Прошлое возврату не подлежит
Недавно Мосгорсуд огласил приговор по делу о коррупции в Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС). Бывший руководитель фонда Андрей Таранов приговорен к семи годам лишения свободы и штрафу в 1 млн рублей. Его заместители Наталья Климова и Юрий Яковлев осуждены каждый на 9 лет заключения и к штрафам в 1 млн рублей. Двое других заместителей – Дмитрий Усенко и Дмитрий Шиляев осуждены каждый на 7 лет заключения в колонии строгого режима.
Бывший руководитель фонда Андрей Таранов приговорен к семи годам лишения свободы и штрафу в 1 млн рублей. Его заместители Наталья Климова и Юрий Яковлев осуждены каждый на 9 лет заключения и к штрафам в 1 млн рублей. Двое других заместителей – Дмитрий Усенко и Дмитрий Шиляев осуждены каждый на 7 лет заключения в колонии строгого режима. Суд лишил этих бывших чиновников права занимать в течение трех лет должности на государственной службе и в органах самоуправления. Самый низкий срок наказания назначен руководителю компании «Протек» Виталию Смердову – в виде полутора лет заключения, признав его виновным в даче взятки.
По данным следствия, обвиняемые получили в общей сложности более 27 млн рублей взяток от руководителей территориальных фондов обязательного медицинского страхования и представителей фармацевтических и иных компаний, заинтересованных в выделении субвенций на обеспечение граждан необходимыми лекарствами. Во многом благодаря незаконной деятельности бывших федеральных чиновников программа обеспечения населения бесплатными лекарствами в регионах была сорвана.
Напомним, что уголовное дело против руководителей ФОМСа было возбуждено на основании проверки фонда Счетной палатой по итогам 2005 года. В документе было подчеркнуто, что нарушена одна из главных задач фонда – обеспечить российских льготников медикаментами по программе дополнительного лекарственного обеспечения.
Как показало судебное разбирательство, Андрей Таранов и его заместители договаривались с руководителями территориальных фондов, представителями фармацевтических и других предприятий о дополнительных субвенциях за 3-5% «отката» от суммы заявки. Из регионов деньги везли наличными и передавали прямо в кабинетах экс-руководителей фонда. В доказательство этого на суде была показана видеопленка, на которой зафиксированы моменты получения взяток. Для доказательств систематического получения взяток следствие предоставило в суд свыше 300 аудио- и видеоносителей, полученных сотрудниками ФСБ в установленном законом порядке.
При вынесении приговора суд учел характер и степень общественной опасности, данные о личности каждого подсудимого и все обстоятельства дела и счел, что исправление подсудимых возможно только в условиях изоляции от общества. Дополнительное наказание в виде штрафа суд определял с учетом финансового положения каждого фигуранта дела.
Мосгорсуд оправдал полностью инспектора Счетной палаты Нину Холмину, которая, как полагали следователи, проведя проверку расходования средств фонда и выявив нарушения, вопреки законодательному запрету показала акт итогов проверки Андрею Таранову и за внесение в него изменений получила 1,5 тыс. долларов. Ее представитель заявлял в суде, что она признает факт получения денег, однако полагала, что они к ней поступили «в качестве подарка», который ей «не стоило принимать».
Также все обвинения сняты с главы Калмыцкого территориального отдела фонда Данила Хахлымова. Следствие считало, что он был фигурантом одного из эпизодов дачи взятки. Однако суд счел, что доказательств его вины представлено не было.
Представители Генпрокуратуры выразили удовлетворение решением суда, несмотря на то что суд вынес более мягкий приговор, чем рассчитывало гособвинение. Представитель Генпрокуратуры Борис Локтионов отметил, что сроки лишения свободы для подсудимых являются «справедливыми и разумными».
Игорь ШИЛОВ