Живительный «Родник»
Юлия Новицкая – о том, как моются космонавты
Вода на Международной космической станции, что называется, на вес золота. Поэтому расходуют ее там очень экономно. На станции существуют установленные нормы потребления воды в сутки. Например, на приготовление еды и питье выделяют 2,2 литра, на гигиену - 0,2, а на смыв туалета - 0,3. Итого - 2,7 литра. Это касательно наших. У американцев норма на одного человека почти на литр больше.
Поэтому неудивительно, что моются космонавты на орбите… влажными салфетками. Одно из самых больших неудобств космического полета, на мой взгляд. Практически все космонавты, у которых я брала интервью, на вопрос, чего им больше всего не хватало на орбите или чего бы очень хотелось, отвечали: «Постоять под душем, почувствовать, как стекают капли воды».
На борту каждого грузовика, отправляющегося к МКС, всегда находится 420 литров воды. Почему? Один из источников воды на станции - система «Родник», которая представляет собой две большие 210-литровые емкости с водой (в сумме получается как раз 420). В «Роднике» аварийный запас на случай, если выходит из строя система регенерации воды из конденсата атмосферной влаги, которую иногда называют устройством по превращению «мертвой» воды в «живую».
Атмосферная влага проходит в этой системе несколько ступеней фильтрации до состояния дистиллированной воды. Затем в нее «добавляют» кальций, магний (не только для пользы, но и для вкуса) и серебро, чтобы сохранить воду свежей. Кстати, воду на орбите не хлорируют, как на земле, а йодируют. На МКС отказались от хлора из-за его агрессивности. Йод же не только препятствует размножению бактерий и микробов, он нужен для здоровья космонавтов.
За первые десять лет эксплуатации МКС при помощи этой системы регенерации получили больше двадцати тонн воды. Если пересчитать эту массу на грузовые корабли, выходит, что удалось «сэкономить» девять полностью загруженных баками с водой грузовиков! Ничего себе!