Чайна не случайна
Во Владивостоке завершился Седьмой Восточный экономический форум. Разворот в азиатском направлении - главный тренд этого года
Фото: dpa/picture-alliance/TASS
Самой обсуждаемой темой стало движение к многополярному миру. ВЭФ, по сути, стал иллюстрацией этого процесса. В форуме участвовали представители почти семидесяти стран мира. Разбирались, как российской экономике развиваться в условиях санкций и выстраивать отношения с дружественными государствами. Подводим основные итоги.
НОВЫЙ ЦЕНТР РОСТА
ВЭФ традиционно считается президентским форумом. Еще на первом из них глава государства определил развитие Дальнего Востока как приоритет на весь XXI век. И речь не только о внутреннем развитии макрорегиона, но и о парадигме внешнеторгового сотрудничества.
- Значение Дальнего Востока выросло. Экспортные потоки, которые развернулись полностью в восточном направлении, создают новые вызовы и возможности. Первые связаны с необходимостью большего развития транспортных магистралей. Вторые - с большей интенсивностью работы с дружественными странами, - добавил Юрий Трутнев, вице-премьер и полпред президента в ДФО.
По его словам, несмотря на внешнее давление, развитие Дальнего Востока продолжается, и его не сдержать никакими ограничениями. А Восточный экономический форум - площадка для диалога с бизнесом, получения обратной связи от предпринимателей и общества по самым актуальным вопросам.
ПРОЩАЙ, ДОЛЛАР И ЕВРО
Одна из основных проблем, порожденных санкциями, - финансовые взаиморасчеты с партнерами из дружественных стран. Они усложнились. Но выход есть. Отказавшись от посредника в виде доллара, можно проводить расчеты напрямую в национальных валютах.
- Доллар и евро себя дискредитировали, и весь мир увидел, кто есть кто. Это будет стимулировать даже несанкционные страны к переходу на расчет в национальных валютах. В России операций в юанях было 0,4 - 0,5 процента, а теперь - больше двадцати, а прошло всего несколько месяцев, - заявил на одной из профильных секций Николай Журавлев, заместитель председателя Совета Федерации.
- Такой силы в международной финансовой системе у доллара и евро больше не будет. Будут усиливать значение юань, рубль и другие валюты, - добавил Игорь Шувалов, председатель ВЭБ.РФ.
Сбалансированная политика Центробанка и Минфина позволила банковской сфере выстоять, несмотря на санкции. Мы потеряли половину международных резервов - это примерно триста миллиардов долларов. Но другая половина, вложенная в золото и те же юани, осталась. Эта финансовая подушка безопасности позволяет чувствовать себя относительно спокойно. Тем не менее для развития потребуются дополнительные вливания.
- Самая главная проблема - это долгий инвестиционный процесс, наше финансирование проектов. Здесь мы очень сильно были зависимы от Запада, и сейчас нам надо все это заместить внутренними ресурсами и средствами из дружественных стран, - заявил Илья Торосов, первый заместитель министра экономического развития России.
ЦИФРЫ
На Дальнем Востоке реализуют 2729 инвестиционных проектов. Из них 525 уже ввели в эксплуатацию. В экономику макрорегиона поступило 2,7 триллиона рублей инвестиций, создали больше ста тысяч рабочих мест.
ИМЕЙ В ВИДУ
Восточный экономический форум прошел на острове Русский уже в седьмой раз. Участвовали в нем больше семи тысяч человек. Они представляли 68 стран и около семисот компаний. Самые многочисленные делегации привезли Китай, Мьянма, Монголия, Индия, Армения и Корея. Кроме того, впервые на ВЭФ были делегации из нескольких африканских стран: Алжира, Ганы, Замбии, Камеруна, Либерии, Уганды. Крупнейшим соглашением на этот раз стал заказ «Аэрофлота» у госкорпорации «Ростех» на 339 самолетов отечественного производства. Среди них: 210 МС-21, 89 SSJ-NEW и 40 Ту-214. Их должны произвести и поставить на крыло до 2030 года.
ТРАНСПОРТ
МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ В ПРИОРИТЕТЕ
Первоочередная задача - развивать альтернативный логистический коридор.
Дальний Восток - это кладовая ресурсов и одно из главных направлений развития. Мы приглашаем в регион как российских, так и зарубежных инвесторов. Они осваивают ресурсы и зарабатывают стране валютную выручку за счет их продажи. Но есть большая проблема - логистическая. Ведь сколько ни добывай того же угля, если его невозможно вывезти, смысла расширять производство не будет.
- Около двух триллионов рублей в год вкладывают в проекты, чья долгосрочная экономическая модель зависит от круглогодичной навигации по Северному морскому пути, - заявил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.
Узкое горлышко всем известно. Восточный полигон железных дорог в прошлом году перевез 144 миллиона тонн грузов. А мог бы, если верить расчетам профильного ведомства, на девяносто миллионов тонн больше, если бы был шире. То есть доходы от продажи наших ресурсов могли быть на треть выше. Расшить узкое место тем более важно, из-за того что многие потоки уже переориентировались с Запада на Восток.
Но быстро перестроить железнодорожный коридор вряд ли получится. Значит, нужен другой путь. Например, Северный морской. Его планируют развивать ускоренными темпами. Строить суда ледового класса и совершенствовать прибрежную инфраструктуру. Задача - создать реальную альтернативу железной дороге.
ТУРИЗМ
ЗЕМЛЯ ПРИКЛЮЧЕНИЙ
Еще один ресурс, причем возобновляемый, - уникальная природа.
- Туристическая привлекательность региона уже выражается в конкретных реализуемых и запланированных инвестиционных проектах. Владивосток может стать международными туристическими воротами России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Пусть приезжают сами и везут своих родственников и друзей, - призвал иностранных гостей Антон Кобяков, советник Президента России, ответственный секретарь Оргкомитета ВЭФ-2022.
А чтобы повысить привлекательность макрорегиона среди российских туристов, в аппарате вице-премьера Юрия Трутнева придумали конкурс для путешественников «Дальний Восток - земля приключений».
- Мы хотим, чтобы люди приезжали. Узнавали регион. Чтобы те, кто живут на Дальнем Востоке, открывали для себя новые уголки, потому что это огромная территория, и она прекрасна. Здесь действительно много мест для открытий, - пояснил Юрий Трутнев.
Официальный сайт конкурса - путешественникдв.рф. Он будет длиться в течение года. За это время нужно отправиться в путешествие и сделать об этом небольшой фильм.