Нештатки на экзамене
Юлия Новицкая – о том, как космонавты готовятся к командировке
Незадолго до старта перед отлетом на Байконур космонавты сдают самый главный экзамен перед полетом, который носит название «комплексная тренировка». Он призван показать, насколько хорошо, вернее отлично экипажи подготовлены к космической командировке. Проходит он всегда в два этапа.
Обычно в первый день основной экипаж сдает станцию, а дублеры - корабль. На следующий день они меняются местами. Иногда другой сценарий. В восемь утра в корабельном зале (там расположены макеты «Союза») тянет билет основной экипаж. А уже через двадцать минут в станционном зале (там находится российский сегмент МКС) дублеры рапортуют о готовности приступить к комплексной тренировке.
Безусловно, такой длительный экзамен (полноценный рабочий день, а потом еще и «разбор полетов») - это очень тяжело! Но у космонавтов за время подготовки не раз были «типовые полетные сутки», которые можно считать «репетицией» экзамена. Поэтому ребята всегда подготовлены. Хотя волнений на комплексных тренировках в разы больше.
В билетах по шесть нештатных ситуаций, с которыми нужно справиться на отлично. Причем с какими именно, экипаж сразу не знает - на билете только номер. Сами же нештатки вводят по ходу экзамена, и нужно молниеносно среагировать.
А случиться у космонавтов может все, что угодно... Отказ системы стыковки, отказ вентилятора скафандра бортинженера на подготовке к расстыковке, негерметичность люка между спускаемым аппаратом и бытовым отсеком и дальнейшая разгерметизация, приводящая к срочному спуску… Экипажам может потребоваться увести МКС от космического мусора. Или он столкнется с так называемым неликвидируемым пожаром, который не удается потушить, и приходится готовиться к спуску на Землю. Может произойти и ложное срабатывание датчика дыма в служебном модуле, и разгерметизация функционально-грузового блока российского сегмента, и отказ системы обеспечения кислородом «Электрон»…
Обычно на этих экзаменах бывает жарко. Но оценки ребята всегда получают отличные. А как иначе?! Ведь в настоящем полете от того, как быстро и четко они справятся, будет зависеть и их жизнь, и сохранность МКС.