ЕГЭ: проверка знаний или интуиции?
В этом году впервые в России поступление абитуриентов в вузы происходит полностью по результатам ЕГЭ. Кто-то считает, что это правильно, другие против подобного новшества. Система сдачи ЕГЭ еще не успела прижиться, но кажется уже непонятной. Правда, возмущено ею больше старшее поколение, родители, бабушки и дедушки выпускников, привыкшие к совсем другой форме экзаменов. А как относятся к ЕГЭ сами абитуриенты, о плюсах и минусах такой системы поступления мы постарались выяснить.
С одной стороны, некоторые выпускники считают, что теперь шансы поступить в вуз увеличиваются, ведь в тесте, если даже не знаешь ответа, в отличие от других форм экзамена, можно положиться на собственную интуицию и выбрать «понравившийся вариант». И как показали результаты, удача не подвела многих опрошенных абитуриентов. Правда, тогда непонятно, в чем заключен конкурс при поступлении: в природной интуиции или же знаниях абитуриента?
С другой стороны, московские выпускники утверждают, что в этом году им будет поступить намного тяжелее, чем это было раньше. Оказывается, многие старшеклассники, которые плохо учились в школе, среди учебного года вдруг переезжали из Москвы в дальние регионы страны, видимо, за довольно короткое время «подтягивали там свои знания» и приезжали покорять столичные вузы со 100-балльными результатами ЕГЭ. Особенно хорошо готовят таких абитуриентов на Северном Кавказе и в Дагестане.
Но несомненным плюсом выпускники признают то, что результаты ЕГЭ действительны два года. Поэтому если сейчас поступить в вуз на бюджетное отделение не удалось, то, чтобы не тратить год, можно пойти учиться на платное, а следующим летом попытаться перевестись на бесплатное, и если за ЕГЭ по какому-то предмету высокие баллы, то его можно не пересдавать. Кроме того, удобно и то, что узнать, поступил ты или нет, можно легко и быстро, не выходя из дома, через сеть Интернет.
Среди тех, кто поступает не первый год, гораздо больше противников ЕГЭ, чем среди выпускников 2009-го. Им как раз сильно не нравится то, что многие выбирают ответ «наугад», кроме того, времени на экзамен отводится довольно мало, да и вообще тест не может раскрыть всех знаний абитуриента.
Ирина Герасименко окончила школу в прошлом году, но в выбранный ею вуз не поступила, сейчас она снова пробует свои силы, но теперь экзамены придется сдавать в форме ЕГЭ. Несмотря на прошлую неудачу, она считает, что тест лишает абитуриента возможности показать логику своих мыслей, дополнительные знания из смежных дисциплин, умение анализировать и делать выводы, которые можно использовать при устном или развернутом письменном ответе.
А выпускница этого года Кристина Громова среди минусов ЕГЭ отметила мини-сочинение в обязательном экзамене по русскому языку. Во-первых, оно, разумеется, не может заменить выпускного сочинения прошлых лет, так как нужно уложиться примерно в двести слов; во-вторых, темы у всех разные, а значит, может попасться любая, тут все зависит от удачи. Повезло тем, кому нужно было написать что-то о любви или о природе, но вот, например, Кристине досталась тема «Картина Дюрера «Блудный сын»», произведение искусства следовало описать и проанализировать затронутую художником проблему. Разумеется, никакой иллюстрации не прилагалось. В школьную программу знания о творчестве художника Альфреда Дюрера не входят. И как же выпускнице описывать картину, которую она никогда не видела?
Однако важным плюсом системы ЕГЭ является то, что абитуриенты всех регионов России имеют равные шансы при поступлении в главные вузы страны, разумеется, если экзамены сдаются собственным умом, без чьей-либо помощи. Ведь тогда, например, столичные подготовительные курсы, на которые старшеклассники, живущие далеко от Москвы, просто не имели возможности ходить, уже не будут иметь такой важности при сдаче экзамена, если он един для всего государства.
Словом, как и во всем, что нас окружает, можно найти и свои плюсы, и минусы, то же касается и ЕГЭ. Приживется у нас эта система или нет, пока неизвестно. Время покажет.
Ирина ЛЕВИНА