САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Андрей Кондратьев

Причалы без печали

Чем живут мурманские портовики в эпоху санкций?

Фото: Олег Филонок/kpmedia.ru

ВЕНГР ГАНЗ И КИТАЕЦ ДЖАК

Юркий желтый погрузчик быстро разворачивается, подхватывает палеты с рыбой и скрывается в «холодильнике». За ним проскакивает еще один. Так начинается утро у южных причалов рыбного порта Мурманска. Докеры трудятся над разгрузкой траулера, который на днях пришел в город.

К моему приезду процесс кипит, несмотря на мокрый снег и ночные заморозки.

- Мы работаем круглосуточно. Семь дней в неделю. Пока вы спите, на причалах разгружается рыба, - рассказывает сотрудница пресс-службы порта Анна.

Порт для Мурманска - как сердце для человека, потому что без него город просто не сможет жить. Первые поселения строили здесь именно рыбаки и торговцы. Вокруг причалов потом появлялись дома и улицы.

Тем временем огромный кран подхватывает с судна новую партию груза и ювелирно ставит на площадку перед собой. После медленно разворачивается, и на его «спине» показывается слово GANZ. Это название венгерской фирмы. До санкций она установила здесь эти многотонные краны, с тех пор они и работают. Всего их в порту семь. Машины латают, но время берет свое.

В оснащении много импортной техники. Из-за санкций с поставкой новых деталей есть трудности. Но в Мурманске уже строят первый в стране портальный кран, который на семьдесят процентов состоит из отечественных комплектующих.

Под «Ганзом» бегают желтые фронтальные погрузчики, и вот они уже приехали в Мурманск с востока. Эту технику в порт поставила китайская компания JAC. Партнеры из Поднебесной предложили администрации взять несколько машин на пробу. Поработать, проверить их в деле. Техника русским портовикам пришлась по душе. Купили. С того момента прошло семь лет, а погрузчики работают безотказно.

Траулер, который разгружают докеры, назывался «Принцесса Арктики». Он привез из моря свежую партию креветок, заготовленную для фирмы из Петербурга. В коробках и уже замороженных. Как так? Современные траулеры - это небольшие плавучие заводы, на которых рыбу вылавливают, моют, замораживают и упаковывают. В порт она приходит уже готовая к продаже.

Один из погрузчиков забирает креветки и увозит на склад-рефрижератор. Мы спешим за ним.

ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ В РУССКИХ ГАВАНЯХ

Большое здание, вокруг которого кипела работа, - один из «холодильников». Так в порту называют огромные склады, где хранится выловленная рыба. Температура в них в любое время года - от -26 до -28 градусов.

Мороз пробивает, как только заходишь внутрь. Кажется, что вот-вот примерзнешь ногами к полу. Тем временем погрузчик встает точно напротив ровного ряда коробок, высотой примерно в два этажа. Задвигает груз наверх, опускает «вилы» и едет обратно.

- А вам не холодно тут? - спрашиваю я у одной из работниц, наблюдавших за выгрузкой.

- Мы уже привыкли. Одеваемся теплее, - пожимает плечами она. - Сейчас еще не холодно. «Холодильник» на «оттайке». Заморозка начнется после того, как разгрузка закончится. Вот тогда тут будет настоящая стужа.

Я делаю пару снимков и иду греться на улицу. Снаружи идет мокрый снег и задувает, но кажется, что я  попал на юг. Все в мире относительно.

Кстати, в порту работает немало женщин. Труд суровый: с залива дует ледяной ветер, да и в целом - зона повышенной опасности. Но мурманчанки справляются на ура.

Причалы без печали

ЗНАК КАЧЕСТВА

MADE IN RUSSIA

Улов теперь отправляют в другом направлении.

КРАб ПРИЖИЛСЯ

Работа докеров потихоньку завершается. Близится время обеда. Рядом с соседним складом разгружают белые коробки с надписью: PRODUCT OF RUSSIA. Соседний траулер привозит в Мурманск камчатского краба, деликатесы грузят в морозильные камеры. Эти ракообразные в местных морях как пришельцы. У мурманских берегов они не водятся. Но в шестидесятых их завезли сюда ученые с Дальнего Востока. Исследователи хотели узнать, приживется ли краб. Оказалось, что в Баренцевом море он чувствует себя ничуть не хуже. Через несколько десятков лет он расплодился, а в 2014 году начался коммерческий вылов.

Клешни и лапы крабов добывают несколько рыбопромысловых компаний. Их поставляют в рестораны и магазины Петербурга, Москвы и Минска. Возможно, скоро это деликатесное мясо попадет и на кухни Европы.

После введения санкций логистика Мурманского рыбного порта изменилась. В последние годы часть улова уходила на экспорт. Нередко в Норвегию или страны ЕС. Рыбакам так было выгоднее. Однако за прошедшие полгода ситуация в корне изменилась. Сегодня продукция все чаще отправляется в Россию, Беларусь и СНГ.

Работа работой, но обед по расписанию. Постепенно людей у причалов становится меньше, куда-то деваются погрузчики, останавливаются краны. Порт уходит на перерыв, а это значит, что и нам пора возвращаться в город.

ДОМА ВСЕГДА ЖДУТ

Еще одно направление - Азия. Китай охотно идет на сотрудничество. Народная республика готова не только поставлять в Мурманск технику, но и закупать дары Баренцева моря: сельдь, треску и краба.

Норвегия давно питалась за счет русских докеров. И Осло хоть солидарен с политикой ЕС, но полностью откреститься от мурманских рыбаков пока не решается. В таком случае страна перестанет развиваться, жить и работать. Поэтому норвежские порты принимают российские суда, разгружают и обслуживают.

Изменение логистики никак не повлияло на объем вылова. Стало больше «отечественной» отгрузки. Рыбаки поняли, что, несмотря на санкции, на родном мурманском берегу их всегда ждут.

В основном докеры работают сдельно. Чем больше разгружают судов, тем больше доход обычных грузчиков, кладовщиков и других сотрудников. Со снижением экспорта работы в отечественных портах прибавилось, поэтому и зарплаты выросли.

ОПТИМАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА

Местные причалы прирастают белорусской и китайской техникой, но на этом сотрудничество не заканчивается.

БЕЗ СНЕГА И ПЫЛИ

Как и любое крупное предприятие в России, гавань не обходится без белорусской техники. Совсем недавно ее автопарк пополнился новеньким трактором «Беларус» от МТЗ. Мощный двигатель и полный комплект современного оборудования должны заметно облегчить работу докерам. Машину используют для уборки снега и пыли.

- Беларусь для нас своеобразная палочка-выручалочка. Когда нужно быстро получить качественные машины, мы всегда обращаемся к соседям, - рассказывает исполнительный директор порта Даниил Полещук.

- А раньше в порту работала какая-то зарубежная техника?

- Мы использовали в основном импортные машины. Из Швеции, Финляндии или США. Но теперь пересмотрели отношения. В наших странах выпускают не менее качественную технику, она проста в обслуживании. И проблем с запчастями не будет. За ней - будущее.

У руководства порта большие планы на сотрудничество с компаниями из Синеокой. В Мурманске ждут дорожно-строительную технику, машины для уборки складов и территории. Но посматривают и на Восток, потому что китайские погрузчики хорошо себя зарекомендовали. За последние семь лет соотношение цены и качества показало, что техника из КНР - это выгодно и надежно.

ОТ ИКРЫ ДО БЕТОНА

В Мурманской области российские компании вместе с белорусскими коллегами выращивают ценные породы рыбы: семгу, кумжу, форель.

После появления ограничений у многих компаний возникли проблемы с закупкой пропитания для самих рыб. Выход снова нашли в Беларуси. Сегодня доля корма, который привозят в регион из республики, занимает половину всего объема грузооборота порта. То есть его примерно столько же, сколько и рыбы.

- Каждый день мы принимаем от двадцати до пятидесяти машин из РБ, - рассказывает Даниил Полещук. - Это корм для лососевых, которых потом отправляют на российские и  белорусские прилавки. Кооперация с Синеокой развивается. Причем не только в морском промысле, растут и поставки биологически активных добавок на основе рыбьего жира. У нас в порту производство, и мы активно поставляем витамины в страны СНГ.

В Мурманске рассчитывают и на сотрудничество с белорусским металлургическим заводом. Заполярные причалы могут стать площадкой для распределения продукции. Вторая точка соприкосновения - это сотрудничество БМЗ с компаниями, которые добывают нефть в Арктике. Например, с «Газпром шельфпроектом», который работает в Карском море. Им необходимы металл, трубы и цементные смеси.

Еще одно направление кооперации - поставка продукции белорусского цементного завода. Это предприятие выпускает крупные аэродромные плиты высокого качества. А они крайне востребованы для строительства новых складов, зон отгрузок и хранения морских контейнеров.

Цены у сябров привлекательные. Покупка и укладка их плит обойдется дешевле, чем таких же от местных или петербургских производителей. И намного бюджетнее, чем за рубежом.

ИЗ ИСТОРИИ

ВИКИНГИ И НИКОЛАЙ II

Скандинавы и российский император основали город за Полярным кругом.

Произнесите вслух слово «Мурманск». Мурман. Норман. Нурман - примерно так в Древней Руси называли норвежцев. В переводе это означает «северный человек». Постепенно слово изменилось, и так стали называть побережье Баренцева моря, где шла активная торговля со скандинавами.

Тогда это было небольшое становище. Своими современными размерами город обязан последнему российскому императору. В годы Первой мировой войны на берегу Кольского залива построили рыбный порт. Правительство стремилось получить круглогодичный доступ в Северный Ледовитый океан.

В 1916 году Николай II подписал резолюцию - поручил назвать новый город Романовым-на-Мурмане. Но уже в следующем году к власти пришли коммунисты, вернув Мурманску его нынешнее имя.

Город развивался благодаря порту и незамерзающему заливу. Подбиралась Великая Отечественная война. Ковровыми бомбардировками фашисты буквально стерли его с лица земли. Мурманск в то время был деревянным. Этим и воспользовались захватчики, сбрасывая зажигательные снаряды. Но жители не сдались и выстояли.

После Победы его отстроили заново, сделав таким, каким мы видим его сегодня. Сейчас в городе живет около 270 тысяч человек. Здесь базируются ледоколы, а в соседнем Североморске - военные корабли и подлодки. Город - ворота в Арктику.

ВЫСОКИЕ ГОСТИ

КАК АЛЕКСАНДР ЛУКАШЕНКО ВСТАЛ НА ЛЫЖИ

Холода не испугали Президента РБ.

В Заполярье белорусский лидер не только обсудил будущее сотрудничество, но и вместе с другими спортсменами пробежал марафон.

У Мурманской области и Беларуси давние и тесные связи. 28 лет назад Заполярье стало первым регионом России, который подписал с братской республикой договор о бессрочном сотрудничестве. Интересы были у каждого свои. Минску требовались полезные ископаемые. Например, цветной металл и апатитовый концентрат, который добывают в недрах Хибин. А области нужны были белорусские самосвалы, сельскохозяйственная техника и продукты.

24 марта 1998 года регион посетил Александр Лукашенко. Его приезд приурочили к открытию в Заполярной столице Дней белорусской культуры. На следующий день в семь утра президент приехал на марафон Праздника Севера. Пробежал на лыжах положенные километры и получил памятный значок и свидетельство участника. Он стал одним из первых государственных деятелей, который вышел на лыжню Полярной Олимпиады.

Причалы без печали

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Украинским банкам и ломбардам запретили принимать беспилотники и тепловизоры
  2. В Латвии арестовали мужчину за возложение цветов к демонтированному советскому памятнику
  3. Евлаш: ВСУ планируют применять F-16 вместе со старой авиацией
  4. Минобороны: Российские военные уничтожили очередной американский танк Abrams
  5. В Финляндии предложили «запретить или ограничить доступ России к Калининграду»
  6. В Петербурге планируют построить аналог МЦК
  7. Швеция отвергла идею Китая о расследовании ЧП на «Северных потоках»
  8. «Белпочта» предложила белорусам бесплатно отправить ветеранам открытки ко Дню Победы
  9. Захарова: Киев открыто готовится к новой атаке на Крымский мост
  10. Путин и Рахмон провели телефонный разговор
  11. В России планируют ввести штрафы до 2 млн рублей за незаконную продажу сим-карт мигрантам
  12. Лукашенко высоко оценил готовность белорусской ПВО
  13. Подписано соглашение о сотрудничестве между Обнинском и Гомелем
  14. Комитет Госдумы одобрил поправки, согласно которым иноагенты не могут участвовать в выборах
  15. На Украине начнут призывать больных ВИЧ и раком

Политика

Блинкену в Китае преподали очередной урок

Госсекретарь США Энтони Блинкен посетил Поднебесную

МНЕНИЯ

Время расплаты

Анатолий Заусайлов

Западные кредиторы требуют от Незалежной возврата долгов

Украинский генерал признал, что им не победить

Михаил Васильев

Замначальника ГУР отказался от идеи «возвращения к границам 1991 года»

Салют будто маленькое конфетти

Юлия Новицкая

Близится великий праздник для всех россиян (и не только для них) - День Победы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также