САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Митрополит Минско-Могилевский Тадеуш КОНДРУСЕВИЧ:

За утверждение христианских ценностей В белорусских местечках издавна православная церковь и католический костел располагались рядом. И никогда религия не разделяла людей. Чуть более года назад к служению в Беларуси приступил Митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич. Он вернулся на Родину после шестнадцати лет жизни и работы в России.

За утверждение христианских ценностей

В белорусских местечках издавна православная церковь и католический костел располагались рядом. И никогда религия не разделяла людей.
Чуть более года назад к служению в Беларуси приступил Митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич. Он вернулся на Родину после шестнадцати лет жизни и работы в России. За это время было немало сделано для развития Католической церкви: основан Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского в Москве, открыта высшая духовная семинария в Санкт-Петербурге, зарегистрировано более ста восстановленных приходов и других церковных структур, право юридического лица получила Апостольская администратура для католиков латинского обряда, создан ряд информационно-издательских центров, благотворительная организация «Каритас», духовная библиотека. С большими планами Тадеуш КОНДРУСЕВИЧ приступил и к служению в Беларуси. О том, что уже удалось осуществить, а что еще только предстоит сделать, с корреспондентом «СВ» поделился он сам.

– Ваше Преосвященство, Католическая церковь в Беларуси сегодня переживает время своего активного возрождения. Какие основные направления Вашей деятельности способствуют этому?
– Основа основ – это евангелизация. Еще слуга Божий Иоанн Павел II настойчиво призывал к новой евангелизации. Нет, это не новое Евангелие. Оно то же, что и было 2000 лет тому назад, но изменяется время, появляются новые вызовы, и Церковь должна на них отвечать, используя новые методы евангелизации. Поэтому наша Церковь старается использовать не только проповедь, катехизацию, но и средства массовой информации, хотя в этой области еще надо сделать много. Мы стараемся готовить отвечающие требованиям времени и менталитету современного человека катехизические пособия и материалы, издавать книги, наглядные материалы, использовать возможности аудио- и видеотехники. Несомненно, для эффективного проповедования Евангелия необходимы также и соответствующие условия, и хорошо подготовленные кадры, чем мы также занимаемся.
– Какими Вы видите оптимальные формы взаимодействия Церкви и государства?
– Государство, желая духовного возрождения общества и нравственного воспитания его населения, особенно молодежи, должно всемерно способствовать Церкви в ее развитии. Здесь можно указать на многие возможности взаимодействия в духовной, просветительской, благотворительной деятельности. Так, например, мы активно участвуем в общих с государством и иными конфессиями, прежде всего с Русской православной церковью, программах по профилактике и лечению больных СПИДом, по противодействию и лечению наркомании, по защите нравственных ценностей через выступления в средствах массовой информации и чтение лекций в учебных заведениях, а также совершения богослужений в местах заключения. Большую духовную пользу получают люди благодаря трансляции Святой Мессы по радио в воскресенье, а также трансляции Рождественских и Пасхальных богослужений.
– В своем обращении по случаю Вашего назначения Митрополитом Минско-Могилевским Вы сказали, что в России оставили часть своего сердца. А каковы Ваши личные ощущения от служения архиепископом в Беларуси?
– Епископ поставляется для служения в определенной епархии. Это его Церковь. Однако в то же самое время он несет ответственность и за Вселенскую Церковь. Поэтому, прослужив в России более 16 лет, поднимая ее из руин, я действительно как бы сросся с ней. В настоящее время моя Церковь – это Минско-Могилевская архиепархия. Беларусь – это моя Родина. Я здесь вырос и всегда мечтал здесь служить. Сегодня я могу делать это, поэтому счастлив. Однако, как епископ Католической церкви, я не перестаю заботиться и молиться за Вселенскую церковь.
– Что в служении для Вас главное?
– Нести свет Евангелия людям и этим самым давать им новую надежду, вести их ко спасению.
– Во время служения в России Вы способствовали развитию издательской деятельности. Там появилось множество католических изданий и литургических книг. Насколько продуктивно католическое книгоиздательство развивается в Беларуси?
– Это непростой вопрос. Католическая церковь в Беларуси имеет четыре издательства: «Про Христо» (Минско-Могилевская архиепархия), «Диалог» (Пинская епархия), Издательство Гродненской епархии и «Голос души» (издательство прихода святых Симона и Елены в Минске).
Издательство «Про Христо» в 2008 году выпустило около 25 религиозных изданий. Подготовлен первый перевод на белорусский язык Документов II Ватиканского Собора, которые уже находятся в печати. Готовятся к печати и другие богослужебные книги. Здесь, однако, есть большая проблема. Хотя в России католиков значительно меньше, чем в Беларуси, тем не менее тираж религиозной литературы там во много раз больше. Это объясняется тем, что книги на русском языке используются не только в России, но и практически во всех странах бывшего СССР. На белорусском же языке – практически только в Беларуси, поэтому и тиражи малые. Это ведет к значительному удорожанию книг и соответственно создает проблемы с их изданием. Есть и проблемы с переводом. Во многих случаях не хватает выработанной белорусской богословской терминологии, ее приходится создавать. Если при переводе на русский язык можно было позаимствовать многое из православной терминологии, в случае с белорусским языком есть свои трудности. Однако все это не может остановить нас от стараний по изданию богословской, религиозной и философской литературы на белорусском языке, мы будем продолжать эту работу, несмотря на все трудности. Это станет также нашим вкладом в дело обогащения белорусского языка и культуры католической религиозной терминологией.
– Какие шаги Вы готовы предпринять в вопросе сближения позиций католичества и православия?
– Я всегда относился к Православной церкви с большим уважением и любовью. Вызовы нашего времени мобилизуют нас к более тесному сотрудничеству в деле охраны и укрепления христианских ценностей. Я буду всеми силами содействовать этому и надеюсь, что в Беларуси, где традиционно существуют хорошие межконфессиональные отношения, нам удастся достичь значительных результатов в совместном свидетельстве о евангельских ценностях.
– В последнее время в мире усиливается воздействие ислама. На Ваш взгляд, какое это имеет значение для христианства в целом?
– В наше время не считаться с исламским фактором нельзя. Отношение Католической церкви к исламу так, как и к религиям, отражено в Специальной Декларации II Ватиканского Собора, которая учит, что люди, принадлежащие к разным религиям, должны уважать друг друга. Поэтому Католическая церковь ценит истину, которая передается в традициях нехристианских религий, в том числе и мусульман. Эти теоретические положения были расширены практикой реальной жизни, отношений и сотрудничества.
– Какая проблема в последнее время Вас особенно волнует?
– У нас катастрофически не хватает храмов, особенно в Минске, где примерно на 300 тысяч католиков находится лишь 4 храма и 2 часовни. Полным ходом идет строительство пятого храма, начались работы на строительстве шестого. Несмотря на то что за последние 15-20 лет количество белорусских священников увеличилось приблизительно в 7 раз, все еще ощущается их острая нехватка. Поэтому мы все еще вынуждены обращаться к помощи иностранных священников и монашествующих, ибо многие священники обслуживают по несколько приходов, что негативно сказывается на пастырском попечении верующих. Кроме того, подобно тому как природа не терпит пустоты, так и оставленную нишу могут занять деструктивные движения. Несомненно, иностранные духовные лица должны знать государственные языки и культуру белорусского народа, и надо сказать, что в целом они стараются это делать. Есть священники-иностранцы, белорусский язык которых практически невозможно отличить от хорошо знающих его граждан Беларуси. Священство – это призвание, поэтому мы особый акцент делаем на развитии пастырства призваний.
– Не секрет, что сегодня по-прежнему остается внушительным количество людей, подверженых алкоголизму и наркомании. Чем, на Ваш взгляд, им может помочь Католическая церковь? Как вернуть их к нормальной жизни?
– Католическая церковь имеет очень богатый опыт как в профилактике, так и в лечении подобных заболеваний. Работая в России, с помощью монахинь из Италии удалось создать центр лечения наркозависимых под Ярославлем. Сегодня он очень востребован. Характерно, что в центре работают также и бывшие наркоманы, свидетельство которых и их опыт выхода из этой зависимости помогает другим.
Наша Церковь также через проповедь Евангелия, утверждения нравственных ценностей и здорового образа жизни старается поставить заслон алкоголизму и наркомании. Здесь, несомненно, очень большое поле для совместной деятельности как с государством, так и другими конфессиями и религиями.
– В последнее время, к сожалению, не приостанавливается сектантское движение. На Ваш взгляд, что может служить преградой этому злу?
– Когда к нам приходят другие деструктивные движения, то не надо обвинять их в том, что они пришли, а прежде всего спросить самих себя, почему так происходит. Нет ли здесь нашей вины? По всей видимости, она есть, причем очень серьезная. Как говорят, «свято место пустым не бывает», и в случае, если мы недостаточно активны, не используем новых методов евангелизации, не имеем достаточно священников, монашествующих, храмов, литературы, то вполне естественно, что наше место займут другие. Человек по своей природе религиозен. И даже те, кто является индифферентным по отношению к религии, тем не менее тоже ищут чего-то возвышенного. И очень часто их пути пересекаются с сектами, где нет таких жестких требований, как в католичестве или православии, и уходят туда. Немаловажным фактором является также оказание гуманитарной помощи нуждающимся, что у сектантов очень хорошо поставлено. Чтобы противостоять этому злу, необходимо четко и ясно представить нашу доктрину и указать на ошибки сектантских движений. Необходимо интенсифицировать нашу пастырскую деятельность. Только одни запреты, как показывает мировая практика, не принесут желаемого результата. Необходима хорошо поставленная пастырская деятельность и возможности для ее организации. Нужно также очень тесное сотрудничество в этой области с другими исповеданиями, особенно с Православной церковью, с которой наши позиции по этому вопросу практически совпадают.
– Как Вы оцениваете роль христианства в условиях глобализации? Каким образом Католическая церковь может повлиять на проблемы биоэтики, генной инженерии?
– Глобализация – это реальность нашей современной жизни. Основная же проблема в том, чтобы при этих глобализационных процессах сохранялся принцип справедливости. Католическая церковь может внести и свой значимый вклад в этот процесс, прежде всего разрабатывая свое социальное учение. Кстати, оно близко концепции социального учения Русской православной церкви, что должно нас подтолкнуть к еще большему сотрудничеству в решении проблем, вызванных глобализацией.
Такой же подход и к вопросам генетики, генной инженерии. Создателем человеческой жизни является Бог, и никто не имеет права вмешиваться в жизнь и нарушать порядок, установленный Создателем. Каждый человек по своей сущности неповторим, он имеет единый генетический код, и никому не позволено посягать на него. Недопустимо с моральной точки зрения использовать эмбрион или стволовые клетки для клонирования некоторых человеческих органов, делать «запчасти» для человека.
– Ваше Преосвященство, во многих своих интервью Вы отмечали, что корни веры должны идти из семьи. Как Ваши родители повлияли на духовное становление Вашей личности?
– Человек приходит в этот мир в семье, и именно семья является местом первой его встречи с Богом. Эта встреча происходит благодаря родителям и близким людям. Это можно сказать и обо мне. Я родился в деревне Одельск Гродненского района в Беларуси в семье верующих людей. С нами жила бабушка, тоже очень верующий человек. Да и вообще, в Одельске в те годы в костел ходили все, хотя там долгие годы не было священника. Каждый день родители вместе с детьми читали вечерние молитвы, учили их истинам веры: кто такой Бог, какие есть Божие и церковные заповеди... Теперь условия совершенно другие. Какой пример сегодня своим детям подают родители? Молятся ли они вместе со своими детьми?
– Сейчас постоянно слышится тревога по поводу воспитания подрастающего поколения. Особенно остры проблемы социального сиротства, нерадивых родителей. Что Католическая церковь, государство и общество могут сделать для того, чтобы брошенных детей было меньше, а взрослые, создавая семью, с большим осознанием относились к столь ответственному шагу?
– Проблеме семьи как основной ячейки общества Католическая церковь уделяет особое внимание. Под ее покровительством действуют епархиальные центры семьи и семейные консультации, которые готовят молодежь к таинству брака, поддерживают семьи, находящиеся в кризисе. Имеются различного рода молитвенные группы и семейные сообщества, которые пропагандируют здоровый, основанный на нравственных ценностях семейный образ жизни и помогают в кризисных ситуациях. Конференция Католических епископов Беларуси ежегодно на праздник Святого Семейства в первое воскресенье после Рождества Христова готовит Пастырское послание по актуальным вопросам семьи.
11-14 декабря прошлого года в итальянском городе Тренто состоялся первый в истории католическо-православный форум, где представители Католической церкви и Православных церквей Европы совместно обсудили насущные проблемы семьи, которая должна быть благом для человечества. Участники форума приняли декларацию, призывающую все Церкви, общество и государственные власти к сотрудничеству в деле решения этой проблемы, от которой будет зависеть наше будущее.
– Почему Вы, человек, которого с детства привлекали технические науки, стали священнослужителем?
– Мне всегда нравилось быть в костеле, прислуживать у алтаря, читать духовные книги, которых в то время было очень мало. В то же время очень любил и физику, ездил на олимпиады по математике. Так как в семинарию пойти учиться возможности не было, я стал инженером. Однако в этом, возможно, и проявилось Божье Предреченье. После окончания Ленинградского политехнического института (дипломную работу я, кстати, писал на Минском автозаводе) получил распределение на работу в Вильнюс. В то время в этом городе было множество действующих храмов, много священнослужителей. А в Беларуси, где я часто бывал, священнослужителей становилось все меньше. Порой казалось, что со смертью последнего ксендза исчезнет в республике и сама Католическая церковь.
Вместе с группой инженеров я получил запатентованное авторское удостоверение на изобретение специального высокоскоростного шлифовального станка высокой точности для Волжского автозавода. Сдал два кандидатских минимума. Передо мной открывалась прекрасная инженерная карьера, но что-то не давало сердцу покоя.
– И что подтолкнуло изменить жизнь так кардинально?
– Однажды я приехал в Гродно, пришел во францисканский костел, но Святой Мессы не было, потому что священнослужитель заболел. Один из друзей сказал мне: «Ты же в Литве живешь, там есть семинария, помоги нам найти пастыря». И эти слова меня сильно тронули. Отец тоже мне часто говорил, что, возможно, и в самом деле сам Бог зовет меня к служению Ему. А самое большое влияние на мой выбор оказала мама. Однажды, приехав на выходные в Гродно, я пришел в тот самый наш францисканский костел и по ошибке взял не свой молитвенник (тогда они все были одинаковые). Это был молитвенник моей мамы. В нем я увидел иконку, на обратной стороне которой была молитва матери о призвании сына к служению Богу. Так я узнал, что моя мама, которая никогда и словом не обмолвилась о том, чтобы я пошел в семинарию, молится об этом. Это и обратило меня к более интенсивной молитве, я желал разобраться в себе: продолжать ли мне дальше работать инженером или пойти в семинарию? И вот однажды во время торжеств в честь Матери Божьей Остробрамской я принял решение, которое коренным образом изменило всю мою жизнь. Я вышел из часовни Матери Божьей Остробрамской с твердым намерением стать священнослужителем. Как это произошло? Призвание – это дар Божий. Бог ведет диалог с человеком, дает понять, что зовет человека к служению Богу. Это таинство. Почему меня? Почему не сразу? И много еще разных «почему»... Способен ли я? Гожусь ли? Бог зовет, а человек должен в тишине молитвы ответить: «Это я, Господи…»
– Вы никогда не жалели об избранном жизненном пути?
– Нет. Я всегда стремился служить людям. Теперь это делаю как духовный человек.
– Студенческая жизнь, как говорят, лучшее время в жизни человека. Что осталось в памяти о Ваших студенческих годах?
– Учеба мне давалась легко, у меня не было с ней проблем. Мечтал о научной карьере и поэтому участвовал в различного рода научных кружках, занятиях и конференциях, выступал с докладами. Много времени посвящал спорту – играл в футбол, волейбол, гандбол, хоккей, шахматы, неплохо бегал на лыжах, а также 100-метровку. Очень любил посещать хоккейные и футбольные матчи, благо в тогдашнем Ленинграде их было немало. С удовольствием ходил в театр, особенно мне нравилась оперетта.
– Наверное, это то самое время, где человеку как никогда требуется умение спланировать свое время, требуются навыки самоорганизации. Как и когда этому учились Вы?
– Это было достаточно просто. Я всегда придерживаюсь принципа – соблюдай установленный порядок. Как в Ленинградском политехническом, так потом в Каунасской духовной семинарии в принципе все было заложено в академический и воспитательный процесс. Оставалось только соблюдать установленные правила. Поэтому у меня всегда было достаточно времени и на учебу, и на отдых. Я никогда не сидел ночью над книгой, за исключением одного раза, когда надо было сдавать экзамен по истории КПСС, – помню, что пошел спать в час ночи.
– А сейчас увлечения у Вас есть?
– Да. Это хорошая классическая музыка, хорошая книга (теперь в основном читаю духовную и религиозную литературу), футбол или хоккей и, конечно же, прогулки. Я очень люблю гулять на свежем воздухе.
– Может ли Католическая церковь своими средствами способствовать единению и сплочению русского и белорусского народов?
– Церковь всегда выступала и выступает за мир и согласие между всеми народами, тем более что в нашем случае это славянские народы, и так много белорусов живет в России, а россиян – в Беларуси, многие из них – родственники, просто оказавшиеся в разных странах. В то же самое время это независимые государства, где Католическая церковь в одном случае окормляет верующих в Беларуси, а в другом – в России. Между Католической церковью Беларуси и России очень хорошие, доброжелательные, основанные на взаимной любви и помощи отношения. Мы вместе участвуем в различного рода церковных мероприятиях, конференциях, богослужениях.
Вместе нам идти и дальше...

Беседовала
Марина КУЗЬМИЧ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также