«Союз» дал течь
Юлия Новицкая – о спасательном корабле для космонавтов
Совещание по дальнейшему полету поврежденного «Союза» провели в Роскосмосе еще перед Новым годом. Но окончательное решение должны принять сейчас. Ситуация непростая. Насколько я понимаю, подобной нештатки еще не случалось.
«Союз» - спасательный корабль. Именно поэтому он всегда находится, что называется, в состоянии боевой готовности. После пристыковки космонавты первым делом должны подготовить скафандры. Ведь в случае экстренной ситуации экипаж быстро эвакуируется.
Раньше за полугодовую экспедицию было всего одно уклонение от космического мусора, сейчас примерно раз в месяц. Если оно расчетное, это не страшно, станцию просто поднимают вверх. Но бывает и внеплановое. Как-то во время интервью космонавт Антон Шкаплеров рассказал мне о такой ситуации.
Командиром МКС тогда был Дэн Бербанк. Он прилетел в российский сегмент, разбудил со словами: «Антон, на нас идет осколок, хватай, что сможешь! И быстро в корабль».
- В корабле всегда все готово для внезапной эвакуации, - рассказывал Шкаплеров. - Мы сели, причем я - на люке. Если ударит в корабль, я успею открыть люк, и мы сможем перебраться в станцию, если удар придется на станцию, то мы закрываемся, герметизируемся и готовы отстыковаться. Так мы просидели минут пять - семь, пока не услышали с Земли: «Ложитесь спать, опасность миновала».
На Байконуре идет подготовка к запуску очередного «Союза». При этом «в Роскосмосе надеются, что его задействовать не придется, а экипаж «Союза МС-22» штатно вернется на Землю на своем корабле».