Реализм против авангарда
Для истинных ценителей искусства вряд ли стало сенсацией сообщение о том, что осенью 2001 года картина одного из братьев Ткачевых – Алексея «Пастушок» была продана на «Сотбисе» за 75 с половиной тысяч долларов. Цена намного превосходила высокие каталожные оценки. Западный зритель, пресытившийся искусством авангарда, похоже, очнулся первым.
Ко времени той персональной выставки на улице Горького в Москве любителям живописи были известны многие работы Ткачевых и, конечно, картина «Матери», снискавшая славу скандальной. Чиновникам не понравились женщины на скамейке – слишком мрачные. А вот Аркадий Пластов повел себя не как все. Подошел к одному из братьев и сказал: «Гляди-ко, чево скажу тебе» – и поцеловал обоих.
Зрителям картина тоже понравилась, каждый находил в ней свое, глядя на будущую мать, тревожно смотрящую на вас, на скорбную старушку в черном платке, на мать, тетешкающую младенца, и на женщину городского обличья с маленькой девочкой. У каждой из женщин своя судьба, но они действительно объединены каким-то тревожным чувством. А разве это не главное чувство, которым живет женщина, едва у нее появляется ребенок? Картину «Матери» купила Третьяковская галерея.
Теме деревни – с ее рассветами и закатами, с ее страдой, свадьбами и детскими забавами, с ее бытом, в котором во всей красе сияет русская баня, художники отдали сполна. Именно за эти работы их благодарят зрители: «…На фоне безумного авангарда картины Ткачевых производят приятное впечатление. Очищающее и облагораживающее душу. Все проходит, а настоящее искусство остается, оно бессмертно…» «Спасибо, братья, что не гонитесь за красивостью, а служите Правде». А служить ей было ох как трудно. Алексей Петрович рассказывает: «Придем, бывало, к Пластову, мы учились вместе с его сыном Николаем: «Аркадий Александрович, посмотрите работу нашу». – «Дак чево, можно поглядеть. Этюды есть?» – «Есть!» Приносишь этюды: «Вот 50 этюдов, много!» – «Нет, мало! А ишшо есть?!» Мы говорим: «Нету». «Запомните, картина – это такая скотина, которую завел, так кормить ее надо. А кормить ее надо этюдами». И когда мы приехали на его похороны в Прислониху, мы увидели, сколько у него этюдов. Вот такие горы, и не на подрамниках, а на одних холстиках».
Цикл «Родная земля», выдвинутый на соискание премии Союзного государства, состоит из восьми картин, написанных в основном в 70-80-х и 2001-2004 годах. В шести из них отражена тема войны. Что неудивительно, потому что Сергей Петрович воевал в 21-й гвардейской стрелковой дивизии 5-го гвардейского отдельного пулеметного батальона прорывного действия, под Великими Луками был тяжело ранен. Именно этот момент отражен в картине «Товарищи», где трое солдат, обнявшись, идут словно братья, поддерживая друг друга. Солдат в центре – без гимнастерки, с перевязанным плечом и перебинтованной головой. Впереди дым пожарищ. Но по фигурам солдат понятно, что они дойдут до места отправки в тыл – и постараются выжить. Полна эмоций картина «Дорогами войны», где у колодца сбилась колонна солдат: один прильнул к ведру с колодезной водой, которое держит на коромысле немолодая женщина, так похожая на его мать; другой пьет из каски. А третий на минутку взял на руки ребенка, чтобы ощутить запах дома…
Контрастны по настроению «Прости-прощай, родимый дом» и «Май 45-го» (см. фото), «Родительский дом. Вернулся». Первая полна отчаяния – солдат на минуту забежал в избу, обнимает плачущих малышей. А в распахнутую дверь видна уходящая вдаль колонна солдат. Две другие картины посвящены возвращению солдат с фронта. Но как точно передают художники эту «радость со слезами на глазах». На фоне цветущих яблонь семья не нарадуется на вернувшегося хозяина. Девочка обнимает отца, а жена и сын не могут привыкнуть к пустому рукаву гимнастерки с орденами…
…Мы сидим с художниками за столом во дворе их деревенского дома вблизи Академических дач под Вышним Волочком. Красота кругом неописуемая. Направо-налево посмотришь – пейзажи Ткачевых увидишь. А вперед глянешь – рериховский «бугор» из «Заморских гостей» на тебя надвигается. Только в такой среде обитания художнику живется привольно. Братья, дополняя друг друга, продолжают рассказ. Экспрессией наполнено полотно «Лихолетье. Русское поле». Четыре молодые женщины и подросток вместо лошадей впряглись в плуг, которым управляет старик… По внутреннему драматизму картина перекликается с перовской «Тройкой».
С Беларусью судьба братьев Ткачевых переплетена тесно. Сергей учился в Витебском художественном училище. Там его застала война, и почти 10 дней он провел под бомбежками. Бросился в военкомат, но ему велели срочно уезжать домой. Прихватив двух товарищей из местных и невесту старшего брата Виктора, Сергей уехал к родителям в Бежицу, под Брянск. Во время боя под Великими Луками его, окровавленного, вытащила с поля боя медсестра Вера Ярчак, белоруска.
Родительский дом в Бежице сожгли немцы, и Виктор позвал родителей в дом своей тещи в село Низок под Минском. Родители прожили там шесть лет. У начинающих художников сохранилось много этюдов из села Низок – мальчишки в заплатанных штанишках, красавицы-невесты, пастухи, конюхи. Они запечатлевали сцены молотьбы, водопоя у колодца, работы на мельнице на реке Усе, лесосплав по ней.
После института Сергея и Алексея направили на работу в Минск, который был весь в лесах. Немцы отстраивали город. Братьев приняли не с распростертыми объятиями, но 9-метровую комнату и 40-метровую мастерскую в мансарде дали. Они вступили в Союз художников, стали членами правления. Тут же забрали к себе родителей. Алексею предложили проиллюстрировать поэму Степана Щипачева «Павлик Морозов» на белорусском языке. Книжка вышла большим тиражом. Позднее цикл иллюстраций братья экспонировали на Всесоюзной выставке от Белоруссии в Третьяковской галерее. А в 1955 году на декаде белорусского искусства в Москве они выставили в Академии художеств три картины – «В поле. Самолет летит», «У колодца», «Подруги». За эти работы белорусское правительство наградило художников медалью «За трудовое отличие». Приезжал в Минск Сергей Петрович на съезд художников и в качестве председателя СХ России.
А недавно племянник написал им из села Низок, что собираются там открыть картинную галерею. Братья Ткачевы сказали, что отдадут столько картин, сколько у них попросят, потому что бесконечно благодарны Белоруссии, ставшей для них трамплином в большое искусство. А Сергей Петрович добавил, что в качестве золотого фонда хранится у них серия портретов, сделанных в селе Низок и в местечке Голоцк под Минском. Когда-нибудь они сделают выставку…
Остается добавить, что Алексей Петрович, в свое время как победитель конкурса «Наша Родина», объявленного журналом «Юный художник», без экзаменов попал в Московскую художественную школу, организованную И.Э. Грабарем. И вот уже более 30 лет вместе с Сергеем Петровичем дает мастер-классы молодым художникам. Пестует таланты. И из дочери воспитал художника. Елена Ткачева, член-корреспондент Академии художеств России, готовится к персональной выставке. Внучка Маша также учится в художественной школе… Династия Ткачевых на подходе к своему расцвету.
Вышний Волочек Тверской области – Москва