С такими нужно связываться!
Бурятские шапки, свитера и носки стоят в десять раз дешевле, чем их импортные аналоги
СЫРЬЕ ПАСЕТСЯ В БАЙКАЛЬСКИХ СТЕПЯХ
Смотрю на белый вязаный плед, будто из IKEA. И шапки, которые, кажется, вязала заботливая бабушка. А вот и тонкие шерстяные носки. И мужские, и женские. На каждом изделии - милая коричневая бирка из кожзама. Хочется скупить все сразу. Все - красивое, удобное, что немаловажно, экологичное, а главное - российское.
Байкальский текстильный комбинат словно предчувствовал сложную геополитическую ситуацию. Его открыли очень кстати - в 2018 году. На базе компании «Ажур-текс», существовавшей с 2008 года. Официально производство запустили в феврале прошлого года.
- Бурятия всегда была шерстяной, - улыбается исполнительный директор Байкальского текстильного комбината Алексей Спиридонов. - Поэтому покупать на стороне ничего не надо.
Пряжу на предприятии производят только из отечественного сырья.
В изделиях семьдесят процентов овечьей шерсти, тридцать - полиамида. Иногда добавляют эластан.
- Вот она, овечья шерсть, - Алексей показывает материал, похожий на вату. - Хотим частично заместить товар, который идет из Монголии. Конечно, есть мода на изделия оттуда. Из кашемира, верблюжьей шерсти. Но, например, носки из овечек у нас получаются не хуже. И спросом пользуются. Да, у Монголии своя отработанная технология. Они давно на рынке. Мы же можем оперировать тем, что у нас свое производство. Честный состав. Наша шерсть - местная, здесь в полях бегает.
Еще одно преимущество улан-удэнского комбината перед монгольскими - в изделия добавляют полиамид российского производства. Предприниматели же из соседнего государства предпочитают другой, менее экологичный вид синтетики.
Полиамид использовали еще в советские времена - в женских и детских колготках. Он придает износоустойчивость - ткань меньше истирается.
К мысли о том, чтобы использовать его, пришли не сразу. Поначалу вместо него был узбекский хлопок.
- Позже поняли, что для нашего климата он не подходит, - поясняет Алексей.
В первые дни работы комбината полиамид покупали в Беларуси. Сотрудничали со Слонимской фабрикой, предприятием в Полесье.
- Но было сложно, так как доставлять нужно было издалека, - отмечает Алексей. - И выходило дорого. Да, мы в Таможенном союзе, но все равно нужно было оформлять документы. Думаю, будем еще с Беларусью работать - ведем переговоры.
КРАШ-ТЕСТ ДЛЯ НОСКОВ
Несомненный плюс наших производителей - цена. На улан-удэнском предприятии шерстяные носки продают почти даром. Тонкие - по 130 рублей, а толстые - по 160. Плед крупной вязки - от 2,5 тысячи рублей.
- Мы ориентировались на свои
же прошлые модели, на то, что востребовано, - говорит Алексей. - Такие покрывала часто на подарки берут.
Ну а как у монголов? Захожу в один из магазинов с одеждой оттуда. Хватаюсь за голову при виде цен. Свитер - 84 тысячи рублей, жилетка - 45. Почти такие же, как на Байкальском текстильном комбинате шерстяные носки - тысячу рублей.
- К сожалению, у нас нет верблюжьей шерсти, - разводит руками Алексей. - Но со временем можем начать делать вещи из яка, который есть в России. Я сравнивал монгольские и европейские носки с нашими. Испытывал их на тропе здоровья. Хожу туда зимой. Катаюсь на лыжах, коньках и наблюдаю за тем, какие носки ведут себя лучше. Пробовал носки разных их производителей и те, что изготовлены в Китае по финской технологии. Но выиграли наши - лучше сохраняют тепло.
ЛАЙФХАК
ШЕРСТЯНАЯ ИЛИ СИНТЕТИЧЕСКАЯ?
Бывает так, что акриловую шапку почти не отличить от шерстяной. Для того чтобы не попасть впросак, есть несколько способов. Во-первых, надо присмотреться - шерстяная вещь не блестит, потому что нить матовая. Во-вторых, следует помять ее в руках.
У шерсти - сухой звук, она колется хотя бы чуть-чуть, и есть ощущение, что идет тепло, а у синтетики - хруст. В-третьих, запах. Шерсть пахнет собой, синтетика - ничем.
ТЕХНОЛОГИЯ
ЕВРОПА, ПОГРЕЙСЯ!
Одежды столько, что жителей Старого Света укутают как капусту - тепло
и недорого.
Шерсть состригают с бурятских овечек-мериносов полутонкой и тонкорунной пород. Это такие барашки с закругленными рогами и шерстью, свисающей складками. Их стригут, как правило, раз в год, начиная с мая-июня до жары.
- Снимают рунную часть, потом классифицируют, отбрасывают короткие и сильно загрязненные волокна, - объясняет Алексей. - Затем все прогоняют через мойку. После этого машины специальными иглами вычесывают органический мусор, обрывки травы.
Полотно оставляют в натуральном цвете или красят по желанию заказчика.
Есть семь - десять базовых цветов: черный, серый, коричневый, зеленый, темно-синий, джинсовый, бежевый. Красный выбирают реже. Производители считают, что шерстяная пряжа должна быть ближе к натуральному цвету яка или верблюда.
Тип прядения - гребенной. Он считается самым технологически сложным, но зато пряжа получается более качественной. Из готовой тонкой нити можно вязать не только кофты и свитера, но и ковры.
В планах у комбината - продажи на экспорт.
- Когда только-только начинали работу, к нам уже обращались из Казахстана, Армении, Грузии, Польши, Швейцарии, США и Латинской Америки, -
с гордостью рассказывает Алексей. - В Японии тоже заинтересовались. Можем согреть даже замерзающую Европу.
Товара на всех хватит. Буряты легко закутают европейцев как капусту - будет тепло в стылых домах. И недорого, особенно по сравнению с газом.
В АССОРТИМЕНТЕ
СПАСЕНИЕ ОТ МОРОЗОВ
На предприятии производят пряжу не только для привычных всем изделий.
Из местной шерсти делают даже школьную форму. Джемпера, жилеты и жакеты. Пробуют одевать малышей. Связали белый комплект: ползунки, распашонку и пинетки.
Экпериментировали с пончо. Правда, народу экзотика не зашла.
А вот сидушки на табуретки или в автомобиль с бурятским орнаментом.
- Вязали на праздник «Белого месяца» - Сагаалган, - рассказывает Алексей. - Новый год по лунному календарю. Он начинается 1 февраля и длится месяц.
Есть даже шерстяное термобелье.
- Не то тонкое, которое работает на вывод влаги, а именно шерстяное, согревающее. Я хожу в таком белье всю зиму. Сверху - свитер и пуховик на гусином пуху, опять же российского производства. В самые лютые морозы - тридцать-сорок градусов - этого достаточно.
Стоит такой костюм всего около трех тысяч рублей. Из отходов в виде шерстяного очеса планировали выпускать спальники
и подушки. Но передумали и пошили очень теплые одеяла.
Шерсть с комбината поступает на фабрику «Ажур-текс», там вяжут вещи, а затем отправляют их на продажу в Москву, Петербург, Новосибирск, татарский Альметьевск, Барнаул. Все обновки - в крафтовых пакетах.