Безопасность – прежде всего
Надежность белорусских участков транзитных трубопроводов гарантируется Трубопроводный транспорт – самый экономичный и самый безопасный. Это аксиома. Правда, с одной лишь оговоркой: до той поры, пока он исправен.
Трубопроводный транспорт – самый экономичный и самый безопасный. Это аксиома. Правда, с одной лишь оговоркой: до той поры, пока он исправен. Взрыв на газопроводе в Москве, произошедший в нынешнем году, к счастью, обошелся без жертв и разрушений. Но это стало поводом для серьезного разговора на «круглом столе» в Совете Федерации, о чем «СВ» в свое время уже писала. Как было заявлено, к 2020 году 90 процентов магистральных трубопроводов выработают свой эксплуатационный ресурс, начнутся проблемы в их надежности и аварийности. И чтобы не допустить этого, меры надо принимать уже сегодня.
В Беларуси, через которую проходит немало российских трубопроводов, в последние годы в сводки новостей с постоянной регулярностью попадает лишь один – «Унеча – Венспилс». Белорусский отрезок этого магистрального нефтепродуктопровода эксплуатируется компанией «Запад-Транснефтепродукт», входящей в состав АК «Транснефтепродукт», которая и является собственником белорусского участка. Годовой объем транзита нефтепродуктов через Беларусь из России в Латвию составляет порядка 10 млн тонн.
С 2007 года на трубопроводе происходят большие и малые неприятности, две из которых принесли немалый экологический ущерб Беларуси. 23 марта 2007 года из трубы вытекло порядка 120 тонн дизтоплива, часть которого попала в Западную Двину и добралась до Латвии. Через полтора месяца, 5 мая, в результате очередного прорыва нефтепровода вновь вытекло около пяти тонн нефтепродуктов, часть из которых попала в мелиоративный канал, соединенный с рекой Свечанкой – притоком реки Уллы, которая впадает в ту же Западную Двину. Ущерб от аварий составил 16 377 395 609 и 1 112 037 228 белорусских рублей соответственно.
После двух аварий Министерство природы и охраны окружающей среды Беларуси выступило с инициативой остановить эксплуатацию нефтепровода.
Однако, учитывая важность трубопровода для российских поставщиков и латвийских потребителей, на столь кардинальные меры в Беларуси не пошли. Решено было провести подробнейшую диагностику трубы, чтобы выявить и устранить все потенциально опасные дефекты. Согласно отчету нидерландской фирмы, которая по предписанию Госпроматомнадзора Беларуси в мае 2007 года провела обследование, устранению подлежали 17 629 дефектов первоочередного ремонта. Так как обезопасить столь большое количество дефектов в короткое время попросту нереально, в трубопроводе было снижено рабочее давление. Однако и после этого в декабре 2008 года требовалось убрать почти 3300 дефектов, 1082 из которых были отнесены к особо опасным.
Так как в декабре прошлого года и в январе нынешнего никаких конкретных действий по приведению трубопровода в безопасное состояние со стороны «Запад-Транснефтепродукта» не последовало, 17 февраля Госпроматомнадзор выдал предписание на устранение 1082 дефектов первоочередного ремонта в течение ближайших полгода – до 17 июля. А 27 февраля официально уведомил российскую фирму о возможной временной приостановке магистрального нефтепродуктопровода в случае невыполнения данного предписания.
Как видно по датам, решение было принято задолго до возникновения так называемой «молочной» проблемы в белорусско-российских отношениях, которой попытались объяснить остановку трубопровода с 17 июля некоторые российские и латышские политологи и коммерсанты. Цель была лишь одна – заставить хозяев трубы привести ее в безопасное состояние. И, похоже, она достигнута. Прокачка нефтепродуктов 24 июля была возобновлена лишь после того, как представители «Запад-Транснефтепродукта» предоставили детальный план ремонтных работ до конца 2009 года. И хочется верить, что на этот раз они сдержат свое слово.
Безопасность и надежность белорусских участков транзитных трубопроводов всегда отмечалась международными экспертами.
Николай ФЕДОРОВ