САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Архитектор – главный строитель

По проектам знаменитого архитектора Юрия Григорьева, без преувеличения, построено пол-Минска и пол-Москвы. Тридцать лет проработал он в столице Беларуси, из них 13 лет был главным архитектором Минска – заместителем председателя Госстроя Беларуси. При его координации и авторском участии был разработан генплан развития Минска и его пригородной зоны, проект детальной планировки центра Минска, архитектура метрополитена 1-й очереди строительства, проекты жилых районов «Зеленый луг» и «Веснянка», домов для массового строительства, студенческих городков, научно-исследовательских институтов. Недавно Юрий Пантелеймонович ездил на торжественное открытие «Дома Москвы» в Минске.

По проектам знаменитого архитектора Юрия Григорьева, без преувеличения, построено пол-Минска и пол-Москвы. Тридцать лет проработал он в столице Беларуси, из них 13 лет был главным архитектором Минска – заместителем председателя Госстроя Беларуси. При его координации и авторском участии был разработан генплан развития Минска и его пригородной зоны, проект детальной планировки центра Минска, архитектура метрополитена 1-й очереди строительства, проекты жилых районов «Зеленый луг» и «Веснянка», домов для массового строительства, студенческих городков, научно-исследовательских институтов. Недавно Юрий Пантелеймонович ездил на торжественное открытие «Дома Москвы» в Минске. С 1986 года Юрий Григорьев работает в Москве в должности первого заместителя председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы, ныне – первый заместитель главного архитектора Москвы. Кроме того, с 1994 года возглавляет Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования. Под руководством Григорьева внедрено в массовое строительство новое поколение индустриальных жилых домов, отвечающих европейским стандартам, он возглавлял работу по разработке проектно-строительной нормативной базы для Москвы. Среди авторских работ архитектора – крупные жилые районы Северное и Южное Бутово, Марьинский парк, Митино, Жулебино, уникальные жилые комплексы на Рубцовской набережной, «Золотые ключи», «Шуваловский». Григорьев – автор многофункциональных комплексов «Берлинский дом» на Петровке, «Макдоналдс» в Газетном переулке и Новый Манеж – в Георгиевском, Интеллектуальный центр и библиотека МГУ. В городах Золотого кольца – Ростове Великом, Угличе, Переславле-Залесском по его проектам построены гостиницы.
Юрий Григорьев – соавтор скульпторов, работавших над памятниками Кириллу и Мефодию на Славянской площади и Георгию Жукову на Манежной, Сергею Рахманинову на Страстном бульваре, Воинам-интернационалистам и Янке Купале на Кутузовском проспекте.
Сегодня ведущий специалист страны отвечает на вопросы «СВ».

– Юрий Пантелеймонович, во всех ваших выступлениях красной нитью проходит призыв к архитекторам сделать жизнь человека в городе максимально удобной. Как ваше требование соотносится с памятниками, с которыми нам приходится «жить» в одном городе?
– В большом городе жить, с одной стороны, интересно, а с другой – сложно, ибо чем больше город, тем труднее им управлять. Да и люди становятся другими, возьмите Москву, Нью-Йорк, Чикаго. Но люди все равно едут в большие города, потому что там можно найти неплохие заработки и жизненный выбор там больше. А работа архитектора направлена на создание материальной среды, в которой человек живет и работает. Неслучайно в цивилизованных странах наша специальность включает в себя многие подспециальности. Архитектор – он и психолог, и социолог, и инженер, и художник, и медик, а в переводе с греческого – главный строитель.
– Вы как-то сказали, что иногда вам хочется сделать что-то «для души»...
– Не хлебом единым жив человек, его жизнь должна быть окрашена эстетически. Человек должен знать свое прошлое, иначе он ничего не сделает в будущем. Необходима преемственность поколений, а то сегодня некоторые подростки и не знают, что была Вторая мировая война. В Москве в советское время долгие годы занимались квадратными метрами и были упущены такие важные вопросы, как экология, транспорт, природная среда, которые и должны способствовать жизненному комфорту людей. Теперь эти вопросы являются основополагающими в повседневной деятельности руководства Москвы и специалистов. В новом генплане (актуализирован до 2025 года) предусмотрено уточнение этих разделов поэтапно. Как говорится, мы начали вынимать речки из труб, в которые их закопали. Разработана программа и приняты конкретные меры по улучшению природной среды, включая создание особых охранных зон и водных пространств. При комплексном развитии и реконструкции такого большого города, как Москва, реализация этих задач является одним из основополагающих моментов.
Памятники, конечно, всегда рядом с историей нашей страны, не говорю о дизайнерских работах – кошках или собачках, это тоже нужно, но раньше-то монументы политическим деятелям и знаменитым людям ставили. Мои новые памятники – глазнику Святославу Федорову в парке его имени на Дмитровском шоссе и Сергею Рахманинову на Страстном бульваре – из этой серии. Архитектор участвует в разработке памятника и должен проявлять инициативу в организации пространства. Он должен знать историю, географию, такие элементарные вещи, как то, что лицом на север фигуру не ставят, а главное – уметь любую свою работу соизмерять со средним человеческим ростом в 175 сантиметров.
Во всем мире специальность архитектора – одна из престижных, у нас же пока правят бал строители. Хрущев в свое время специальность архитектора фактически уничтожил, и, к сожалению, до сих пор эта деформация нередко проявляется на практике. Между тем архитектура – это идеология, а строительство – это методы реализации этой идеологии. А над памятниками архитектор и скульптор работают на равных, например, памятник Янке Купале в Москве я несколько раз просил скульпторов корректировать. Между прочим, инициатива и того, и другого памятника принадлежит Юрию Михайловичу Лужкову, а место на Кутузовском проспекте для Янки Купалы предложено мною. Это был сквер, куда выводили собак, неподалеку от дома Брежнева. Мы насыпали холм, нашли природный камень, я его сам обрабатывал, «сделали» водичку, посадки, такой кусочек белорусской природы устроили и установили фигуру поэта на зеленом холме. Никаких пьедесталов. Есть подсветка, и люди с удовольствием сидят там вечерами.
А для памятника Пушкину мне предложили место на пересечении улиц Притыцкого и Пушкина, это на окраине города. Я воспротивился, привез мэра города на холм вблизи гостиницы «Беларусь» и убедил, что лучшего места для Александра Сергеевича не сыскать. При мне была сделана большая вода, и вот смотрите, как уютно поэт сидит на скамеечке и смотрит на центр города. Думает о чем-то, сочиняет, в руке гусиное перо… Со мной работал народный художник СССР Юрий Орехов, его сын Григорий помогал отцу. Юрий Орехов был великим скульптором, он сделал более 30 памятников по всей России и за рубежом. Работа над памятником Пушкину шла в конце 90-х годов, открытие состоялось в дни 200-летия поэта. Идею Лужкова о памятниках тогда поддержали и Президент Александр Григорьевич Лукашенко, и мэр Минска.
– Вы родом с Новгородчины, из мест, где поэтов чтили всегда, скажите, каково ваше личное отношение к этим поэтам?
– Придется признаться, что на ночь сейчас читаю «Онегина». «Мой дядя самых честных правил, /Когда не в шутку занемог, /Он уважать себя заставил /И лучше выдумать не мог», – это же чудо что такое. Я убежден, что Пушкин – наднациональный поэт, всемирный, его гению нельзя даже национальность приписывать. Вот читаю «Евгения Онегина» и совсем по-другому начинаю понимать его. Что ни фраза, то мудрость. Откуда у этого человека в молодом возрасте было столько мудрости, объясните мне, и наблюдательности жизненной? Причем многие его наблюдения соответствуют сегодняшнему дню, например, то, как он описал богему на балах, где каждый хочет выскочить вперед, как это похоже на нашу жизнь.
А Янку Купалу я читал на белорусском языке, я же окончил школу в Барановичах. Был знаком с вдовой Янки Купалы. Сам поэт погиб при невыясненных обстоятельствах в гостинице «Москва». Вообще я знал многих белорусских письменников – Максима Танка, Петруся Бровку, Геннадия Буравкина, Андрея Макаёнка, Ивана Мележа. В 1976 году по моему проекту был построен в Минске Дом литераторов. Иван Шамякин, между прочим, использовал много фактов из жизни белорусских архитекторов, когда писал свой роман «Атланты и кариатиды». У меня в кабинете и фильм по «Атлантам» снимали.
– Скажите, через призму своей профессии вы обнаружили какую-то общность между нашими народами?
– Не различаю я, где русские, где белорусы, братский мы народ, славяне, и там и тут – широкая душа, любим так любим, ненавидим – тоже соответственно. А в последнюю войну как настрадались – в Белоруссии каждый четвертый погиб, а в России сколько погибло!.. На фронте и в оккупации, почти до Москвы немцы дошли, а сколько людей было угнано!.. Я часто бываю в Беларуси, у меня там дети живут, родители похоронены в Гомеле, у меня и жена из Гомеля.
Что касается Союзного государства, думаю, мы должны последовательно и постоянно укреплять всесторонние дружеские связи, помогать друг другу. Просто нужно думать о том, как сделать, чтобы было лучше для всех. Перед собой и своими сотрудниками постоянно ставлю задачу – сделать лучше, чем могу это сделать. У меня такое кредо. И еще считаю, что счастье жизни – в самой жизни.
– Расскажите о «Доме Москвы», который недавно построили по вашему проекту в Минске.
– Это была работа для души, и делали ее мы с коллегами тоже по инициативе Юрия Михайловича Лужкова. Этот общественно-культурный и деловой центр Москвы в Минске будет способствовать укреплению экономических, деловых, дружеских отношений между нашими столицами. Стоит Дом на холме, рядом с гостиницей «Беларусь». Это место было одобрено руководством республики и города. В становлении Дома помогал Павлов Михаил Яковлевич, который был председателем горисполкома. В «Доме Москвы» есть зал почти на 300 мест, амфитеатр с современной сценой, трехсветный атриум, блок офисов, небольшая гостиница с рестораном и баром, два зала для переговоров, вокруг дома озелененная территория со стоянками, подземный паркинг и ресторан. Архитектуру по поручению Юрия Михайловича я сделал в виде русской классики, некоторыми деталями Дом даже напоминает здание Моссовета. Кроме того, по моему проекту в Минске на проспекте Дзержинского началось строительство жилого квартала «Московский», а также предполагается детальное проектирование и поэтапное строительство микрорайона «Лебяжий» почти на 400 тысяч квадратных метров.

Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также