САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

«Есть у революции начало, нет у революции конца»

Размышления о сущности литературного диссидентства на его образцовом примере 21 сентября известному писателю-диссиденту, одному из виднейших представителей нашей эмигрантской литературы «третьей волны» (покинул СССР в 1979-м), поэту и прозаику Юзу (Иосифу Ефимовичу) Алешковскому исполняется 80 лет. Признаюсь честно, долгие годы был знаком только с его поэзией, ходившей в списках в самиздате и певшейся на интеллигентских «кухнях» («Окурочек», «Личное свидание», «Советская пасхальная» и др.), и фильмами по его сценариям («Кыш и Двапортфеля», «Вот моя деревня»).

Размышления о сущности литературного диссидентства на его образцовом примере

21 сентября известному писателю-диссиденту, одному из виднейших представителей нашей эмигрантской литературы «третьей волны» (покинул СССР в 1979-м), поэту и прозаику Юзу (Иосифу Ефимовичу) Алешковскому исполняется 80 лет. Признаюсь честно, долгие годы был знаком только с его поэзией, ходившей в списках в самиздате и певшейся на интеллигентских «кухнях» («Окурочек», «Личное свидание», «Советская пасхальная» и др.), и фильмами по его сценариям («Кыш и Двапортфеля», «Вот моя деревня»). Из всего этого мне нравилось, по большому счету, только одно его стихотворение-песня «Товарищ Сталин, вы большой ученый». А вот с главными произведениями – прозаическими (так, к трехтомному собранию сочинений Алешковского предисловие написал лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский) познакомиться не довелось, сначала – понятно почему, потом все как-то руки не доходили.
И лишь недавно, решив восполнить это упущение в своем литературном образовании, взялся за «вагриусовский» однотомник «Карусель, Кенгуру и Руру», в который, по уверению издательства, вошли лучшие вещи прозаика. Скажу сразу, что об этом своем поступке не пожалел ни разу на протяжении всех 507 страниц. Сколько лет я потратил ранее в тщетных поисках образцового случая типического диссидентского мировоззрения, кое, как и любое другое совершенство, в чистом виде, без посторонних примесей, встречается раз на миллион. А здесь в процессе знакомства с творчеством писателя можно получить четкое представление о таком важном явлении нашей общественно-политической жизни 60-90-х годов, как диссидентство.
Изучение этого творчества, наверное, следует начать с самого конца, то есть с четвертой стороны обложки, где издательство «Вагриус» с прискорбием констатирует, что сочинения «Ю.А. долгое время, вплоть до середины 90-х, издавались небольшими тиражами только за рубежом». И что при чтении его книг «американец или европеец лишь снова отметят свою неспособность понять этот загадочный народ».
С моей точки зрения, объяснение того, почему писатель-эмигрант особой популярности за рубежом так и не сыскал, лежит на поверхности. Известно, что русский мат значительно многообразнее, ярче и богаче аналогичного синонимического ряда в любом из европейских языков. И при переводе на этот любой язык достойно передать те сотни, тысячи матерных слов, как общеупотребимых, так и возникших в результате творческого поиска автора, практически невозможно.
А с точки зрения автора, как и его героев, ненормативная лексика была одним из средств противо-стояния ненавистному коммунистическому режиму. Ведь наш родной русский язык мог биться с диктатурой большевиков только своими собственными, присущими лишь ему специфическими средствами, и в ходе этой борьбы «он не вымер, не утратил своей сущности, считая для себя более приемлемым и безобидным явлением живой воровской жаргон и самый грязный мат, чем мертвую фразеологию партийных придурков и прочих гнусных трекал». Так что когда почтенные, преимущественно предпенсионного возраста работяги вдруг в присутствии женщин хором затянут песню про крокодила Гену в матерной обработке: «Прилетит Чебурашка в голубой комбинашке и устроит бесплатно стриптиз» – это вовсе не пошлость, а такая же часть тогдашней глобальной войны человечества с Империей зла, как звездные войны Рейгана и польская «Солидарность».
Замечу лишь, что писатель здесь явно что-то недодумал, так как из трех вещей, включенных в сборник, одна, «Кенгуру», написана еще дома, но в ней присутствуют лишь два матерных слова целиком плюс пять случаев первых букв с последующим многоточием, а вот в двух написанных за рубежом – «Карусели» и «Руру»... Получается, что, находясь на родине, писатель работал проклятым эзоповым языком, а попав за границу, где мата в принципе быть не должно в связи с отсутствием там советской власти, засквернословил через слово.
Но ловить автора на этом и куче других противоречий бессмысленно без понимания их причины – того, что корни творчества Алешковского (и диссидентства как общественно-политического феномена в целом) произрастают из нескольких достаточно простых постулатов русского революционного нигилизма XIX века. Нет и не было в истории человечества общественного строя гнуснее и опаснее того, с которым мы (в смысле они) боремся. В войне с ним любые средства хороши. Каждый его противник – наш союзник. Тот, кто думает иначе, становится грязным пособником палачей и убийц. Свобода суть единственная духовная и материальная ценность, необходимая народу. Теперь замените везде слово «царизм» «советской властью» и запомните, что те, кто так говорил о царизме (прежде всего большевики), являются, несмотря на якобы полную схожесть их позиций с нынешними, не предшественниками, а главными врагами диссидентского движения.
Идентификация окружающего человечества в системе «друг – враг» для диссидентства проводится не с позиций нравственности, духовности или, упаси бог, порядочности, а по единственному критерию – отношению к советской власти. Лоялен к оной – значит, ты либо трус, либо подлец, либо идиот. Помню, как потрясла меня в «Карусели» исповедь рабочего, который прошел всю войну (в разведке), проработал десятки лет на заводе, отсидел срок (за критику действий местных властей) и вот теперь кается в том, что жизнь прошла впустую, ибо он так и не выполнил свое человеческое предназначение, так как «не был пущен в божеское дело для раскрытия глаз толпы рабов заряд моего понимания лживости, звериной подлости, тупости и совершеннейшего цинизма тех, кто делал и делает из нас скотов». Спасение родины от фашизма, подъем страны из развалин – пустяки, главное, что он не подался вовремя в диссиденты.
А вот воры и бандиты в произведениях Алешковского подобными сомнениями не мучаются, потому как они от начала и до конца или, точнее, с момента обретения профессии – идейные противники большевизма и, следовательно, упрекать им себя не за что. Нет, правда, людоед в той же «Карусели» автором осуждается, но, по-моему, только потому, что в выборе пищи он (который людоед) не ограничивался одними коммунистами. Но даже будучи в этом не прав, герой не выглядит столь же однозначно подлым и тупым, как герои-партийцы, ибо в его беде виновна прежде всего советская власть. Устроила такой голод в коллективизацию, что «папаня сказал: «Будя! Поели вы нас – теперича мы вас пожуем маленько!» И ведь не для себя так папаня старался. Вся его деревня выжила на мясе комиссаров и политруков. А сын, когда началась война, помимо себя с подругой спас от проблемы насильственного вегетарианства еще и семью беженцев из блокадного Ленинграда. И не включи он в свой рацион лечащихся в госпитале раненых фронтовиков, надо думать, было бы в романе на одного положительного героя больше.
Но этот персонаж немножко слишком увлекся кулинарией, и его, что называется, повело не туда, а вот с обычной уличной преступностью дело обстоит совсем иначе. Ведь если освободить свое сердце от злобы и ненависти к молодежным бандформированиям в связи с тем, что «они затерроризировали целые районы нашего города, то чувствуешь, как они несчастны, заблудившись в чащах перед светлым будущим». А стали они таковыми, «блюя от лживой казенщины пионерских игр и комсомольских кампаний». Что самое любопытное: писались эти строки автором уже за рубежом, где, что в Европе, что в США, на отсутствие собственной преступности вроде бы еще никто не жаловался и при этом население слыхом не слыхивало ни о пионерах, ни о комсомольцах. В общем, даже в ситуации, неразрешимой как минимум пять тысяч лет, виновата проклятая советская действительность.
Имена врагов, «замазывающих сладкими цветными слюнями и соплями гнойные язвы, боль и сумасшествие изолгавшейся одной шестой части света», в принципе совпадают у Алешковского с теми, кого в перестройку ругала за «близость к режиму» и «художественную неправду» демократическая литературная критика: Эренбург и Полевой, Чаковский и Катаев. Естественно, Шолохов (так некогда у нигилистов во врагах значились Лесков, Достоевский и Гончаров). Разумеется, Горький. Правда, с лупцеванием Горького вышло у Алешковского несколько не кудряво. Наткнувшись в тексте на пассаж: «Когда я теперь вспоминаю хитрые слова беспутного Максима Горького: «Человек создан для счастья, как птица для полета…» с дальнейшим разъяснением лживости и глупости оного высказывания аж на двух страницах, не удивляйтесь. Здесь имеет место быть самое элементарное невежество героя Алешковского, приписавшего «буревестнику революции» высказывание персонажа одного рассказа Короленко.
…Когда я садился за чтение прозы Юза Алешковского, то был горячим поклонником его стихотворения «Товарищ Сталин…». Им и остался. Ей-богу, очень хорошая вещь.

Павел НУЙКИН,
член Союза писателей Москвы

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин обсудил по телефону важные вопросы с Наследным принцем Саудовской Аравии
  2. Россиян предупредили об угрозе продажи их квартир через «Госуслуги»
  3. Москалькова рассказала, как идет диалог по обмену пленными
  4. Из украинского плена вернули 95 российских военнослужащих
  5. Беларусь вводит безвизовый режим для 35 стран ЕС
  6. Матвиенко рассказала, как ее пытались обмануть мошенники
  7. Азовцы* анонсировали турне по Европе
  8. Алаудинов пообещал наказать украинцев, расстрелявших российского военного
  9. На Украине заявили, что Киев использует коридор через Беларусь для подготовки терактов в РФ
  10. Международная федерация бодибилдинга вернула россиянам и белорусам их флаг и гимн
  11. Путин: необходимо перейти к более широкому внедрению цифрового рубля
  12. «Демократичный» донос: на латвийку пожаловались за выступление на «Славянском базаре»
  13. В Кремле прокомментировали взаимоотношения Путина и Трампа
  14. ВСУ начали использовать новое средство поражения живой силы
  15. Минэнерго заявило о возможных отключениях электричества из-за жары на юге страны

Парламентское Собрание

БРИКС обгоняет Большую семёрку по росту ВВП

Гегемоны превращаются в аутсайдеров

МНЕНИЯ

Не «друг», не «враг» и не «так»

Валерий Чумаков

Кандидат в Президенты США Дональд Трамп назвал идущего с ним в паре кандидата в вице-президенты

Сыграли против себя

Татьяна Вахромеева

Дональд Трамп  - о том, куда Америку завела политика ее руководства.

Надо идти до конца

Олег Зинченко

На войне как на войне

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также