Причалы без печали
Чем живут мурманские портовики в эпоху санкций?
Фото: Олег Филонок/kpmedia.ru
ВЕНГР ГАНЗ И КИТАЕЦ ДЖАК
Юркий желтый погрузчик быстро разворачивается, подхватывает палеты с рыбой и скрывается в «холодильнике». За ним проскакивает еще один. Так начинается утро у южных причалов рыбного порта Мурманска. Докеры трудятся над разгрузкой траулера, который на днях пришел в город.
К моему приезду процесс кипит, несмотря на мокрый снег и ночные заморозки.
- Мы работаем круглосуточно. Семь дней в неделю. Пока вы спите, на причалах разгружается рыба, - рассказывает сотрудница пресс-службы порта Анна.
Порт для Мурманска - как сердце для человека, потому что без него город просто не сможет жить. Первые поселения строили здесь именно рыбаки и торговцы. Вокруг причалов потом появлялись дома и улицы.
Тем временем огромный кран подхватывает с судна новую партию груза и ювелирно ставит на площадку перед собой. После медленно разворачивается, и на его «спине» показывается слово GANZ. Это название венгерской фирмы. До санкций она установила здесь эти многотонные краны, с тех пор они и работают. Всего их в порту семь. Машины латают, но время берет свое.
В оснащении много импортной техники. Из-за санкций с поставкой новых деталей есть трудности. Но в Мурманске уже строят первый в стране портальный кран, который на семьдесят процентов состоит из отечественных комплектующих.
Под «Ганзом» бегают желтые фронтальные погрузчики, и вот они уже приехали в Мурманск с востока. Эту технику в порт поставила китайская компания JAC. Партнеры из Поднебесной предложили администрации взять несколько машин на пробу. Поработать, проверить их в деле. Техника русским портовикам пришлась по душе. Купили. С того момента прошло семь лет, а погрузчики работают безотказно.
Траулер, который разгружают докеры, назывался «Принцесса Арктики». Он привез из моря свежую партию креветок, заготовленную для фирмы из Петербурга. В коробках и уже замороженных. Как так? Современные траулеры - это небольшие плавучие заводы, на которых рыбу вылавливают, моют, замораживают и упаковывают. В порт она приходит уже готовая к продаже.
Один из погрузчиков забирает креветки и увозит на склад-рефрижератор. Мы спешим за ним.
ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ В РУССКИХ ГАВАНЯХ
Большое здание, вокруг которого кипела работа, - один из «холодильников». Так в порту называют огромные склады, где хранится выловленная рыба. Температура в них в любое время года - от -26 до -28 градусов.
Мороз пробивает, как только заходишь внутрь. Кажется, что вот-вот примерзнешь ногами к полу. Тем временем погрузчик встает точно напротив ровного ряда коробок, высотой примерно в два этажа. Задвигает груз наверх, опускает «вилы» и едет обратно.
- А вам не холодно тут? - спрашиваю я у одной из работниц, наблюдавших за выгрузкой.
- Мы уже привыкли. Одеваемся теплее, - пожимает плечами она. - Сейчас еще не холодно. «Холодильник» на «оттайке». Заморозка начнется после того, как разгрузка закончится. Вот тогда тут будет настоящая стужа.
Я делаю пару снимков и иду греться на улицу. Снаружи идет мокрый снег и задувает, но кажется, что я попал на юг. Все в мире относительно.
Кстати, в порту работает немало женщин. Труд суровый: с залива дует ледяной ветер, да и в целом - зона повышенной опасности. Но мурманчанки справляются на ура.
ЗНАК КАЧЕСТВА
MADE IN RUSSIA
Улов теперь отправляют в другом направлении.
КРАб ПРИЖИЛСЯ
Работа докеров потихоньку завершается. Близится время обеда. Рядом с соседним складом разгружают белые коробки с надписью: PRODUCT OF RUSSIA. Соседний траулер привозит в Мурманск камчатского краба, деликатесы грузят в морозильные камеры. Эти ракообразные в местных морях как пришельцы. У мурманских берегов они не водятся. Но в шестидесятых их завезли сюда ученые с Дальнего Востока. Исследователи хотели узнать, приживется ли краб. Оказалось, что в Баренцевом море он чувствует себя ничуть не хуже. Через несколько десятков лет он расплодился, а в 2014 году начался коммерческий вылов.
Клешни и лапы крабов добывают несколько рыбопромысловых компаний. Их поставляют в рестораны и магазины Петербурга, Москвы и Минска. Возможно, скоро это деликатесное мясо попадет и на кухни Европы.
После введения санкций логистика Мурманского рыбного порта изменилась. В последние годы часть улова уходила на экспорт. Нередко в Норвегию или страны ЕС. Рыбакам так было выгоднее. Однако за прошедшие полгода ситуация в корне изменилась. Сегодня продукция все чаще отправляется в Россию, Беларусь и СНГ.
Работа работой, но обед по расписанию. Постепенно людей у причалов становится меньше, куда-то деваются погрузчики, останавливаются краны. Порт уходит на перерыв, а это значит, что и нам пора возвращаться в город.
ДОМА ВСЕГДА ЖДУТ
Еще одно направление - Азия. Китай охотно идет на сотрудничество. Народная республика готова не только поставлять в Мурманск технику, но и закупать дары Баренцева моря: сельдь, треску и краба.
Норвегия давно питалась за счет русских докеров. И Осло хоть солидарен с политикой ЕС, но полностью откреститься от мурманских рыбаков пока не решается. В таком случае страна перестанет развиваться, жить и работать. Поэтому норвежские порты принимают российские суда, разгружают и обслуживают.
Изменение логистики никак не повлияло на объем вылова. Стало больше «отечественной» отгрузки. Рыбаки поняли, что, несмотря на санкции, на родном мурманском берегу их всегда ждут.
В основном докеры работают сдельно. Чем больше разгружают судов, тем больше доход обычных грузчиков, кладовщиков и других сотрудников. Со снижением экспорта работы в отечественных портах прибавилось, поэтому и зарплаты выросли.
ОПТИМАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА
Местные причалы прирастают белорусской и китайской техникой, но на этом сотрудничество не заканчивается.
БЕЗ СНЕГА И ПЫЛИ
Как и любое крупное предприятие в России, гавань не обходится без белорусской техники. Совсем недавно ее автопарк пополнился новеньким трактором «Беларус» от МТЗ. Мощный двигатель и полный комплект современного оборудования должны заметно облегчить работу докерам. Машину используют для уборки снега и пыли.
- Беларусь для нас своеобразная палочка-выручалочка. Когда нужно быстро получить качественные машины, мы всегда обращаемся к соседям, - рассказывает исполнительный директор порта Даниил Полещук.
- А раньше в порту работала какая-то зарубежная техника?
- Мы использовали в основном импортные машины. Из Швеции, Финляндии или США. Но теперь пересмотрели отношения. В наших странах выпускают не менее качественную технику, она проста в обслуживании. И проблем с запчастями не будет. За ней - будущее.
У руководства порта большие планы на сотрудничество с компаниями из Синеокой. В Мурманске ждут дорожно-строительную технику, машины для уборки складов и территории. Но посматривают и на Восток, потому что китайские погрузчики хорошо себя зарекомендовали. За последние семь лет соотношение цены и качества показало, что техника из КНР - это выгодно и надежно.
ОТ ИКРЫ ДО БЕТОНА
В Мурманской области российские компании вместе с белорусскими коллегами выращивают ценные породы рыбы: семгу, кумжу, форель.
После появления ограничений у многих компаний возникли проблемы с закупкой пропитания для самих рыб. Выход снова нашли в Беларуси. Сегодня доля корма, который привозят в регион из республики, занимает половину всего объема грузооборота порта. То есть его примерно столько же, сколько и рыбы.
- Каждый день мы принимаем от двадцати до пятидесяти машин из РБ, - рассказывает Даниил Полещук. - Это корм для лососевых, которых потом отправляют на российские и белорусские прилавки. Кооперация с Синеокой развивается. Причем не только в морском промысле, растут и поставки биологически активных добавок на основе рыбьего жира. У нас в порту производство, и мы активно поставляем витамины в страны СНГ.
В Мурманске рассчитывают и на сотрудничество с белорусским металлургическим заводом. Заполярные причалы могут стать площадкой для распределения продукции. Вторая точка соприкосновения - это сотрудничество БМЗ с компаниями, которые добывают нефть в Арктике. Например, с «Газпром шельфпроектом», который работает в Карском море. Им необходимы металл, трубы и цементные смеси.
Еще одно направление кооперации - поставка продукции белорусского цементного завода. Это предприятие выпускает крупные аэродромные плиты высокого качества. А они крайне востребованы для строительства новых складов, зон отгрузок и хранения морских контейнеров.
Цены у сябров привлекательные. Покупка и укладка их плит обойдется дешевле, чем таких же от местных или петербургских производителей. И намного бюджетнее, чем за рубежом.
ИЗ ИСТОРИИ
ВИКИНГИ И НИКОЛАЙ II
Скандинавы и российский император основали город за Полярным кругом.
Произнесите вслух слово «Мурманск». Мурман. Норман. Нурман - примерно так в Древней Руси называли норвежцев. В переводе это означает «северный человек». Постепенно слово изменилось, и так стали называть побережье Баренцева моря, где шла активная торговля со скандинавами.
Тогда это было небольшое становище. Своими современными размерами город обязан последнему российскому императору. В годы Первой мировой войны на берегу Кольского залива построили рыбный порт. Правительство стремилось получить круглогодичный доступ в Северный Ледовитый океан.
В 1916 году Николай II подписал резолюцию - поручил назвать новый город Романовым-на-Мурмане. Но уже в следующем году к власти пришли коммунисты, вернув Мурманску его нынешнее имя.
Город развивался благодаря порту и незамерзающему заливу. Подбиралась Великая Отечественная война. Ковровыми бомбардировками фашисты буквально стерли его с лица земли. Мурманск в то время был деревянным. Этим и воспользовались захватчики, сбрасывая зажигательные снаряды. Но жители не сдались и выстояли.
После Победы его отстроили заново, сделав таким, каким мы видим его сегодня. Сейчас в городе живет около 270 тысяч человек. Здесь базируются ледоколы, а в соседнем Североморске - военные корабли и подлодки. Город - ворота в Арктику.
ВЫСОКИЕ ГОСТИ
КАК АЛЕКСАНДР ЛУКАШЕНКО ВСТАЛ НА ЛЫЖИ
Холода не испугали Президента РБ.
В Заполярье белорусский лидер не только обсудил будущее сотрудничество, но и вместе с другими спортсменами пробежал марафон.
У Мурманской области и Беларуси давние и тесные связи. 28 лет назад Заполярье стало первым регионом России, который подписал с братской республикой договор о бессрочном сотрудничестве. Интересы были у каждого свои. Минску требовались полезные ископаемые. Например, цветной металл и апатитовый концентрат, который добывают в недрах Хибин. А области нужны были белорусские самосвалы, сельскохозяйственная техника и продукты.
24 марта 1998 года регион посетил Александр Лукашенко. Его приезд приурочили к открытию в Заполярной столице Дней белорусской культуры. На следующий день в семь утра президент приехал на марафон Праздника Севера. Пробежал на лыжах положенные километры и получил памятный значок и свидетельство участника. Он стал одним из первых государственных деятелей, который вышел на лыжню Полярной Олимпиады.