САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Разведчица из бригады «Железняк»

Партизаны Беларуси вписали славную страницу в летопись Победы Каждое 9 мая восьмидесятишестилетняя минчанка Элеонора Игнатьевна Пендик словно молодеет. Вот и на этот раз ветеран Великой Отечественной войны, бывшая партизанка снова достанет из шкафа бережно хранимые награды: орден Отечественной войны II степени, знаки «Партизан Беларуси 1941-1944 гг.», «Ветеран войны 1941-1945 гг.», медали...

Партизаны Беларуси вписали славную страницу в летопись Победы

Каждое 9 мая восьмидесятишестилетняя минчанка Элеонора
Игнатьевна Пендик словно молодеет. Вот и на этот раз ветеран Великой Отечественной войны, бывшая партизанка снова достанет из шкафа бережно хранимые награды: орден Отечественной войны II степени, знаки «Партизан Беларуси 1941-1944 гг.», «Ветеран войны 1941-1945 гг.», медали... Как всегда, будет встречать гостей, принимать поздравления от детей и внуков. Так уж устроена человеческая память, что самые страшные моменты жизни не забываются. Все события тех далеких военных лет для Элеоноры Игнатьевны такие же яркие, будто произошло это с ней вчера…

– До войны наша семья жила в Западной Беларуси в деревне Ходьковщина, что на границе Витебской и Минской областей, – вспоминает партизанка. – Отец, Игнат Зеленка, работал на строительстве мостов. Детей было трое – все девочки. Перед началом войны мне только исполнилось восемнадцать, сестре Викте – шестнадцать, Зине – тринадцать.
Помню, как в деревне объявили, что на Брест напали немцы. А вскоре они объявились и у нас. Чуть позже стали наведываться в деревню по ночам и партизаны. Все расспрашивали, где у немцев находится гарнизон, где расположены посты. Папа стал помогать партизанам. Бывало, сядет на коня и сам едет партизанам показывать дорогу. Иногда брал с собой и меня.
Уже ближе к осени немцы объявили, что проводят перепись населения в Будславе. Требовали, чтобы люди выходили из хат всей семьей. Мол, кто не пойдет на перепись, тот и бандит, то есть партизан. Все знали, что молодежь, кому исполнилось 18 лет, немцы отправляли работать в Германию. Поэтому я папе и говорю: «Не пойду на перепись, боюсь, что меня или убьют, или, еще хуже, угонят в Германию». Папа, мама и младшие сестры ушли, а я осталась дома. На дверь родители повесили замок, будто никого дома нет, а ключи мне в дом через форточку вбросили.
Смотрю в окно: идут два вооруженных полицая и соседка по хутору Ганна. Поняла, что Ганна привела полицаев показать, где мы живем, чтобы меня найти. Что делать? Спряталась я в шкаф. И через открытую форточку слышу, как один полицай говорит: «Тут никого нет. Замок весит». А второй подошел к окну и разглядел, что шкаф приоткрыт. Выстрелил. Мне сразу же стало очень больно, но я молча терпела… Долго еще в шкафу стояла... Кровь лилась по ногам, и я чувствовала ее тепло…
Все ждала, когда родители придут. Вижу – младшая сестра Зина бежит. От нее и услышала страшное: «Папу, маму и Виктю немцы расстреляли…» От этих слов и упала… Когда в себя пришла, говорю Зине: мол, нельзя дома оставаться, надо идти в лес ночевать. Наутро слышим, наша Виктя где-то поблизости плачет и причитает: где вы все, где?.. Мы – ей навстречу. Смотрим, вся одежда на нашей Викте мокрая. Она рассказала, как собрали немцы всех людей в Будславе, связали руки всем взрослым – и маме, и папе, и Викте. А Зине, как маленькой, не связали. Люди стали ей кричать – мол, убегай! Она и побежала. А взрослых гнали пятнадцать километров до Долгиново. В Долгиново Виктю с другими детьми заперли в школе, а родителей – в подвале. Из окна Виктя видела, как к школе подъехали грузовая машина и телега. Одних людей в машины грузили. А маму посадили на телегу, отца привязали к ней…
Позже нам люди, кому удалось уцелеть, рассказали, как нашу маму немцы убили. А отца с партизаном из соседней деревни заперли в подвале дома и охраняли, но им как-то удалось выбраться и бежать. С собаками их нашли, догнали, вернули в подвал. Целую неделю каждый день сгоняли в одно место всех жителей Долгиново. Показывали людям нашего отца как бандита. Немцы его пытали, ставили на каленое железо, долго мучили… А потом перед всем народом повесили. Нам рассказывали, что последние слова отца были: «За Родину! За Сталина!»
Так остались мы с сестрами без родителей. Потом партизаны узнали, что мы живы, и приехали за нами ночью на телеге. Так оказались в партизанском отряде.
Помню, как немцы объявили первую «блокаду». Всех жителей деревни Березки, что в десяти километрах от нашей Ходьковщины, тогда согнали в один дом и сожгли живыми.
Зачислили меня связной-разведчицей при штабе партизанской бригады «Железняк», так как я места наши хорошо знала. Ходила на разведку в Долгиново, считала немецкие машины, мотоциклы. Вскоре партизаны организовали налет на Долгиново, разгромили там немцев. Меня тогда начальник штаба бригады Бирюков похвалил. Ходила на разведку в гарнизон в деревне Сивцы. Вместе с группой подрывников пускала под откос поезда на железной дороге. Всегда рядом были боевые товарищи – подрывники Свирко и Бусла. Мерзла в окопах во время немецких бомбежек, ночевала зимой в лесу, когда всю ночь приходилось стоять на ногах, чтобы не замерзнуть… Голодала, а напиться можно было только из лужи. Все было. Горе, опасность, тиф… Но, видимо, Господь берег и помогал…
После войны вышла замуж за сельского учителя Пендика Николая Степановича. Воспитала четырех сыновей. Сегодня есть кем гордиться – 9 внуков, 10 правнуков.
…Когда в День Победы в вечернем небе над Минском раздадутся первые залпы салюта, Элеонора Игнатьевна обязательно выйдет на балкон, чтобы любоваться яркими огнями праздника… Который и она приближала как могла.

Ольга ЧИРУК

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Глава МИД Индонезии Марсуди попросила подарить ей брошь как у Захаровой
  2. Трамп: Я сказал Зеленскому, что мы должны закончить эту войну
  3. Раненый разведчик ВС России отрезал себе руку и шел километр до медиков
  4. В Рязанской области украли 60-тонный железнодорожный мост и сдали его на металл
  5. Прихожанка собора в Москве рассказала о фигуранте дела о подрыве машины
  6. Госдума в первом чтении одобрила законопроект о безопасности во время зрелищных мероприятий
  7. Пленный: ВСУ обещали наступление на Белгород после захвата Волчанска
  8. Владимир Путин и Александр Лукашенко посетили церковную службу на острове Валаам
  9. Принят законопроект о запрете рекламы в соцсетях, признанных экстремистскими
  10. Лавров: Россия и Китай окажут позитивное влияние на развитие АСЕАН и решение проблем на Евразийском континенте
  11. Новые микрорайоны должны будут строиться с необходимой социальной инфраструктурой
  12. Володин: Мы ни в коем случае не должны принимать решения, которые создают угрозу повышения стоимости электроэнергии для граждан
  13. Лукашенко и Путин встретились на Валааме
  14. Песков: Россия открыта для переговоров, но нужно понять степень готовности Украины к ним
  15. Беларусь планирует открыть авиарейсы еще в пять городов России

Парламентское Собрание

Большая часть союзного бюджета уходит на социальные проекты

От Бреста до Владивостока у каждого должны быть равные возможности для развития, труда и творчества.

Политика

При Украине люди в Новороссии даже не мечтали о том, что делается здесь для них сегодня в России

На минувшей неделе там заработали сразу несколько крупных новых социальных объектов

МНЕНИЯ

Памятник безумию

Павел Родионов

Власти Латвии, похоже, сбрендили совсем. Начали установку противотанковых заграждений на границе с РФ.

Горизонтальные связи

Татьяна Вахромеева

Россия укрепляет свои позиции на международной арене, пока некоторые кричат об ее псевдоизоляции.

Станция ярче Юпитера

Юлия Новицкая

На прошлой неделе над Москвой можно было наблюдать вечерние пролеты МКС - в южной стороне неба с запада на восток.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также