Без протокола
Даже серьезные политические мероприятия в Киеве превращают в шоу
В дипломатической работе есть такое понятие «протокол». Это совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении. Есть специальная «служба протокола», которая зорко следит за соблюдением этих правил. Сколько солдат в почетном карауле, кто должен приветствовать высокого гостя, кто рядом с кем должен сидеть во время банкета, сколько машин должно быть в картеже, все эти на непосвященный взгляд мелкие вопросы весьма важны, поскольку каждое нарушение будет восприниматься как намек на что-то важное, что впрямую сказать невозможно. Это как особая книга, которую надо уметь читать.
Вот встреча Александра Лукашенко в Пекине. Правительственный лимузин, четыре машины и 15 мотоциклистов сопровождения, красная ковровая дорожка до самой машины, рота почетного караула, фанфары, залп из нескольких орудий. Так встречают не просто важное государственное лицо, но именно лидера серьезной дружественной державы. Ну ни к чему не придерешься, каждый шаг выражает уважение и почет.
Или другой пример. Джо Байден в Киеве. Конечно, с режиссерской точки зрения, завывание сирен воздушной тревоги вместо национального гимна, ход интересный. Еще интереснее образ лидера встречающей страны. Небритый, в каком-то дурацком даже не военном бушлате, а просто пуховике с капюшоном, надетом прямо на футболку. Полное впечатление, что человек только проснулся, нацепил то, что под руку попало, и бегом на встречу. Сопровождение – спецназовцы в полной выкладке: в брониках, закрытых шлемах, латах, на поясе – гранаты, ножи и подсумок с запасными обоймами, руки – на автоматах, за спиной – рюкзаки, в которых, так понимаю, аптечка и спальник… Так и хочется спросить: «Ребята, вы с какого фронта? Здесь кого защищаете, президентов, или себя? Если президентов, то почему шлемы на вас, а не на них?»
Можно было бы это как-то понять, если встреча происходила бы, скажем, в Харькове. Но встречали в Киеве, за сотни километров от зоны боевых действий, да и от российской стороны были получены четкие заверения в том, что с нашей стороны против Президента США не будет предпринято никаких действий.
И ведь все это согласовывалось протокольными службами и службами безопасности обоих государств!
Есть еще одно понятие: «иммерсивный театр». Это когда зритель не сидит в зале, а оказывается втянутым в действие. Вот и то, что происходит в столице Украины больше всего напоминает такой иммерсивный театр. Когда гости уже привыкли, что их встречают сиренами воздушной тревоги (а так сейчас в Киеве встречают практически все важные делегации), когда они прекрасно понимают, что автоматы у украинского сопровождения незаряженные, а гранаты – бутафорские, ибо начальник службы безопасности президента США никогда в жизни не согласится с тем, чтобы рядом с объектом находились вооруженные до зубов ему незнакомые люди. И затрапезный вид принимающего лидера – ни что иное, как костюм главного героя, указывающий на его фриковатость.
Нет, ну понятно, кто что привык, тот то и делает. Президент Украины всю жизнь ставил шоу, и став президентом продолжает это делать.
А зрители аплодируют и старательно делают вид что верят, что перед ними настоящий Президент. Хотя прекрасно сознают, что перед ними не более чем очень хорошо оплачиваемый актер.