САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Громовержец

Недалеко от белорусского города Молодечно стоит памятник, у которого всегда живые цветы. Здесь в годы войны экипаж капитана Николая Францевича Гастелло совершил свой подвиг.

Недалеко от белорусского города Молодечно стоит памятник, у которого всегда живые цветы. Здесь в годы войны экипаж капитана Николая Францевича Гастелло совершил свой подвиг. «Четверых сожгли. Сейчас будут жечь меня. Задание выполнили, мост разбомблен. Гибнем за Родину, прощайте!..»
Последнее радио с последнего из всей пятерки бомбардировщика в том страшном июне сорок первого. Они, огромные и тихоходные ТБ-3, уходили на задания днем. Уходили без прикрытия истребителей, которых… попросту уже не было. Спасибо товарищу Сталину, приказавшему «не поддаваться на провокации» и запретившему рассредоточить истребительную авиацию по полевым аэродромам. В первый же день войны на земле горели сотни (!) МиГов и Яков, так и не успевших взлететь. Но даже в этом ужасе наша славная авиация все же отбивалась. Под бомбежкой, часто поперек старта, как придется, пары И-16 поднимались из Кобрина и Каунаса, из Лиепаи и Слонима. Но, увы, всего этого было мало, ничтожно мало. И все же наши летчики с первых минут войны проявили чудеса героизма. Немцы уже тогда, в этот день, понесли ощутимые потери. Первый воздушный таран (немцы, кстати, никогда на такое не шли) совершил наш летчик, рубанувший винтом своего «ишачка» Ю-88 под Гродно в 4 часа 25 минут. И звали того летчика Иван Иванов. Правда, есть в этом что-то символическое?..
Враг ожесточенно рвался вглубь страны. И поэтому над уже обагренными первой кровью и опаленными Беларусью и Украиной плыли наши бомбардировщики. Чтобы бить мосты, чтобы бить врага на коммуникациях. Летчики, после «от винта!» на своих аэродромах, понимали, что шансов вернуться с задания почти нет.
Понимал это и капитан Николай Гастелло, командир эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного полка, когда на взлете разогревались двигатели их ДБ-3Ф. Тогда, 26 июня, он повел в бой звено, три машины. Была поставлена задача нанести бомбовый удар по немецким колоннам, продвигавшимся в районе Молодечно. Ведомыми шли самолеты лейтенантов Воробьева и Рыбаса.
На дороге Молодечно – Радошковичи звено обнаружило смешанную колонну противника – танки, бензоцистерны, грузовики с пехотой. Самолеты снизились до четырехсот метров и сбросили бомбы. Потом развернулись и прошлись над загоревшейся колонной из пулеметов.
Ведомые, опустошив боекомплект, отвалили в стороны, а самолет Гастелло пошел над проселочной дорогой, по которой тянулась еще одна немецкая колонна. И здесь в его самолет попали снаряды вражеских зениток. Объятая пламенем машина стала плохо управляться. Едкий дым все больше заполнял кабину.
Командир, стиснув в руках штурвал, вывел самолет на высоту. «Экипажу – покинуть машину!» Молчание. У всех были парашюты. Но они все были настоящими мужиками и не могли бросить своего командира одного в пылающем самолете. Это ли не подвиг!
Не могу понять, почему еще даже в тех, советских школах не назывались имена героев, разделивших судьбу капитана Николая Францевича Гастелло? Вот их имена, имена огненного и интернационального экипажа, кусочка Советского Союза.
Командир – капитан Гастелло Николай Францевич, белорус.
Штурман – лейтенант Бурденюк Анатолий Акимович, украинец.
Люковый стрелок – лейтенант Скоробогатый Григорий Николаевич, русский.
Стрелок-радист – старший сержант Калинин Алексей Александрович, ненец.
…Пылающий бомбардировщик сделал свой последний боевой разворот и пошел на немецкую колонну. Мощный взрыв разметал танки и цистерны. Как громовержец, карающий молнией с небес.
Через месяц капитану Гастелло было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем по всей стране назывались улицы, школы, пионерские дружины. Были названы даже московская электричка и теплоход на Волге. Но не могу понять, почему даже мы, тогдашние советские школьники (про нынешних я и не говорю), не знали, что Гастелло был не один?
Появилось такое слово – «гастелловцы». Так называли летчиков, повторивших подвиг героического экипажа. За время войны 14 наших морских летчиков таранили вражеские корабли. Всего же официально зафиксировано 600 воздушных и 506 наземных таранов. Причем 34 летчика таранили вражеские самолеты дважды. Среди них – Леонид Борисов, Владимир Матвеев, Николай Терехин, Алексей Хлобыстов, которые совершили этот подвиг трижды, а Борис Ковзан сбивал фашистские самолеты ударом своей машины четырежды!
И было-то им всем тогда по двадцать с небольшим лет. Комэску Николаю Гастелло – тридцать три.
Сейчас недалеко от Молодечно, на том месте, где экипаж капитана Гастелло совершил свой подвиг, стоит памятник, у которого всегда живые цветы. Молодожены приезжают сюда в день своей свадьбы – как к Вечному огню. Есть у нас такая традиция, многим иностранцам непонятная.
Во дворе же московской школы №270, где учился когда-то Николай Гастелло, установлен его бюст, на котором высечено: «Ты в наших делах, ты в наших сердцах, ты жив, капитан Гастелло!»

Александр ЧУДАКОВ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Порошенко перепутал Майка Джонсона с Майклом Джексоном
  2. Госдума вводит наказание до двух лет лишения свободы за пропаганду наркотиков
  3. Володин: Ротация депутатов, занимающих руководящие должности, позволяет повысить эффективность работы Госдумы
  4. Володин о западной «демократии»: они сами себя съедят
  5. Принят закон о режиме высылки мигрантов из России
  6. Венгрия не одобрит выделение 6,5 млрд евро на оружие Украине из-за остановки транзита нефти
  7. В России семьи с детьми смогут получить остаток маткапитала в виде единовременной выплаты
  8. Владимир Путин провел встречу с новым главой Счетной палаты
  9. МОК исключил из списка признанных федераций Международную ассоциацию бокса
  10. Кремль прокомментировал планы Запада усилить присутствие в Арктике
  11. Песков: Россия даст ответ на воровство ее активов в Европе
  12. Под Харьковом одним ударом уничтожили 50 западных инструкторов ВСУ
  13. Владимир Путин присвоил 39-й радиотехнической бригаде почетное наименование «гвардейская»
  14. Лукашенко предложил Амурской области взаимодействие при реализации крупных инфраструктурных проектов
  15. Сергей Митин: Субсидии фермерам на покупку техники необходимо увеличить

Парламентское Собрание

Большая часть союзного бюджета уходит на социальные проекты

От Бреста до Владивостока у каждого должны быть равные возможности для развития, труда и творчества.

МНЕНИЯ

Никому не нужный Джо

Анатолий Заусайлов

В американской гонке за место в Белом доме, что ни неделя, то новый сюжет.

Байден переходит в режим «хромой утки»

Леонид Слуцкий

Еще в субботу хозяин Овального кабинета не собирался выходить из президентской гонки.

Месье Шариковы с дуба рухнули

Олег Зинченко

Скоро Франция как шелудивый пёс начнёт охотиться за собственным хвостом.

Читайте также