Завтра начинается сегодня
Участники научных конференций оперируют понятием «белорусский метод в наноэлектродинамике» Наноэлектромагнетизм, по признанию одного из авторов этого научного направления, доктора физико-математических наук Сергея Максименко, несколько лет пребывал в роли «слоника на комоде»: радует глаз и наталкивает на размышления, но, по большому счету, можно обойтись без него. Сейчас на работы белорусских ученых активно ссылается мировая научная мысль.
Наноэлектромагнетизм, по признанию одного из авторов этого научного направления, доктора физико-математических наук Сергея Максименко, несколько лет пребывал в роли «слоника на комоде»: радует глаз и наталкивает на размышления, но, по большому счету, можно обойтись без него. Сейчас на работы белорусских ученых активно ссылается мировая научная мысль. Несколько недель назад заведующий лабораторией электродинамики неоднородных сред НИИ ядерных проблем Белорусского государственного университета, доктор физико-математических наук Сергей Максименко был избран почетным членом Международного общества оптических инженеров SPIE. Это большая честь: одна из крупнейших некоммерческих организаций в мире объединяет примерно 190 тысяч ученых из 140 стран мира, занимающихся научными исследованиями в оптике и фотонике, внедрением новых методов проектирования и разработки технологий.
– Лаборатория занимается физикой наноструктур, – ученый объясняет причину внимания научной общественности к своей деятельности. – Более десяти лет назад мы вместе с доктором физико-математических наук Г.Я. Слепяном сформулировали важную проблему наномира, которую до нас наука не видела и не осознавала. В макроскопическом мире эффекты, связанные с распространением и преобразованием электромагнитных волн, играют очень большую роль: на них основана работа связи, систем слежения и наблюдения. Такие же возможности открываются и в наномире. Только там законы электродинамики проявляют себя необычным образом, потому что размеры объектов очень малы и их электронные свойства не такие, как у макроскопических тел. Наноэлектроника преследует три цели – уменьшение энергопотребления устройств, увеличение быстродействия и уменьшение их размера. Размещая на кремниевой пластине миллионы транзисторов из нанотрубок, мы должны знать, как эти объекты будут действовать друг на друга. Ученые, занимающиеся нанотехнологиями, переходят от исследования отдельных элементов к их компоновке в системы.
Простое перечисление направлений работы лаборатории мало что скажет далекому от науки человеку: одно из них связано с электродинамикой углеродных нанотрубок и иных структур наноуглерода, второе – с изучением свойств квантовых точек, то есть кристаллических образований размером в 5-10 нанометров. Третье направление исследований – электромагнитные свойства композитных материалов с нановключениями. Наночастицы добавляются в полимер, в результате получается композитный материал, который обладает принципиально новыми по сравнению с матрицей и самими частицами свойствами.
– Такие материалы могут быть использованы для экранирования испускающих электромагнитные волны устройств, – рассказывает собеседник. – Сегодня вооруженный современной техникой специалист без особого труда считает информацию с любого компьютера даже на расстоянии. Однако нанесенная на корпус компьютера пленка из композита перекроет путь несущим информацию волнам. При этом наши разработки интересны не только тем, кто дорожит коммерческой тайной. Скажем, излучение одних электронных схем в блоке управления самолетом может приводить к сбоям в работе других. Поэтому современный террорист может быть вооружен не только «Стингером», но и пушкой, испускающей электромагнитные импульсы. Мощный электромагнитный удар способен вывести из строя все электронные системы заходящего на посадку судна. Обеспечить безопасность пассажиров способна тонкая, легкая пленка с наночастицами.
Мой собеседник – автор более 150 научных публикаций, член Белорусского физического общества, Европейского общества материаловедов, заместитель главного редактора международного журнала Journal of Nanophotonics. Выпускник физического факультета БГУ и аспирантуры БГУ, один из первых сотрудников образованного в 1986 году НИИ ядерных проблем, директором которого стал ученый с мировым именем – профессор В.Г. Барышевский. Между прочим, средний возраст сотрудников лаборатории Сергея Максименко – 36 лет: это научное подразделение не знает, что такое кадровый голод.
– Два-три раза в год мне приходится выступать на международных научных конференциях в качестве приглашенного докладчика, – говорит Сергей Максименко. – Часто бываю на международных семинарах, выступаю с лекциями. Лаборатория давно плодотворно сотрудничает с россиянами – сотрудниками лаборатории Института катализа и Института неорганической химии Сибирского отделения РАН, Новосибирского государственного технического университета. Кстати, сотрудничество с химиками началось с гранта программы НАТО «Наука ради мира», и первые совместные исследования были направлены на создание полимерных композиционных материалов с нановключениями… С тех пор мы участвовали во многих совместных проектах.
Ирина ДЕРГАЧ