Куликовская быль
В будущем году празднуется 630-я годовщина знаменательного события в русской истории – Куликовской битвы. К грядущей годовщине в Москве в музее «Измайлово» открылась выставка работ художника Виктора Маторина «От рати – к миру».
38-летний Маторин – достойный ученик своего знаменитого учителя – Ильи Глазунова. Сегодня художник сам активно занимается преподавательской деятельностью. Он преподавал в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, а сегодня обучает студентов Института искусства реставрации. Его обучение мастерству живописи началось в Пензенском художественном училище, атмосфера которого сформировалась под влиянием известного живописца-передвижника К.А. Савицкого. В 1994 году будущий художник поступил в Московскую государственную академию живописи, ваяния и зодчества имени В.М. Васнецова. Здесь и проявился интерес молодого мастера к исторической тематике. Дипломной работой Маторина в 2000 году стала картина «Казнь Пугачева (Прости народ православный)».
Но особо значимой темой в творчестве Маторина стала Куликовская битва. В его работах история в первую очередь предстает через человеческие образы. Центральная картина этого цикла – «Дмитрий Донской» – князь-заступник, за спиной которого возвышаются белокаменные храмы и сияют купола, с верой в глазах и рукой на сердце готовый принять бой. Герой другой картины цикла – воевода Боброк Волынский, устремивший смелый взор на надвигающуюся издалека неприятельскую тьму. С противоположной стороны на русские рати коварно взирает Хан Мамай. Кстати, поиски модели для картины «Хан Мамай» – а именно рослого, широкоплечего монгола – оказались для Маторина весьма нелегкими. В конце концов художник обратился в посольство Монголии, к военному атташе. Тот дал возможность выбрать будущего Мамая из работников посольства. В результате долгого изучения типажей сотрудников выбор мастера пал на начальника охраны. По словам Маторина, он оказался на редкость большеголовым, о чем свидетельствует специально изготовленный для модели огромный шлем, до сих пор хранящийся в мастерской художника.
Но подвиг русских воинов на Куликовом поле открывается зрителю не только через портреты. Маторин также создает на полотнах пейзажи и жанровые сцены, которые мгновенно погружают зрителя в атмосферу бушующего поля брани. Пылающая в огненном зареве Задонщина, над которой кружат встревоженные птицы. Или стремительно обрушивающаяся на врага лавина русского воинства под реющими ликами Спаса на картине «Удар Засадного полка». Образ русского Средневековья также дополняют предметы из личной коллекции мастера: медные нательные кресты, оружие, воинское снаряжение XII-XV веков.
По словам художника, историческая картина – сложный жанр. Для того чтобы создать образ, Маторин обращается к помощи исторических документов – трудов Карамзина, Ключевского, Гумилева, посещает исторические музеи, общается с мастерами-оружейниками, изучает археологические находки.
При этом сам художник утверждает: его картины не являются полной реконструкцией тех событий, есть в них место и для художественных, вымышленных образов, среди которых – образы безымянных воинов, каждый из которых в своей одухотворенности не уступает образам героев, чьи имена вошли в историю. Все вместе на полотнах Маторина они являют собой символ народного единства.
Татьяна КУТАРЕНКОВА