Взмывая выше ели
Гигантский самосвал из Синеокой стал аттракционом на ВДНХ
Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru
КАРЬЕРНЫЙ РОСТ
- Мама, а это великан-трансформер из мультика? - пятилетней Даше требуется помощь родителей, чтобы залезть в колесо самосвала, настолько оно огромное.
У павильона «Беларусь» припарковался 90-тонный «БелАЗ». Встал на долгую стоянку как символ российско-белорусского сотрудничества. Средний срок службы карьерного самосвала, по словам гендиректора завода Сергея Никифоровича, десять-пятнадцать лет. БелАЗ-7558 - не самая большая, но одна из самых массовых моделей. Только в России на карьерах работает около одиннадцати тысяч таких автомобилей. Возят все - от угля до алмазов. Этот гигант, прежде чем попасть на выставку достижений в столицу России, поработал во Вьетнаме и на Дальнем Востоке. Теперь он уже никуда не торопится. Его подремонтировали, покрасили на заводе в Жодино, разобрали и на трех платформах (по обычным дорогам он передвигаться не может) отправили в Москву. Несколько дней его тут снова собирали с помощью крана, сваривали, устанавливали на специальный постамент. И превратили в аттракцион. Причем это нужно было сделать так, чтобы не повредить ни технику, ни деревья вокруг.
Тех, кто впервые видит «БелАЗ», поражают прежде всего его размеры. «Девятоша», так ласково зовут 90-тонник на заводе его создатели, высотой с двухэтажный дом. Длина машины - десять метров, а кузов размером с однокомнатную квартиру-студию. Под ним даже качели повесили для желающих сфотографироваться. Совсем как в песне из «Приключений Электроника»: «Взмывая выше ели…»
КОНКУРЕНТ «СОЛНЦА МОСКВЫ»
Но это были еще не все сюрпризы. «БелАЗ», как известно, один из лидеров промышленного туризма в Беларуси - за последние пять лет на заводе побывали 150 тысяч человек, в том числе и из России. Можно даже сыграть свадьбу на «БелАЗе». Тем же, кто еще не доехал до Жодино, на ВДНХ предлагали совершить бесплатные виртуальные экскурсии по предприятию: прогуляться по цехам, посмотреть процесс сборки карьерных самосвалов, увидеть работу «БелАЗа» в Кузбассе и прокатиться на самой большой в мире 450-тонной машине. Последнее путешествие - самое популярное.
Кому и этого было мало, могли принять участие в фотоконкурсе с фирменными подарками. Для этого нужно сфотографироваться на фоне «БелАЗа» и поставить тег.
Кроме того, все желающие могли отправить оригинальную открытку через «Почту БелАЗа» в любую часть мира. Гостей ждали концерт и акробатическое паркур-шоу, естественно, с использованием самосвала.
На ВДНХ народная тропа к гиганту не зарастет. И фото на фоне его впечатляющих колес, надеются сябры, смогут затмить по популярности селфи у новенького колеса обозрения «Солнце Москвы» на выставке.
А чтобы гиганту не было скучно, скоро компанию ему, как пообещал Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой, составят комбайны «Гомсельмаш» и легендарный трактор «Беларусь».
ИСТОРИЯ
ЧЕРЕДА МЕТАМОРФОЗ
В фойе павильона «Беларусь» открылась фотовыставка «От истоков к современности».
На ней представлена история создания, реконструкции и реставрации здания, то, как менялся его внешний облик, внутренняя экспозиция и интерьеры.
Многие снимки уникальные: вот на стенде фото самого первого, еще деревянного павильона в виде крестьянской избы в 1937-м.
А вот уже современное здание, которое построили в 1954 году - со скульптурами и богатым декором. Тогда его крышу увенчала фигура колхозницы со снопом и венком, олицетворяющая Родину-мать. Тут же на снимках период, когда павильон носил имя «Электротехника». Здесь можно было увидеть макеты крупнейших в мире гидро- и турбогенераторов, образцы кабелей и оборудование для электрифицированного транспорта.
Потом были почти два десятилетия безвременья: на кадрах торговые ряды, как на Черкизоне, до сих пор больно на них смотреть.
А потом - возрождение первоначального исторического облика, на которое ушло десять лет. Отдельный стенд - дизайн-проект по дальнейшему техническому переоснащению павильона. По всему периметру фойе появятся экраны, где будут показывать продукцию белорусских предприятий.
АВТОРИТЕТНО
Дмитрий Мезенцев, Госсекретарь Союзного государства:
- Завод знают во всем мире. Марка - символ мощи Советского Союза, которую сегодня наследуют машиностроители Беларуси и России. В Жодино огромное, уникальное, современное, высокотехнологичное производство, и там работают граждане республики. А при чем тут РФ? Значительная часть комплектующих поступает именно от нас. Это еще один важный пример интеграции, формирования производственных цепочек.
В следующем году БелАЗу исполняется 75 лет. И это - общий юбилей, не только важный для промышленного сотрудничества, но и для миллионов людей, которые хотят жить в мире, быть самостоятельными, которые не терпят навязывания извне схем, для нас неприемлемых.
Дмитрий Крутой, Посол Беларуси в России:
- БелАЗ - это, наверное, ведущее наше машиностроительное предприятие, и оно работает в тесной кооперации с российскими коллегами. Объемы огромные, и мы надеемся, что в этом году продадут уже порядка девятисот машин. Это один из исторических рекордов в отношениях с РФ. Стратегия БелАЗа сейчас - частично заместить компоненты, которые попали под санкции. Их не очень много, потому что последние десять лет завод активно занимался внутренней программой импортозамещения, вложив 1,5 миллиарда долларов в самые различные направления. Поэтому сейчас критической ситуации нет. Но для того, чтобы БелАЗу успешно конкурировать на российском рынке с не ушедшими западноевропейскими и американскими компаниями, а также с китайскими, он вынужден вкладываться в строительство сервисных центров. Это сейчас задача номер один в России.