САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Попробуйте написать гимн…

Что и как читает молодежь, и какие задания предлагают ей авторы учебников Книга и степень обращения к ней потребителя на протяжении столетий являются одной из главных и безошибочных характеристик культурного и духовного состояния общества. То, что сейчас читают меньше, причем много меньше, чем в перестройку и даже в брежневские времена, ни для кого не секрет (хотя возможность выбора интересной, настоящей литературы как раз больше, чем в советскую эпоху). Но отступления бывают перед полной капитуляцией и – перед новым рывком вперед. Что будет дальше – посмотрим.

Что и как читает молодежь, и какие задания предлагают ей авторы учебников

Книга и степень обращения к ней потребителя на протяжении столетий являются одной из главных и безошибочных характеристик культурного и духовного состояния общества. То, что сейчас читают меньше, причем много меньше, чем в перестройку и даже в брежневские времена, ни для кого не секрет (хотя возможность выбора интересной, настоящей литературы как раз больше, чем в советскую эпоху). Но отступления бывают перед полной капитуляцией и – перед новым рывком вперед. Что будет дальше – посмотрим. Пока же особенно интересно, что и как читает молодежь.
Открыл я учебник по литературе своего сына с целью, чтобы узнать, сильно ли он отличается от тех, по которым я учился в советское время. Сразу видно, тематическое расширение произошло заметное, дети теперь изучают христианство, Средние века и т.д. Но при этом язык и глубина проникновения в суть исследуемого… Впрочем, судите сами. «Когда мы смотрим на голову Богородицы из «Устюжского Благовещения» (ХII в., Третьяковская галерея), нас поражает сложность чувств этой женщины» (В.Г. Маранцман «Литература. Учебное пособие для 9-го класса общеобразовательных учреждений»).
Впрочем, больше меня поразило иное. Автоматически перелистав всю книгу, я твердо понял, что, окончив филологический факультет МГУ и с тех пор около 20 лет занимаясь проблемами литературы, либо не смогу вообще, либо потрачу несколько месяцев на то, чтобы выполнить задания и ответить на вопросы, которые Маранцман ставит перед своими читателями. Как вам, скажем, понравится такой вот вопросик: «Чем отличается настроение картин Андрея Рублева от стиля книги Аввакума?» Или следующее, так сказать, вопросозадание: «В чем своеобразие русского фольклора? Сравните песни, пословицы и сказки разных народов».
Неужели и впрямь наступило время, когда обычный школьник с легкостью решает задачки, оказавшиеся не по силам взрослому, постоянно читающему литературу не один десяток лет? Любые самые светлые теории и убеждения принято все-таки проверять эмпирическим путем. Вот я и решил этим заняться, благо ответы на мои вопросы находились у меня постоянно под рукой – сын Саша, он же Саня, окончивший на тот момент 9-й класс.
Номер школы тут не имеет значения, важно, что она – московская, а сие гарантирует общий интеллектуальный уровень учеников, по меньшей мере, не ниже среднего по стране.
Далее в кавычках без указания фамилии – письменные ответы сына на мои вопросы, без кавычек – краткий пересказ его ответов. К сожалению, данные, которые смог собрать мне Санька, страдают зияющими пробелами, но иначе не выходит. Дело в том, что нынешние дети между собой о книгах не говорят.
Класс обычный, нормальный, из 27 учеников к десятому году обучения читать не может только один. И даже не то чтобы совсем не может. Может, но только медленно. Около 20 слов в минуту. Поэтому и не читает. То есть он не прочитал за свою жизнь ни одной книжки. Но и тут есть выход из положения. Ему пересказывают содержание изучаемых по программе произведений. Когда же ребенку лень тратить усилия даже на это, он получает двойку. Но и с таким багажом мальчик однажды блеснул своими познаниями по литературе. Как-то на уроке по граждановедению ученики наткнулись в учебнике на сравнение чего-то со сказкой Андерсена «Голый король». И оказалось, что ни один человек в классе ее не знает. Кроме этого мальчика. Ему ее в раннем детстве мама читала. (При этом на партах уже названное пособие В.Г. Маранцмана с такими строками: «Вопросы и задания: Напишите сочинение «Самая мудрая из библейских легенд». Попробуйте написать притчу на собственный сюжет.)
Итак, к Саньке.
«Раньше я любил рассказать о недавно прочитанной книге. Меня с трудом выслушивали и, как только я свой монолог заканчивал, переводили разговор на другую тему. Теперь же меня обрывают сразу, говоря, что это неинтересно. Могут еще и обругать. В общем, о книгах мне говорить не с кем… Однажды, когда мы с Максимом дежурили у учительской, один урок нам позволили заниматься своими делами. Максим вставил в плеер кассету с немецкой рок-группой RAMMSTEIN и стал слушать. Поскольку она мне не нравится, я достал книгу Толкиена «Властелин колец» и начал читать. Читаю и чувствую какое-то неудобство. Поднимаю глаза и вижу, что Максима трясет. Наконец он не выдерживает и спрашивает: «Ты что, совсем придурок?!»
Надо сказать, что подобное отношение к книге вообще – примета нынешнего времени. В дни моей младости высмеивалось только добровольное чтение классики, а не вообще любой книжки. Скажем, интерес к Гарри Гаррисону или «Английскому детективу» понимался и не осуждался.
«После лета учительница по литературе выясняла у нас, кто что прочел за каникулы. Спрашивает: «Марк Твен?» Я поднимаю руку. Со всех сторон раздается шипение, в котором слово «дурак» еще самое мягкое. «Пушкин?» Я опять поднимаю руку. (Как и в первый раз, я один читал.) Шипение и фырканье усиливается. «Шекспир?» Я решил не дразнить окружающих и руку не поднял – «Что, никто? Но ты, Саша, конечно же, читал?» И что мне оставалось делать?!!» (У Маранцмана: «Попробуйте сами написать гимн одному из богов, перечитав греческие мифы и рассмотрев статуи».)
«Внешкольную программу чтения (у нас и такая есть) презирают. В классе никто ничего сам (что называется, «для себя») не прочитал, кроме двух мальчиков: первый одолел «Энциклопедию вооружений» нашей современной армии (80 стр.). А второй действительно любит литературу. В его активе – «Гиперболоид инженера Гарина», полностью «Властелин колец» Толкиена и частично Шульц (один из лучших писателей об индейцах. – П.Н.), которого я ему подарил».
Писатели, которые некогда входили в обязательный мальчишеский круг чтения и которых достать-то (что в магазине, что в библиотеке, кроме читальных залов) раньше было невозможно, – Вальтер Скотт, Стивенсон, Хаггард, Дюма, Конан Дойль, Майн Рид, Фенимор Купер, – из подросткового обихода выбыли.
«В конце августа звонит мне Коля узнать программу по литературе на лето. Я объясняю, что все он прочитать не успеет, и посоветовал ему ограничиться «Онегиным», «Айвенго» и «Словом о полку Игореве». За два дня до начала учебы сам перезваниваю Коле и спрашиваю, как дела. Он просит меня «как друга» рассказать ему, что там в этих трех книгах происходит, потому что «Онегин» – очень скучно, а «Слово» – вообще полная фигня, ничего не понятно. «А «Айвенго»?» – «Одолел первые две страницы, тоже не понравилось». Я ему вкратце пересказал самые интересные эпизоды, думаю, может, хоть Скотт его заинтересует. «Слушай, какой смысл пыхтеть-читать, если можно сесть и посмотреть фильм?» (Составьте киносценарий по одному из наиболее интересных для вас эпизодов «Слова…». – Маранцман.)
Об освоении же современными подростками русской классики практически ничего сообщить не могу. 3-4 отличника, которые готовят домашние задания, более-менее читают – не внешкольную, а обязательную школьную программу, но особых восторгов, кажется, не испытывают. Так человек таблицу умножения должен знать, но любить ее не обязан.
Теперь перейдем к культурному досугу, но не к тому, которого нет, а к тому, который есть на самом деле. Мальчики… «Разговаривают в основном о фильмах и музыке. Да, еще о девочках-цыпочках. Фильмы предпочитают боевики и явно эротические… К урокам не готовятся хронически! Весь день гуляют, сидят перед телевизором, играют на приставках». (Прочтите стихотворения И. Бродского «Последнее письмо Овидия в Рим», «После нашей эры», «Письмо римскому другу». Что в этих стихотворениях напоминает вам интонации, мысли, чувства Катулла? В ком из двух поэтов сильнее отчаяние? – Маранцман.)
Девочки, они же прекрасная половина человечества… К сожалению, узнать их духовные запросы оказалось еще сложнее, чем у мальчиков, поскольку общаются они с противоположным полом в классе крайне мало. Запомнилось сыну только это – две одноклассницы, когда Саня при них упомянул о Шурике (герое фильмов Гайдая), переспросили: «Что за Шурик? Шура?» (для лиц моего поколения уточню, что Шура – современный певец).
Наверное, главный вид искусства как ХХ, так и, судя по всему, XXI века, – телевизор – заслуживает отдельного абзаца. Все – и мальчики и девочки – его смотрят помногу. Все здесь глубоко непатриотичны. «Смотрят американские ужастики и боевики. Если после названия картины следует «Россия» или тем паче «СССР» и обозначен год раньше 1990-го, то телевизор переключается на другой канал. Это, если употреблять их лексику, – «старье» и «фуфло». Коля посмотрел «Белое солнце пустыни» – его заставил отец. Долго плевался». (Прочтите «Колымские рассказы» В. Шаламова, «В круге первом» А. Солженицына и подумайте, как соотносятся они с «Адом» Данте. – Маранцман.)
Остальные же виды искусства хотя и присутствуют в силу обстоятельств в жизни учащихся московской школы – театры, музеи, выставки, даже путешествия по Золотому кольцу, но отсутствуют во внутреннем мире школьников, по крайней мере, никогда не обсуждаются ими между собой.
Да, и почему-то Санина учительница по литературе на протяжении всего учебного года так ни разу и не использовала ни одного домашнего задания по Маранцману. Никто не писал гимнов по греческим мифам и не составлял киносценариев по «Слову…». И боюсь, что мне теперь уже никогда в жизни не узнать, в ком из двух поэтов, Катулле или Бродском, было-таки сильнее отчаяние!

Павел НУЙКИН,
члена Союза писателей Москвы

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Пришло время политиков, которые думают о развитии своих стран и народов
  2. Владимир Джабаров: Условия Трампа по Украине не являются обязательными для России
  3. РИА: Владимир Путин может пообщаться с Трампом до инаугурации
  4. Александр Лукашенко показал мастер-класс на чемпионате по колке дров и презентовал белорусский топор
  5. Александр Лукашенко: Трамп -- это мощь!
  6. Министерство обороны: Россия освободила Кременную Балку в ДНР
  7. РБК: Около 600 россиян застряли в Японии из-за поломки круизного лайнера
  8. Александр Лукашенко посетил чемпионат по колке дров среди журналистов
  9. Депутаты Парламентского Собрания обсудят вопросы обеспечения безопасности Союзного государства
  10. ВСУ сбрасывают химический газ на позиции российских военных под Курахово в ДНР
  11. В Беларуси начинается сбор подписей для выдвижения кандидатов в президенты
  12. WSJ: Команда Трампа обсуждает новый план завершения украинского конфликта
  13. Звезда фильма «Достучаться до небес» Тиль Швайгер прилетел в Минск
  14. Украина.ру: ВС РФ взяли под огневой контроль крупную трассу снабжения ВСУ
  15. Владимир Путин выступит на пленарном заседании дискуссионного клуба «Валдай»

Парламентское Собрание

Жанна Чернявская: «Наша работа – программная, целенаправленная»

В Санкт-Петербурге прошло заседание Комиссии Парламентского Собрания по природным ресурсам, экологии и охране окружающей среды

Политика

Дональд Трамп триумфально возвращается!

- Штаб Камалы сейчас полностью затих: пытаются найти светлые места на темной карте. Потому что даже такие традиционно синие, демократические штаты как Вирджиния, их в этот раз подвели, - эти слова репортера CNN отлично характеризуют выборы в США.

МНЕНИЯ

Хорош ли «пляшущий дед» Трамп для России?

Михаил Васильев

Мир вступил в период полной неопределенности


Освободители стали врагами

Павел Родионов

6 ноября – 81-я годовщина освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков. Однако в столице Украины никаких торжеств, разумеется, не будет.

Долго ли Слон будет терпеть Моську?

Валерий Чумаков

Израиль просто физически не сможет одолеть Иран. Без сторонней помощи.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также