В ответе за тех, кого научили
Лисенок из «Маленького принца» стал талисманом в отряде, где «прописались» белорусские вожатые
После двух смен подряд в лагере вожатый чаще всего напоминает выжатый лимон. Проверено на себе. Белорусские ребята во Всероссийском детском центре «Орленок» обычно работают вдвое больше: по четыре месяца - с мая по сентябрь. Немногие на это согласны. Зато после такой практики уже ничего не страшно.
«ГОРИМ - НЕ СГОРАЯ, ЛЕТИМ - ПОБЕЖДАЯ»
В этом году на берег Черного моря высадился рекордный десант наставников из Синеокой - 22 человека. Работали в лагерях «Стремительном» и «Звездном», в «Олимпийской деревне». Часть ребят задержалась все же на две смены, а наиболее стойкие сябры оказались в «Комсомольском» - самом необычном лагере в «Орленке». Корпуса тут напоминают то ли перевернутые бочки, то ли домики хоббитов на пляже.
На встречу с нами приходят три девчонки в фирменной униформе педагогического отряда «Феникс»: Катя, Даша и Настя. Все как на подбор. На куртках вышит девиз: «Горим - не сгорая, летим - побеждая». А что, вполне подходит работе вожатого, главная задача которого - не сгореть на работе.
С ними талисман: игрушечная лисичка.
- Это отсыл к «Маленькому принцу» Сент-Экзюпери, - объясняют девушки. - Главного героя в книге сопровождал Лис. Вот и наш лисенок сопровождает детей на всем их пути в лагере. В рюкзачке у него, например, речевка нашего отряда.
Игрушка еще и внештатный психолог: одной девочке, которая не смогла выступить на конкурсе из-за травмы, дали его на день. И у нее сразу поднялось настроение.
Сами вожатые - из Витебского университета имени Машерова. Факультеты - разные, но профессию каждая выбрала крайне полезную. Катя закончила второй курс, учится на программиста, Даша - третий. Она - педагог в ближайшей перспективе. Причем с октября будет работать в школе «Орленка» - она тут тоже есть, лагерь-то круглогодичный. А вот Настя уже закончила университет. Девушка по образованию ветеринарно-санитарный эксперт, но поняла, что обожает работать не с пробирками, а с детьми. Теперь мечтает выучиться на педагога-организатора.
- Благодаря лагерю я увидела, что это безумно интересно, - признается она.
ДАЖЕ ИСКУПАТЬСЯ НЕКОГДА
В «Орленке» девочки работают уже второй год подряд. А как же эмоциональное выгорание?
- Если бы было все плохо, мы бы не приехали. Хотя в прошлом году в конце последней смены приходили мысли: все, не вернусь сюда ни за что на такой большой срок. Потому что безумно тяжело, - признается Катя. - А весной сидела и думала: хочу снова в «Орленок» на четыре смены. Будет тяжело, но круто.
Родители, говорят, привыкли к их длительным отлучкам. На вопрос: «Три причины, почему им здесь нравится и хочется вернуться», отвечают, не сговариваясь, хором: энергичные дети, атмосфера, люди, с которыми здесь работают, - они помогают, заряжают.
- А как же море? - удивляемся мы. Из троих загорела лишь Катя, остальные - беленькие, как декабрьский снег. - Что, даже не загораете?
- К Кате загар лучше прилипает, - шутят девочки.
Когда есть свободное время, они отсыпаются, гуляют, иногда выезжают в город.
- Море второстепенно.
Я за полтора месяца побывала на нем раза три, - говорит Настя.
- К нему уже привыкаешь. Хотя когда возвращаешься домой, то, засыпая, понимаешь, что тебе не хватает двух вещей: шума моря и цикад, - признаются девчонки.
ОБРАЗЦОВАЯ СМЕНА
«КОМСОМОЛЬСКИЙ» НАЧАЛЬНИК
Секрет аутентичности лагеря прост. Им руководит витебчанин Александр Базук.
День независимости Беларуси - его инициатива. В Синеокой он долго работал в БРСМ. И одним из направлений, которыми занимался, были студенческие отряды.
- Мы проводили лидерские смены в Беларуси. Потом вышли на российские студенческие отряды, - Александр рассказывает, как все начиналось.
В 2014 году его, единственного из Беларуси, пригласили в «Орленок» на слет студенческих и педагогических отрядов.
Там он и познакомился с тогдашним начальником лагеря Ильдаром Давлетчиным. И потихоньку они начали сотрудничать - привозить белорусских вожатых в «Комсомольский». Сталкивались и с волнами равнодушия со стороны чиновников. Студентов неохотно отправляли в Россию - приходилось разрешать им ради этого досрочно сдавать сессию и засчитывать практику. Еще один непростой нюанс: даже при наличии белорусского педагогического образования сябры обязаны проходить инструктив и получать свидетельство российского образца, только тогда их принимали на работу в детский центр.
Сам Александр Базук начал работать в 2016 году педагогом-организатором.
- С этого момента и началась наша обоюдная с «Орленком» любовь, - говорит он.
Приезжал сюда каждый год на летний сезон, дорос до старшего воспитателя. А в 2020-м, когда Александр работал в Минске, раздался звонок с предложением возглавить лагерь «Комсомольский».
- Я понял, что такой шанс упустить не могу. Уволился за две недели, собрал все вещи и ринулся сюда. Успел на тоненького. Приехал в лагерь 15 марта, а на следующий день границы закрылись из-за пандемии, - вспоминает сейчас главный «комсомолец».
Через полгода партизанскими тропами вслед за ним перебралась и семья. Сложности не смущали.
- Был момент, когда не знали, как оформлять на работу: «Где же штамп, что вы границу пересекли? Как не надо - не может такого быть!» Люди не знали об открытых границах, едином экономическом пространстве, - вспоминает Александр. - В российском банке тоже долго не хотели выдавать зарплатные карточки. И опять по второму кругу: «Где штамп, где регистрация?» Приходилось каждый раз объяснять, поднимать законы. Сейчас стало легче, потому что к нам все привыкли.
В этом году весной он съездил наконец на родину, и то в командировку: Минск, Гродно. Подбирал кадры для «Орленка».
- Потребность в белорусских вожатых есть. Они исполнительные, трудолюбивые, терпеливые, меньше паникуют и психуют, стараются не выяснять отношения. Вот многие лагеря и начинают просить: «А давайте нам белорусов», - признается Александр.
По Витебску он, конечно, скучает. Родина есть родина, как ни крути. Родные места всегда греют. Но и здесь уже свои друзья, свой круг общения. Для него «Орленок» - маленькая Беларусь в Краснодарском крае: тут и сильный лидер - директор Александр Джеус, классные профессионалы на местах. Есть ощущение заботы, порядка.
- Некоторые, когда я сюда переехал, говорили: «Ну вот, как в «совке»!» Нет, говорю, как в Беларуси - все чисто и порядок кругом.
ПРАЗДНИК
ПО СОБСТВЕННОМУ СЦЕНАРИЮ
3 июля в «Комсомольском» теперь традиция - отмечают День независимости РБ.
- Утром на построении мы зачитывали стих на белорусском языке, - рассказывает Настя. - Потом весь день - конкурсы и мероприятия.
Девчонки сами украшали сцену, придумывали сценарий.
- Что первое спрашивают про Беларусь?
- Всех интересует картошка, какая она у нас, как мы ее едим, - говорят вожатые. - И еще язык волнует.
1 августа в лагере прошел День белорусских студенческих отрядов. И российским ребятам предложили нарисовать картину: какой они видят Беларусь. Получилось в итоге: поле с бульбой, трактор и довольный фермер.
- Ребята из России почему-то думают, что у нас поля картошки. И мы здесь в лагере где-то храним мешочек с ней. Но самое любопытное, что как раз в корпусе у детей мы нашли картошку. И это точно не наша, - смеются девчонки.
Они хотят собрать вожатых и вместе приготовить драники.
- Какой у вас фирменный рецепт?
- Картошка тертая, яйцо, мука. Все на глаз. Главное - правильно прожарить.
Так свой секрет девчонки и не раскрыли. Отделались общими фразами: «Натирать надо на правильную терку». А вот картошку, по их словам, лучше брать белорусскую, краснодарская - слишком сладкая.