Друг не бросит в еде
На «Продэкспо» волей-неволей забываешь о диетах и лишних кило. Все срочно нужно попробовать!
ХОЛОДНЫЕ И ГОРЯЧИЕ НОВИНКИ
Выставка проходит в этом году в Москве в юбилейный, тридцатый раз. Примерно столько же раз я давал себе обещание меньше есть и похудеть наконец. Попав сюда, смиряешься.
Когда-то давно было лишь нескольких сотен участников, а теперь их уже две тысячи - из 35 стран. Двенадцать государств в этом году выступают с национальными экспозициями. Замечены в российской столице представители Португалии, Италии, еще парочки «недружественных» стран. Несмотря на то, что западные государства регулярно отчитываются, как посадили своими санкциями Россию и ее союзников на диету, здесь, на «Продэкспо», такие утверждения скидывают, словно лишние килограммы.
Мероприятие нужно для того, чтобы показать россиянам свои лучшие товары. Многие компании именно к ее открытию планируют премьеры. Сухая статистика: каждый седьмой товар тут - горячая или, скорее, холодная новинка. Сто тысяч квадратных метров продуктов и напитков на каждый день: классика и изысканные деликатесы, халяль, кошер и прочая гастрономическая экзотика.
Среди почетных участников, конечно, Беларусь. Продукты от сябров в России знают и любят. В прошлом году мы купили их на четыре миллиарда долларов. И хотим еще больше.
А им действительно есть что предложить. Белорусский ассортимент - почти две тысячи наименований молочной продукции, больше тысячи - мясной, а также широкая линейка кондитерки. Она пользуется на выставке особой популярностью. Так еще и дегустации в этом году разрешили. Россияне и белорусы с удовольствием возрождают национальные рецепты: квас вместо колы, драники вместо чипсов, лапуны и колдуны заменяют бургеры, а пряники и колобки - заморскую выпечку.
С ПРЕЗИДЕНТСКОГО СТОЛА
Хлебом едины - это про нас с белорусами. Булочно-кондитерская компания «Домочай» из Могилева - один из лидеров рынка хлебопродуктов. Начинали с одного хлебозавода, который не прекращал работать и в войну. Во время немецкой оккупации тайком снабжали своей продукцией партизан. Сейчас у предприятия - десять площадок.
- Каждый день выпекаем до ста тонн хлеба и триста тонн кондитерских изделий. Машины со свежей выпечкой регулярно идут в Москву, Рязань. И не только туда. География поставок - от Калининграда до Владивостока, - рассказывает заместитель гендиректора компании «Домочай» Владимир Станкевич.
Дорожат в Могилеве не только рецептурой, но и технологией производства на натуральной закваске теста.
- Но самое главное достояние - это люди. У наших пекарей золотые руки, - нахваливает подчиненных Владимир Станкевич.
В Москве хлебопеки надеются найти партнеров. На выставочных полках рай для покупателей: хлеб с семечками, курагой, черносливом, фундуком, изюмом. Один из самых популярных - «Домочай ароматный». Его завод поставляет для Александра Лукашенко.
- Выиграли конкурс: была закрытая дегустация, в которой участвовали семь предприятий. Жюри выбрало наш хлеб. Теперь он представлен на всех мероприятиях. «Ароматный» есть и в подарках для иностранных гостей, - говорит замдиректора завода.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
НЕ ЖИЗНЬ, А ХАЛВА
В Бобруйске наладили производство конфет без ГМО.
В сладкой копилке фабрики «Красный пищевик» - больше 250 видов фирменных лакомств. На «Продэкспо» не только хорошо знакомое, но и много нового.
«Сколько ни говори слово «халва», во рту слаще не станет», - утверждал Ходжа Насреддин. Белорусы из Бобруйска пошли от противного и предложили уникальную халву с солью. Такого не производит никто в СНГ. Восточный мудрец был бы доволен. Рядом - желатиновые конфеты «Золотая пчелка» и мармелад «Тинки» без ГМО и глютена. Как раз то, что раньше мы покупали на Западе. Чистое и здоровое импортозамещение: свежий воздух из санкционного окна возможностей.
- Мы с проблемами уже справились. На первом этапе, весной прошлого года, было сложно. Логистика с точки зрения поставок сырья серьезно нарушилась. В нашем случае особенно ощутимо. Но переориентировались. Сегодня поставки продукции и сырья налажены. Девяносто процентов экспорта у нас - в Россию. Выставка в том числе этим и важна, вы - наш ключевой партнер, - говорит директор предприятия «Красный пищевик» Евгений Свирид.
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА
СЛУШАЙ СВОИ ЖЕЛАНИЯ
Сябры завлекают даже необычным дизайном павильонов.
Разделы мясной и молочной продукции - ярмарка тщеславия в хорошем смысле этого слова. Товар демонстрируют здесь, кажется, в исчерпывающем ассортименте. Колбасы, сыры, молоко, творог славятся своей натуральностью и честным составом. Предприятия соревнуются не только дизайном павильонов - тут фантазия богатая (например, Брестский мясокомбинат устроил уголок для селфи в виде сердечка), но и слоганами. От классических «Храним традиции - создаем новые» до «Слушай свои желания» и «Любовь есть».
Пинский мясокомбинат предлагает колбасу из лося. По вкусу как говядина. Маркетолог Минского мясокомбината Вероника угощает меня новинкой, варено-копченой колбасой «Бусидо» из говядины и курицы:
- В Россию везем грудинку, окорок, сырокопченые колбасы. Пользуются спросом и сосиски. На экспорт идет тридцать процентов продукции.
Передо мной головка сыра от «Бабушкиной крынки» - сто кило. Мечта мышей из «Приключений кота Леопольда».
- Настоящая? - интересуюсь.
- Конечно, но это не на продажу. Угощайтесь лучше нашими питьевыми йогуртами, - предлагают на стойке.
Тоже неплохо. Иду дальше и утыкаюсь в большую банку сгущенки из Рогачева. Так бы и съел, но это всего лишь ростовая фигура. Зато узнал, что изготавливают там не только ее, но и пармезан, сливочное и шоколадное масло, плавленые сырочки в коробочках.
- Только начинаем их производить. Расширилась детская линейка продукции - появились молочные коктейли со вкусом малины, шоколада и пломбира. Нравятся и взрослым, - говорит представитель завода Людмила.
Теперь и я уверен - любовь есть. У россиян к белорусской продукции.