БелАЗ – в сердце каждого из нас
Гигантские беспилотные самосвалы напичканы электроникой и превосходят западные иномарки
С ЗАВОДА В КАРЬЕР
Каждому самосвалу конструкторы на БелАЗе дают ласковые имена. Они для них, как дети, пусть и очень-очень большие. «Девятоша» для 90 - тонника, «шестисотый» для 320- тонного гиганта. К популярной в 90-е у некоторых россиян немецкой автомарке это название никакого отношения не имеет. Просто 75600 - его порядковый номер.
У самой большой машины из «белазовского» семейства – 450- тонника – пока имени нет. Одна такая махина уже трудится на угольном разрезе в Кузбассе. В одиночку она может перевезти за раз 7 вагонов угля. Чтобы перевезти ее саму по железной дороге заказчику в разобранном виде (иначе нельзя), потребуется 20 платформ.
Еще три самосвала проходят обкатку, здесь, на территории завода в Жодино. Забраться на 450-тонник для журналиста не только удача, но и небольшое испытание: все равно, что на крышу двухэтажного дачного дома. Снизу все такие маленькие. А на верхней площадке гиганта, разве что в футбол нельзя играть, а так можно установить бассейн, пару шезлонгов и загорать.
Еще одной новинке автозавода, за которой будущее, люди по сути не нужны. Это беспилотные БелАЗы. Оператору не требуется лезть в кабину, он может управлять самосвалом, находясь за сотни километров от карьера.
- Сейчас две такие машины по 30 тонн обкатываются в Хакасии, а еще две находятся на полигоне в белорусской Ситнице. В принципе машина может сама определять свое окружение, сканировать, видеть другие самосвалы. И они даже самостоятельно разъезжаются по дороге. Это проект, который уже на пороге внедрения в массы-, - говорит начальник бюро компоновки завода Алексей Мелех.
По его словам, преимущество такой технологии - в безопасности оператора.
- Когда раскапывается карьер, то там собрана вся таблица Менделеева, в том числе, и радиоактивные элементы. Фон есть везде. Не исключены и обвалы, зачем рисковать людьми, - объясняет Алексей Мелех.
ГРУЗОВИК НА БАТАРЕЙКЕ
Успешно прошел испытания и карьерный самосвал 7513м с дизельным двигателем, сделанным в России: экономный и экологичный. Его торжественно представили два месяца назад на Форуме регионов в Гродно.
- У него нет аналогов в мире. Стандартная мощность двигателя машин его класса 1600 лошадиных сил, а у него – 800. А компенсирует их альтернативный источник энергии – батареи. Главная их фишка – они заряжаются от троллейных линий, чтобы работать круглосуточно, - с гордостью говорит первый заместитель гендиректора БелАЗа Александр Ботвинник.
Россия, как и раньше, является крупнейшим покупателем продукции «БЕЛАЗа» - порядка 85 процентов самосвалов уходят на российские карьеры, а концу года эта цифра может вырасти и до 95%. Сейчас только в Кузбассе трудятся 3 тысячи гигантских грузовиков, сделанных в Жодино. А всего по России колесят свыше 10 тысяч БелАЗов. Самыми популярными стали самосвалы грузоподъемностью 130 и 240 тонн, но «набирают» вес у покупателей 90-тонники. Один БелАЗ в сентябре должен переехать на ВДНХ, чтобы стать наглядным экспонатом выставки.
- Мы существенно рассчитываем укрепить свои позиции на рынке. Идем с хорошей динамикой, в этом году нарастили от прошлого порядка 40% - поставили в Российскую Федерацию 439 самосвалов, - признается заместитель гендиректора по маркетинговой и экспортной политике БеЛАЗа Василий Шостак.
Все расчеты идут в российских рублях. Что касается поставок комплектующих на БелАЗ, то сложности возникали, но они решаются. «Сегодня мы уже имеем логистические пути, по которым поставляем комплектующие, или имеем альтернативу», - заявил Василий Шостка.
КООПЕРАЦИЯ
Каждый «Беларус» - наполовину россиянин
Больше 50 процентов деталей и «железа» в тракторах из Синеокой - российского производства
ДВИГАТЬСЯ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ
Трактора «Беларус» в народе еще называют «Калашниковым» в мире машин. За то, что при желании разобрать и собрать неисправные механизмы сможет даже подкованный школьник, настолько это легко. А еще каждый трактор «Беларус» больше, чем наполовину россиянин. Столько в нем, подсчитано, российского «железа» и деталей. И еще немного математики: одно место в тракторостроении, по оценкам экспертов, создает до 12 рабочих мест в других отраслях. Получается, что из них российских - семь.
- Разве это плохо? – спрашивает журналистов гендиректор Минского тракторного завода Виталий Вовк. – А вот в китайском – российского ноль. Почему тогда вы их технику покупаете? Надо быть вместе, двигаться в одном направлении.
Чувствуется, наступили на больную мозоль. Гендиректор МТЗ сетует, что в первом полугодии 2021-го доля белорусов на российском рынке была 58 %. А китайцы поставили всего 540 штук – значительно меньше. А за тот же период 2022-го сябры свою долю хоть и увеличили, но всего на 3 с небольшим процента ( за год планируется экспортировать в Россию 16 тысяч тракторов). Тогда, как поставки железных лошадок из Китая, забравшихся в нишу ушедших с нашего рынка западных компаний, подросли в три раза. А все потому, что обходятся потребителю из России дешевле.
Виталий Вовк жалуется, что из-за несостыковки законов их продукция не может участвовать в российских конкурсах на госзакупки. И, вообще, тонна металла для КАМАЗа стоит дешевле, чем для них, в два раза. Снизьте цену хотя бы вполовину, просят сябры.
- Например, чтобы сделать ступеньку для трактора, нужно иметь соответствующее оборудование, надо иметь штампы, которые стоят очень дорого. Нам говорят: хотите быть на российском рынке – выпускайте эту деталь в России. А зачем нам переводить производство, если мы в Союзном государстве, - в голосе гендиректора звучит нескрываемая обида.
КЛАСС МТЗ – ЭТО КЛАСС!
Впрочем, не все так грустно. Так МТЗ сотрудничает с Алтайским шинным комбинатом, которые создали для них новый комплект шин. Работают и с заводом «Борское стекло»- производителем «лобовух» для тракторов. Еще с одной российской компанией, специализирующейся на точном земледелии, аналогом американской Trimble, минчане решили вместе поработать над созданием новых продуктов в этой сфере.
И активно продвигаются на наш рынок, открывая специализированные классы в сельхозвузах. Самый лучший, по словам Виталия Вовка, сделали в Ставропольском аграрном госуниверситете. Там сразу 6 аудиторий и бокс для ремонта, где стоят, как тренажеры, так и действующие модели МТЗ.
- 1 сентября класс открылся в Санкт-Петербургском аграрном университете. Но мы не ограничиваемся европейской частью России: наши аудитории есть и в Новосибирске, и в Уссурийске, - с гордостью говорит гендиректор Минского тракторного.
СКВОЗЬ ТЕРНИИ – В КОСМОС
ЗЕМЛЯ - В КАДРЕ
Американцы и европейцы отрезают нас от данных со своих спутников. Будем опираться на свои силы
С крыши Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси хорошо виден не только Минск, но и звездное небо (Сюда журналисты попали во время пресс-тура, организованного Постоянным Комитетом Союзного государства, так-то со стороны сюда вход заказан- прим. Ред). Руку протяни и можно дотронуться до установленной тут здоровенной спутниковой тарелки. Она принимает сигнал от российско-белорусской космической группировки спутников.
- На сегодняшний день – это шесть космических аппаратов «Канопус» и БКА. Они выполняют широкий спектр задач, связанных и с текущей внешне - политической ситуацией, и с гражданской сферой, - рассказывает директор предприятия «Геоинформационные системы» Сергей Золотой.
По его словам, американцы и европейцы отрезали нас от данных со своих спутников. Купить эту информацию нельзя. Можем теперь только опираться на свои силы. Поэтому в перспективе будет создан российско-белорусский космический аппарат с более высоким разрешением снимков. Картинка, получаемая с нынешних спутников, имеет разрешение – 2 метра, а у него - 35 см.
- На нашем аппарате стоят две камеры: черно-белая и цветная. Первая решает задачу обновления топографических карт, а вторая следит за экологией: пожарами, загрязнениями, разработкой карьеров. 26 раз в сутки МЧС получает от нас информацию. Например, огонь ликвидирован, а как подсчитать масштаб ущерба? Послать землемера? А если там болото? А со спутника все можно спокойно промерить. Есть снимки, на которых виден рельеф дна на глубине 50 метров. На новом аппарате будет еще и режим стереосъемки, благодаря которой в условиях плотной застройки исключены затенения на снимках, - говорит Сергей Золотой.
Если спуститься с неба на землю, а для этого в институте надо пройти всего пару этажей вниз, то можно попасть в зал, где расположен союзный суперкомпьютер СКИФ. Тут есть компьютеры компактные, офисные, а для других, более мощных, требуется отдельное помещение. Первые программы по созданию «машин» этого семейства начались в Союзном государстве еще в 2000-м году:
- Это был серьезный шаг в области освоения неизвестного. И результаты не заставили себя долго ждать. Мы прошли все этапы становления стран - суперкомпьютерных держав. И в рамках программы «Триада» уже перешли не просто к созданию суперкомпьютеров, а к решению конкретных задач в различных отраслях промышленности и в социально-экономической сфере. Например, создавались цифровые двойники, которые позволяли проводить исследования различных деталей и механизмов для промышленности и сократить количество брака на 70-80 %, - напоминает директор Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси Сергей Кругликов.
Благодаря программе «СКИФ-Грид», удалось создать прототип «облачных» технологий. Часть компьютеров по другим союзным проектам востребованы для поиска полезных ископаемых.
ТЕХНОЛОГИИ
«ЛУЧ» ЛАЗЕРА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ
Союзные разработки эффективны при любой температуре – от минус 40 до плюс 60 градусов
Многие наработки в области лазерной техники были утеряны в лихие «девяностые», и сейчас выясняется, что они есть только на Западе. Приходится Москве и Минску наверстывать упущенное в спешном порядке. На уровне СГ этому были посвящены три программы: «Лазерные технологии XXI века», «Прамень» и «Луч».
- Нами был создан целый ряд лазерных источников, которые мы поставляем в различные российские организации на полмиллиона долларов в год. Многие из них – единственные в мире. – сообщает зам. директора по научной и инновационной работе Институт физики имени Б.И. Степанова Виталий Плавский. - Они работоспособны при любой температуре – от минус 40 до плюс 60 градусов. Все комплектующие у нас или белорусские, или российские. Это позволяет нам полностью избежать санкций со стороны Евросоюза.
Сейчас, по его словам, завершена подготовка следующей программы - «Компонент Ф».
ЗДОРОВЬЕ
ЛЕЧЕНИЕ НА ПЯТЬ ЗВЕЗД
Белорусам теперь доступна протонная терапия
Центр онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н. Александрова спрятался в сосновом бору на окраине агрогородка Лесной под Минском. Оборудован по последнему слову техники. Не медцентр, а пятизведочный отель, в который лучше, конечно, не попадать. У Беларуси, вообще, хорошая школа онкологии. Но и тут, например, не применяют протонную терапию. Слишком дорогое удовольствие. Сеанс протонной терапии для одного пациента оценивается примерно в 2 млн. российских рублей без учёта транспортных расходов.
- Не всегда можно сказать, что это та панацея, которая помогает при наличии какой-либо опухоли. Но в ряде случаев именно протонная терапия позволяет воздействовать на нее с минимальным повреждением здоровых тканей, – признается журналистам директор РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н. Александрова Сергей Поляков.
В России ее проводят, в частности, в Федеральном научно-клиническом центре медицинской радиологии и онкологии в Димитровграде. Он стал одним из участников союзного проекта «Протонная терапия», который стартовал в этом году.
- Мы имеем по нему определённую квоту. В большей степени это дети и некоторые взрослые, которые нуждаются в лечении, - объясняет Сергей Поляков. - Это решается очень просто: если у нас на консилиуме специалисты считают, что пациенту в его ситуации было бы правильно провести именно протонную терапию, мы оформляем решение, обращаемся в Министерство здравоохранения в комиссию по отправке за рубеж. Таким образом, пациент поправляет здоровье за средства Союзного государства.
В этом году лечение протонной терапией в России прошли 20 пациентов из Беларуси. На следующий год одобрение получили 32 человек.
Детей, страдающих от проблем с позвоночником, лечат по программе «Спинальные системы». С белорусской стороны в ней задействован Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии, с российской - Национальный медицинский исследовательский центр детской травматологии и ортопедии имени Г. И. Турнера из Санкт-Петербурга.
По словам директора РНПЦ травматологи и ортопедии Михаила Герасименко, в рамках программы «были разработаны уникальные методы диагностики и лечения детей с тяжелыми врожденными деформациями позвоночника, а также имплантируемые спинальные системы». Всего было прооперирована 29 детей с тяжелыми деформациями позвоночника, с применением спинальных систем - 18 пациентов.
Внедрение в жизнь результатов программы позволит сократить срок лечения детей в 2-3 раза и снизить расходы на то, чтобы поднять их на ноги. Экономия составит до 140 тысяч долларов в год. Но для этого требуется продолжение программы…