Страсти вокруг АЭС
Планам строительства атомной электростанции в Нижегородкой области противостоят жители соседнего, Владимирского региона Впервые информация о намерениях строительства атомной электростанции в районе города Навашина Нижегородской области прозвучала в мае текущего года. На пресс-конференции ее озвучил генеральный директор ОАО «Нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект» (НИАЭП) Валерий Лимаренко. Именно эта компания и будет выступать генеральным проектировщиком строительства. Заказчиком проекта является ОАО «Концерн Энергоатом», 100% акций которого принадлежат ОАО «Атомэнергопром».
Впервые информация о намерениях строительства атомной электростанции в районе города Навашина Нижегородской области прозвучала в мае текущего года. На пресс-конференции ее озвучил генеральный директор ОАО «Нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект» (НИАЭП) Валерий Лимаренко. Именно эта компания и будет выступать генеральным проектировщиком строительства. Заказчиком проекта является ОАО «Концерн Энергоатом», 100% акций которого принадлежат ОАО «Атомэнергопром». Нижегородская АЭС (именно такое название станция получила документально) будет состоять из четырех энергоблоков. Первая очередь строительства (первый и второй энергоблоки) должна начаться в 2012 году. Планируется, что первый энергоблок будет введен в эксплуатацию в 2016 году, второй – в 2018 году, сроки введения третьего и четвертого – 2019 и 2020 года соответственно. Стоимость проекта оценивается в 268,7 миллиарда рублей. Средства в строительство инвестирует госкорпорация «Росатом».
Первоначально рассматривались два варианта выбора площадки для строительства: вышеназванная, близь села Монаково, и на севере Нижегородской области, в Уренском районе. Однако выбор пал именно на Монаково. По оценке ОАО «Нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект», размещение АЭС на этой площадке обещает экономию до 15% средств.
Проект станции, которая будет работать на водо-водяных энергетических реакторах (ВВЭР) мощностью 1150 МВт каждый, аналогичен строящейся Новоронежской атомной электростанции и считается самым эффективным и безопасным в мире. Разработчики проекта не ожидали особых препятствий для внедрения его в жизнь. Строительство АЭС должно решить проблему дефицита электроэнергии в регионе. Кроме того, налоговые поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области должны составить от одного до двух миллиардов рублей ежегодно. Однако «нет!» «мирному атому» все-таки прозвучало. Главными протестующими стали жители города Мурома соседней Владимирской области, расположенного в 26 километрах от предполагаемого места строительства.
Первые пикеты, сборы подписей, другие способы выражения несогласия со строительством АЭС муромцы организовали в начале июля, в дни, когда город во второй раз стал центром проведения всероссийского Дня семьи, любви и верности. Именно это и позволило в какой-то степени привлечь внимание широкой общественности. Основным лейтмотивом протестов стали сомнения об абсолютной безопасности станции в процессе эксплуатации, риски возникновения аварийных ситуаций. Муром, географически располагающийся к юго-западу от АЭС, в силу природных условий становится особо уязвимым. В 30-километровую зону от площадки Нижегородской АЭС попадает и государственный заказник, о чем умалчивали проектанты.
Протест жителей поддержали и руководство Мурома, и Совет народных депутатов, направив соответствующее обращение руководству страны. Муром, имеющий более чем тысячелетнюю историю, делает ставку на развитие туризма, и понятно, что такое соседство в непосредственной близости обязательно негативно скажется на притоке туристов и может отрицательно повлиять на экологию. Возникнут проблемы и у сельхозпроизводителей, которым будет сложно реализовать сельскохозяйственную продукцию, произведенную вблизи АЭС.
В Муроме был организован сбор подписей с требованием не допустить строительства атомной электростанции. Свое «нет» высказали более 18 тысяч жителей Мурома, Муромского и Селивановского районов Владимирской области.
Одной из последних акций протеста в Муроме стал митинг, прошедший 1 сентября. На площадке перед зданием администрации округа собрались около 2 тысяч человек. Свои делегации прислали коллективы крупнейших предприятий города. На митинг приехали члены нижегородского экологического центра «Дронт». Среди выступающих были заместитель главы администрации округа Муром Валерий Сипатов, депутат Законодательного собрания Владимирской области Евгений Рычков, представители духовенства.
Акции протеста, хотя и не такие масштабные, проходили и в Нижегородской области. Однако, по мнению региональных властей этого региона, в целом жители выражают поддержку строительству. Поводом для таких выводов стал опрос общественного мнения жителей Навашинского района, проведенный нижегородским отделом Института социологии РАН. Согласно исследованию, 48,2% положительно относятся к строительству станции, отрицательно – 23,7%, затруднились с ответом 28,1% опрошенных.
Главным критерием оценки проекта для простых людей стали перспективы появления новых рабочих мест. Предполагается, что на строительстве будут заняты свыше 8 тысяч человек. В процессе эксплуатации на станции будут работать около 2 тысяч специалистов. Но, как отметил заместитель генерального директора ОАО «Концерн «Энергоатом» Сергей Бояркин, одно рабочее место на АЭС создает более 10 рабочих мест в сфере обслуживания, торговли, ЖКХ и других сферах. Предполагается, что рядом с АЭС вырастет город-спутник на 20-25 тысяч жителей.
Эти доводы приводились защитниками проекта и на общественных слушаниях, которые прошли 4 сентября в Навашине по инициативе местной администрации. Участие в них приняли около 900 человек – жители близлежащих к месту будущего строительства районов Нижегородской области, представители заказчика, проектирующей организации, региональных и районных властей. С владимирской стороны гостей не ждали, но муромцы не только приехали, но и приняли самое активное участие в обсуждении материалов «Результатов предварительной оценки воздействия на окружающую среду Нижегородской АЭС».
Подавляющее большинство выступающих (среди них – немалое число специалистов, принимавших участие в подготовке материалов, и госчиновников) дали положительную оценку рассматриваемым материалам и проекту в целом. Однако были и серьезные замечания.
Основными оппонентами сторонников строительства АЭС выступают экологические организации. Руководитель экологического центра «Дронт» (Нижний Новгород) Астах Каюмов отметил, что в оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) отсутствует информация о последствиях запроектной аварии с разрушением реактора. «Реакторы ВВЭР-1200 не имеют доказательного опыта безопасной эксплуатации. Данные, представленные в ОВОС, носят теоретический, расчетно-оценочный характер».
Ряд выступающих выразили сомнения в безопасности строительства станции в зоне, известной карстовыми явлениями. Житель деревни Монаково Н.А. Бадин озвучил мнение специалистов из АО «Карстовая и береговая защита» из Дзержинска, куда обеспокоенные сельчане обратились за консультацией. Ответ: «В мировой практике нет примеров строительства станции на подстилающем глиняную толщу гипсовом карсте. АЭС дает гораздо большую статистическую нагрузку на грунт, чем стандартные сооружения. Работа турбин добавляет к этому вибродинамическую нагрузку. Подобный эксперимент достаточно рискован». Выступавший, в свою очередь, выразил сомнения в утверждении геологов о надежности карстовых пород и привел реальные примеры образований карстовых провалов на больших глубинах в последние годы.
Следует добавить, что группу московских экологов, собиравшихся выступить на слушаниях, задержали сотрудники милиции. Поводом для задержания стали 500 листовок, содержавших доводы против строительства АЭС. Данный документ представляет собой заключения физика-ядерщика, эколога и прочих специалистов организации «Экозащита». Листовки предполагалось раздать участникам слушаний, но, как оказалось, агитация «против» строительства была запрещена. Между тем всем желающим вручались красочные буклеты корпорации «Росэнергоатом», которые убеждали в привлекательности ядерной энергетики. После 5 часов «выяснений отношений» задержанные были отпущены, а документы им возвращены.
Сопредседатель группы «Экозащита» Владимир Сливяк, выступив перед журналистами, рассказал, что «в России не существует завода для переработки отходов ядерного топлива с реакторов указанного типа и нет планов его строительства. Существует большая вероятность того, что ядерные отходы навсегда останутся в Нижегородской области».
Несмотря на то что, по мнению министра внутренней политики Нижегородской области Александра Цапина, «общественные слушания можно считать состоявшимися, так как все желающие могли высказаться о проекте Нижегородской АЭС и внести свои замечания в ОВОС», точку в споре противников и сторонников Нижегородской АЭС ставить пока рано. Депутат Совета народных депутатов округа Муром Василий Вахляев обратил внимание собравшихся на то, что согласно материалам ОВОС «в 30-километровую зону попадают 39,27 тыс. жителей Нижегородской области и 143,4 тыс. жителей Владимирской области. Так почему же слушания должны проходить только в Навашине? Кроме того, согласно требованиям НП-032-01, плотность населения в зоне планирования мероприятий по обязательной эвакуации за весь период эксплуатации АЭС не должна превышать 100 человек на 1 кв. километр. По Владимирской области эти нормы нарушены».
Подписные листы с протестами жителей Мурома были переданы им в секретариат общественных слушаний. Кроме того, депутат доложил, что на заседании Совета народных депутатов округа Муром принято решение о проведении 28 сентября соответствующих общественных слушаний в Муроме. Результаты общественных слушаний в Муроме будут приобщены к протоколу навашинских и должны быть учтены при государственной экспертизе проекта.
Татьяна ДОРОСЕВИЧ