю инициативу. Уверен, она также найдет отклик в решениях, которые примут.