САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Реализм против авангарда

Для истинных ценителей искусства вряд ли стало сенсацией сообщение о том, что осенью 2001 года картина одного из братьев Ткачевых – Алексея «Пастушок» была продана на «Сотбисе» за 75 с половиной тысяч долларов. Цена намного превосходила высокие каталожные оценки. Западный зритель, пресытившийся искусством авангарда, похоже, очнулся первым.

Для истинных ценителей искусства вряд ли стало сенсацией сообщение о том, что осенью 2001 года картина одного из братьев Ткачевых – Алексея «Пастушок» была продана на «Сотбисе» за 75 с половиной тысяч долларов. Цена намного превосходила высокие каталожные оценки. Западный зритель, пресытившийся искусством авангарда, похоже, очнулся первым. Братья Ткачевы, произведения которых представлены в крупнейших музеях России, включая Третьяковскую галерею, Русский музей и Музей братьев Ткачевых в Брянске, а также в крупнейших собраниях западных коллекционеров, явление уникальное в русском искусстве. Уроженцы тютчевских мест на Брянщине (село Чучуновка), родившиеся в первое десятилетие после революции (Сергей Петрович – в 1922 году, Алексей Петрович – в 1925 году), братья Ткачевы воплотили своим искусством живую нить традиции, идущей от великанов XIX века – Александра Иванова, Сурикова, Репина, от вставшего вровень с мастерами Аркадия Пластова, духовного наставника живописцев. Искусство Ткачевых – это искусство говорящих картин, в которых есть глубокая мысль, досконально разработан сюжет. И в разработке его авторы всегда идут от натуры. В центре внимания художников, выросших в селе и хлебнувших лиха вместе со своей большой семьей, – русская деревня. Через призму деревенской жизни они воспринимают все происходящее в стране. Начиная со знаменитой картины «Между боями», где, используя минуты затишья, красноармейцы учатся грамоте. Президент Академии художеств Б.В. Иогансон отмечал, что картина «проникнута подлинной человечностью. Правда времени передана в ней с большой силой и убедительностью».
Ко времени той персональной выставки на улице Горького в Москве любителям живописи были известны многие работы Ткачевых и, конечно, картина «Матери», снискавшая славу скандальной. Чиновникам не понравились женщины на скамейке – слишком мрачные. А вот Аркадий Пластов повел себя не как все. Подошел к одному из братьев и сказал: «Гляди-ко, чево скажу тебе» – и поцеловал обоих.
Зрителям картина тоже понравилась, каждый находил в ней свое, глядя на будущую мать, тревожно смотрящую на вас, на скорбную старушку в черном платке, на мать, тетешкающую младенца, и на женщину городского обличья с маленькой девочкой. У каждой из женщин своя судьба, но они действительно объединены каким-то тревожным чувством. А разве это не главное чувство, которым живет женщина, едва у нее появляется ребенок? Картину «Матери» купила Третьяковская галерея.
Теме деревни – с ее рассветами и закатами, с ее страдой, свадьбами и детскими забавами, с ее бытом, в котором во всей красе сияет русская баня, художники отдали сполна. Именно за эти работы их благодарят зрители: «…На фоне безумного авангарда картины Ткачевых производят приятное впечатление. Очищающее и облагораживающее душу. Все проходит, а настоящее искусство остается, оно бессмертно…» «Спасибо, братья, что не гонитесь за красивостью, а служите Правде». А служить ей было ох как трудно. Алексей Петрович рассказывает: «Придем, бывало, к Пластову, мы учились вместе с его сыном Николаем: «Аркадий Александрович, посмотрите работу нашу». – «Дак чево, можно поглядеть. Этюды есть?» – «Есть!» Приносишь этюды: «Вот 50 этюдов, много!» – «Нет, мало! А ишшо есть?!» Мы говорим: «Нету». «Запомните, картина – это такая скотина, которую завел, так кормить ее надо. А кормить ее надо этюдами». И когда мы приехали на его похороны в Прислониху, мы увидели, сколько у него этюдов. Вот такие горы, и не на подрамниках, а на одних холстиках».


Цикл «Родная земля», выдвинутый на соискание премии Союзного государства, состоит из восьми картин, написанных в основном в 70-80-х и 2001-2004 годах. В шести из них отражена тема войны. Что неудивительно, потому что Сергей Петрович воевал в 21-й гвардейской стрелковой дивизии 5-го гвардейского отдельного пулеметного батальона прорывного действия, под Великими Луками был тяжело ранен. Именно этот момент отражен в картине «Товарищи», где трое солдат, обнявшись, идут словно братья, поддерживая друг друга. Солдат в центре – без гимнастерки, с перевязанным плечом и перебинтованной головой. Впереди дым пожарищ. Но по фигурам солдат понятно, что они дойдут до места отправки в тыл – и постараются выжить. Полна эмоций картина «Дорогами войны», где у колодца сбилась колонна солдат: один прильнул к ведру с колодезной водой, которое держит на коромысле немолодая женщина, так похожая на его мать; другой пьет из каски. А третий на минутку взял на руки ребенка, чтобы ощутить запах дома…
Контрастны по настроению «Прости-прощай, родимый дом» и «Май 45-го» (см. фото), «Родительский дом. Вернулся». Первая полна отчаяния – солдат на минуту забежал в избу, обнимает плачущих малышей. А в распахнутую дверь видна уходящая вдаль колонна солдат. Две другие картины посвящены возвращению солдат с фронта. Но как точно передают художники эту «радость со слезами на глазах». На фоне цветущих яблонь семья не нарадуется на вернувшегося хозяина. Девочка обнимает отца, а жена и сын не могут привыкнуть к пустому рукаву гимнастерки с орденами…
…Мы сидим с художниками за столом во дворе их деревенского дома вблизи Академических дач под Вышним Волочком. Красота кругом неописуемая. Направо-налево посмотришь – пейзажи Ткачевых увидишь. А вперед глянешь – рериховский «бугор» из «Заморских гостей» на тебя надвигается. Только в такой среде обитания художнику живется привольно. Братья, дополняя друг друга, продолжают рассказ. Экспрессией наполнено полотно «Лихолетье. Русское поле». Четыре молодые женщины и подросток вместо лошадей впряглись в плуг, которым управляет старик… По внутреннему драматизму картина перекликается с перовской «Тройкой».


С Беларусью судьба братьев Ткачевых переплетена тесно. Сергей учился в Витебском художественном училище. Там его застала война, и почти 10 дней он провел под бомбежками. Бросился в военкомат, но ему велели срочно уезжать домой. Прихватив двух товарищей из местных и невесту старшего брата Виктора, Сергей уехал к родителям в Бежицу, под Брянск. Во время боя под Великими Луками его, окровавленного, вытащила с поля боя медсестра Вера Ярчак, белоруска.
Родительский дом в Бежице сожгли немцы, и Виктор позвал родителей в дом своей тещи в село Низок под Минском. Родители прожили там шесть лет. У начинающих художников сохранилось много этюдов из села Низок – мальчишки в заплатанных штанишках, красавицы-невесты, пастухи, конюхи. Они запечатлевали сцены молотьбы, водопоя у колодца, работы на мельнице на реке Усе, лесосплав по ней.
После института Сергея и Алексея направили на работу в Минск, который был весь в лесах. Немцы отстраивали город. Братьев приняли не с распростертыми объятиями, но 9-метровую комнату и 40-метровую мастерскую в мансарде дали. Они вступили в Союз художников, стали членами правления. Тут же забрали к себе родителей. Алексею предложили проиллюстрировать поэму Степана Щипачева «Павлик Морозов» на белорусском языке. Книжка вышла большим тиражом. Позднее цикл иллюстраций братья экспонировали на Всесоюзной выставке от Белоруссии в Третьяковской галерее. А в 1955 году на декаде белорусского искусства в Москве они выставили в Академии художеств три картины – «В поле. Самолет летит», «У колодца», «Подруги». За эти работы белорусское правительство наградило художников медалью «За трудовое отличие». Приезжал в Минск Сергей Петрович на съезд художников и в качестве председателя СХ России.
А недавно племянник написал им из села Низок, что собираются там открыть картинную галерею. Братья Ткачевы сказали, что отдадут столько картин, сколько у них попросят, потому что бесконечно благодарны Белоруссии, ставшей для них трамплином в большое искусство. А Сергей Петрович добавил, что в качестве золотого фонда хранится у них серия портретов, сделанных в селе Низок и в местечке Голоцк под Минском. Когда-нибудь они сделают выставку…


Остается добавить, что Алексей Петрович, в свое время как победитель конкурса «Наша Родина», объявленного журналом «Юный художник», без экзаменов попал в Московскую художественную школу, организованную И.Э. Грабарем. И вот уже более 30 лет вместе с Сергеем Петровичем дает мастер-классы молодым художникам. Пестует таланты. И из дочери воспитал художника. Елена Ткачева, член-корреспондент Академии художеств России, готовится к персональной выставке. Внучка Маша также учится в художественной школе… Династия Ткачевых на подходе к своему расцвету.

Вышний Волочек Тверской области – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также