Русская литература всегда была учительной
В Москве состоялся ХIII съезд Союза писателей России, в котором участвовало около 200 делегатов из всех регионов России. Первым председателем правления Союза писателей России вновь избран Валерий Ганичев, который стоит у руля Союза уже 15 лет. В качестве сопредседателей кроме Валентина Распутина теперь будут работать Владимир Крупин, Альберт Лиханов, Михаил Ножкин.
Делегаты съезда заострили внимание на больной для всех проблеме – непринятия вот уже в течение 15 лет Закона о творческих союзах. Первый проект этого закона был принят законодателями, но так и не подписан главой государства. Делегаты приняли решение продолжать взаимодействие с законодательными властями до тех пор, пока закон не будет принят.
Принимая Обращение к Правительству России с требованием отменить ЕГЭ, способствующий «примитивизации и отупению учащихся», и вернуться к устным и письменным экзаменам по школьным предметам, писатели могли рассчитывать на родительскую поддержку. Думаем, у литераторов еще будет возможность ощутить ее, когда резолюция кроме правительственных органов попадет в СМИ. Среди других важнейших решений – создание Ассоциации писателей, проект осуществляется совместно с Литфондом России и Союзом российских писателей, во главе которого стоят Юрий Карякин и Юрий Кублановский с коллегами. Среди множества издательских проектов особую поддержку вызвало издание цикла «Сибириана», призванного отобразить своеобразие природы и культуры Сибири.
Валерий Ганичев – из породы людей, способных отвечать как за свои действия, так и за тех, с кем в одной связке. Неслучайно и в юности, и в более зрелые годы он не раз был «главным». Чаще всего редактором, поскольку избрал профессию, связанную с писательством. Главным редактором «Комсомольской правды», «Роман-газеты», директором издательства «Молодая гвардия». Его перу принадлежат исторические романы «Росс непобежденный», «Флотовождь», переведенные на языки других народов. Сегодня Валерий Ганичев, председатель Союза писателей России и главный редактор «Роман-журнала XXI век», отвечает на вопросы «СВ».
– Валерий Николаевич, наша сегодняшняя жизнь такова, что можно подумать, мы вовсе и не являемся наследниками великой русской литературы – я имею в виду духовное состояние общества, в общей массе своей приближающееся к нулю. Скажите, в этих условиях, когда даже в школе додумались не считать литературу одним из главных предметов, какими приоритетами руководствуются писатели, что ставите вы во главу угла?
– Говоря о приоритетах в работе Союза писателей России, конечно, хотелось бы представить себя этакими учредителями порядка, занимающимися неким предводительством. На самом деле это малая часть того, чем мы занимаемся. Главное для нас заключается в разработке стратегии и проведении политики выявления в литературе наиболее важных для нас координат. А руководствуемся мы прежде всего принципом продолжения классической нравственной русской литературы. Все те, кого объединяет наш Союз, считают, что классическая литература, основанная на духовно возвышенных отношениях, которая никогда не была при ноге у власти и не вступала с ней в немотивированную схватку, но всегда боролась с неправедным порядком, существующим в обществе, и есть главное направление русской литературы. И как бы ни критиковали это направление, наша литература всегда была учительная, то есть всегда преподавала урок читателям, то ли отрицая то, что показывала, то ли размышляя над этим. И ничего позорного, угнетающего роль свободной литературы я в этом не вижу.
Считаю, именно таковы приоритеты, которые должен утверждать руководитель писательской организации. Это нелегко, потому что сопряжено с индивидуальностью членов нашего Cоюза. Как говорил Сергей Владимирович Михалков, который 20 лет руководил Союзом писателей, если писателям дать команду – «на первый-второй рассчитайсь», то вторых номеров не будет. И это естественно: писатель и должен считать, что он – единственный выразитель надежд и чаяний народа, а если не единственный, то зачем называться писателем. У писателя должна быть литературная амбиция, а коли она есть у каждого, представьте, как нелегко сопрягать эти индивидуальности в единое сообщество. Но общие принципы позволяют это сделать.
Конечно, есть другие писательские союзы, но, считаю, общероссийский может быть только один, и в нем у нас почти 8 тысяч человек. В каждой области есть свои отделения. И не только в России, но и за ее пределами: на Украине – в Крыму, Харькове и Донецке, в Эстонии, Латвии, Молдавии. В Австрии создано отделение русскоязычных писателей. Они не являются членами нашего Союза, но в Ассоциацию, которую мы организовываем, входят. А русских людей, для которых русское слово значимо, за границей ой как много, и все хотят иметь связь с русской литературой. И такая нить вдруг неожиданно для нас появляется!.. Как известно, мы выпускаем газету «Российский писатель», пока, конечно, не завоевавшую такого авторитета, какой был в свое время у «Литгазеты», но среди писателей популярную. Так вот «Российский писатель» стал выходить в Риге и приобрел масштабный интерес. В 20 странах у нас появились подписчики. Презентация газеты прошла в Испании и во Франции – в Париже у графа Шереметева, в Эстонии, Латвии, в Латинской Америке. То есть поле русской словесности, надеемся, расширяется, причем, казалось бы, в самое неподходящее для литературы время.
– И как, по-вашему, будет развиваться русская литература в условиях кризиса?
– Собственно, как всегда. Помню, на одном из приемов, связанном с интронизацией Патриарха Алексия II, он вышел к нам, хотя мы знали, что он болен, и сказал: «Господь Бог посетил меня болезнью, и это укрепило мои силы». Всякий раз поражаюсь, насколько точны эти слова. Все правильно, всякая беда укрепляет дух, думаю, такое отношение к жизни и для нас должно стать принципом. Хотя это нелегко, а для кого-то, наверное, невозможно.
Патриарх Алексий II был главой Всемирного Русского Народного Собора, а я его заместителем – от светской православной части нашего народа (от церкви заместителем был митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл). И все эти годы, начиная с 1993-го, когда я стал председателем Союза писателей России, мне посчастливилось быть рядом с Патриархом на соборных встречах. И не было случая, чтобы он отказался сказать свое слово, поприветствовать какое-либо собрание писателей или направить послание, когда мы просили его об этом. Помню, в 1998 году, когда в стране случился дефолт и шло настоящее разрушение традиций, мы собирали писателей, пишущих на исторические темы и на темы православия. Обратились к Святейшему с просьбой сказать свое слово. Он направил нам послание, я до сих пор хорошо его помню. Он сказал, что в годы безбожного атеизма русская литература является той опорой, которая позволяет укреплять нравственность наших людей. Через нее к людям приходят такие понятия, как вера, служение, нравственность, честь.
Нина КАТАЕВА
___________________________
Мы встретились с Владимиром Крупиным у него дома после только что прошедшего в Москве съезда Союза писателей России, на котором его избрали сопредседателем Правления. Я поздравил его с почетной должностью и попросил рассказать, какие проблемы обсуждались на писательском форуме.
– В последнее время о нашей писательской организации недоброжелатели говорили как о структуре отжившей, недееспособной, не представляющей интереса и для самих литераторов, – сказал Владимир Николаевич. – Все эти разговоры оказались пустыми. На съезд собрались делегаты со всех концов страны и приняли живейшее участие в обсуждении насущных проблем нашей жизни и литературы. Аплодисментами встретили делегаты решение о создании при Союзе писателей структуры, которая будет заниматься проблемами переводов литературных произведений с языков разных российских народов.
Отрадно было познакомиться с периодическими изданиями, которые при помощи писателей, без государственных дотаций выходят сегодня на местах. Людям необходимо яркое писательское слово. Его не заменит ни Интернет, ни телевидение, ни радио.
– На съезде шел разговор о судьбе русского языка?
– Конечно. Это главная тревога русских писателей. С завистью говорили они о том, что во Франции нельзя употреблять иностранные слова, если им есть адекватные во французском языке. В нашем государстве забота о родной речи формальна и ничтожна. Количество уроков по русскому языку и литературе сокращается, а ЕГЭ по этому предмету требует от ученика самого примитивного мышления…
– В советские времена писателей было много, вон какой толстый справочник, страниц 600. А сейчас число их уменьшилось?
– Какое там уменьшилось. Если бы сегодня возникла необходимость издать такой справочник, он бы заметно увеличился в объеме. Дело в том, что, с одной стороны, значение писателей и по вине их самих, и по вине государства сильно упало, а с другой – быть членом Союза писателей по-прежнему престижно.
– Это что, сила инерции в сознании общества?
– Скорее велика роль еще не до конца растранжиренного писательского авторитета. Ведь раньше-то как было: пошел человек в партком, райком – не нашел правды, пошел в милицию, прокуратуру – не нашел правды. Куда он в этом случае шел? В газету или к писателю. И надо сказать, писательские письма в каких-то отдельных случаях, особенно коллективные, по масштабным проблемам действовали. Тут стоит напомнить об участии литераторов в защите Байкала, в отмене мракобесного проекта переброски на юг северных рек. Велик вклад писателей и в восстановление нечерноземной зоны, как тогда называли эту часть России.
– А сейчас? Вот у вас были встречи с высокопоставленными лицами. Они предполагают как-то улучшить ситуацию с писательскими делами?
– Конечно, об этом говорилось на съезде. И встречи писателей с властью время от времени проходят. Но проводятся они сейчас для того, чтобы мы потом могли сказать: они все знают и все понимают. Хотя после этих встреч ничего не меняется. Сейчас мы видим, что писательская функция в значительной мере принижена, если не сведена на нет. Появилась группа активных горлопанов, горлодеров, которые попросту заслонили собой писателей. Я имею в виду настоящих русских писателей, а не каких-то детективщиков и прочих коммерсантов от литературы. Эти всегда на плаву. Талантливый, глубокий писатель, он же все-таки думает, а мысль – дитя сомнений и размышлений, профессиональный же говорун – он всех переговорит. Возьмем Василия Белова и Жириновского. Конечно, Жириновский его на любой «дуэли» перекричит. Хотя кто такой Жириновский и кто такой Василий Белов?.. Величины несоизмеримые.
Георгий ДОБЫШ