Леся не Украинка?
На Украине переносят празднование Женского дня на день рождения знаменитой поэтессы
В Незалежной решили перенести празднование Женского дня на другую дату. Типа, чтобы и от праздника не отказываться, и чтобы не как в России. И это несмотря на то, что дата 8 марта закреплена документами ООН, а по результатам проведенного накануне опроса, 61 процент украинцев выступили против переноса. Нет, в этом году все пока остается по-старому, с одним отличием: на Украине женский день будет рабочим. Как, впрочем, и все остальные праздники в период «военного времени». А вот в будущем году праздник собираются отмечать уже 25 февраля. И под несколько другим названием – «День украинской женщины». Хорошо еще, что не «Международный день украинской женщины», а могли бы.
Новая дата приурочена ко дню рождения поэтессы, взявшей своим псевдонимом национальность, – Леси Украинки (настоящая фамилия Косач-Квитка). Но тут сразу возникает вопрос: а как быть с политикой декоммунизации и десоветизации? Ведь поэтесса была ярой социалисткой и революционеркой. Она первой перевела на украинский язык «Манифест коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса, была соучредительницей группы «Украинская социал-демократия». Умерла от туберкулеза в 1913 году, но можно не сомневаться, что Октябрьскую революцию 1917 года приняла бы с тем же восторгом, как и ее любимый супруг, ставший в СССР знаменитым музыковедом-фольклористом Климент Квитка.
Может украинские власти не в курсе, но в СССР творчество Леси Украинки не только не запрещали, но всячески пропагандировали. Ее сборники и собрания сочинений выходили и сейчас выходят многотысячными тиражами, ее драмы ставились и ставятся в театрах, по ее произведениям в советский период снято множество фильмов. В 1971 году ее столетие праздновал весь Союз. В ее честь названы улицы в Москве, Минске, Иркутске, Бресте, Сочи, многих других российских и белорусских городах. Ее имя носят школы, библиотеки, театры. В Москве на Украинском бульваре ей поставлен прекрасный памятник, который никто ни разу не осквернил, краской не обливал, и сносить который никто не собирается. В отличие от памятника ей же в Тбилиси, с которого постоянно воруют бронзовые части.
И уж если на Украине всеми силами уничтожают память о коренном киевлянине Михаиле Булгакове, который у советской власти был явно не в чести, закрывают его музеи, сбивают памятные доски, исключают из школьной программы, то называть идеалом украинки обласканную той же «оккупационной» советской властью Украинку будет более чем странно.
Так что у нынешних украинских властей в ближайшие месяцы встанет задача либо подыскать другую, более подходящую дату, либо вновь переписать историю, рассказав соотечественникам, что на самом деле творчество Леси в СССР было под запретом, а улицы и библиотеки названы в честь какой-то другой женщины. Впрочем, им не привыкать.
С другой стороны, возможно, ничего делать и не придется. Ведь у этой власти на ближайшие месяцы есть и более насущная задача – банально выжить. Но пока ничего не перенесли мы можем поздравить не только наших, но и украинских женщин и пожелать им главное – Мира и Счастья.