САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Митрополит Минско-Могилевский Тадеуш КОНДРУСЕВИЧ:

За утверждение христианских ценностей В белорусских местечках издавна православная церковь и католический костел располагались рядом. И никогда религия не разделяла людей. Чуть более года назад к служению в Беларуси приступил Митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич. Он вернулся на Родину после шестнадцати лет жизни и работы в России.

За утверждение христианских ценностей

В белорусских местечках издавна православная церковь и католический костел располагались рядом. И никогда религия не разделяла людей.
Чуть более года назад к служению в Беларуси приступил Митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич. Он вернулся на Родину после шестнадцати лет жизни и работы в России. За это время было немало сделано для развития Католической церкви: основан Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского в Москве, открыта высшая духовная семинария в Санкт-Петербурге, зарегистрировано более ста восстановленных приходов и других церковных структур, право юридического лица получила Апостольская администратура для католиков латинского обряда, создан ряд информационно-издательских центров, благотворительная организация «Каритас», духовная библиотека. С большими планами Тадеуш КОНДРУСЕВИЧ приступил и к служению в Беларуси. О том, что уже удалось осуществить, а что еще только предстоит сделать, с корреспондентом «СВ» поделился он сам.

– Ваше Преосвященство, Католическая церковь в Беларуси сегодня переживает время своего активного возрождения. Какие основные направления Вашей деятельности способствуют этому?
– Основа основ – это евангелизация. Еще слуга Божий Иоанн Павел II настойчиво призывал к новой евангелизации. Нет, это не новое Евангелие. Оно то же, что и было 2000 лет тому назад, но изменяется время, появляются новые вызовы, и Церковь должна на них отвечать, используя новые методы евангелизации. Поэтому наша Церковь старается использовать не только проповедь, катехизацию, но и средства массовой информации, хотя в этой области еще надо сделать много. Мы стараемся готовить отвечающие требованиям времени и менталитету современного человека катехизические пособия и материалы, издавать книги, наглядные материалы, использовать возможности аудио- и видеотехники. Несомненно, для эффективного проповедования Евангелия необходимы также и соответствующие условия, и хорошо подготовленные кадры, чем мы также занимаемся.
– Какими Вы видите оптимальные формы взаимодействия Церкви и государства?
– Государство, желая духовного возрождения общества и нравственного воспитания его населения, особенно молодежи, должно всемерно способствовать Церкви в ее развитии. Здесь можно указать на многие возможности взаимодействия в духовной, просветительской, благотворительной деятельности. Так, например, мы активно участвуем в общих с государством и иными конфессиями, прежде всего с Русской православной церковью, программах по профилактике и лечению больных СПИДом, по противодействию и лечению наркомании, по защите нравственных ценностей через выступления в средствах массовой информации и чтение лекций в учебных заведениях, а также совершения богослужений в местах заключения. Большую духовную пользу получают люди благодаря трансляции Святой Мессы по радио в воскресенье, а также трансляции Рождественских и Пасхальных богослужений.
– В своем обращении по случаю Вашего назначения Митрополитом Минско-Могилевским Вы сказали, что в России оставили часть своего сердца. А каковы Ваши личные ощущения от служения архиепископом в Беларуси?
– Епископ поставляется для служения в определенной епархии. Это его Церковь. Однако в то же самое время он несет ответственность и за Вселенскую Церковь. Поэтому, прослужив в России более 16 лет, поднимая ее из руин, я действительно как бы сросся с ней. В настоящее время моя Церковь – это Минско-Могилевская архиепархия. Беларусь – это моя Родина. Я здесь вырос и всегда мечтал здесь служить. Сегодня я могу делать это, поэтому счастлив. Однако, как епископ Католической церкви, я не перестаю заботиться и молиться за Вселенскую церковь.
– Что в служении для Вас главное?
– Нести свет Евангелия людям и этим самым давать им новую надежду, вести их ко спасению.
– Во время служения в России Вы способствовали развитию издательской деятельности. Там появилось множество католических изданий и литургических книг. Насколько продуктивно католическое книгоиздательство развивается в Беларуси?
– Это непростой вопрос. Католическая церковь в Беларуси имеет четыре издательства: «Про Христо» (Минско-Могилевская архиепархия), «Диалог» (Пинская епархия), Издательство Гродненской епархии и «Голос души» (издательство прихода святых Симона и Елены в Минске).
Издательство «Про Христо» в 2008 году выпустило около 25 религиозных изданий. Подготовлен первый перевод на белорусский язык Документов II Ватиканского Собора, которые уже находятся в печати. Готовятся к печати и другие богослужебные книги. Здесь, однако, есть большая проблема. Хотя в России католиков значительно меньше, чем в Беларуси, тем не менее тираж религиозной литературы там во много раз больше. Это объясняется тем, что книги на русском языке используются не только в России, но и практически во всех странах бывшего СССР. На белорусском же языке – практически только в Беларуси, поэтому и тиражи малые. Это ведет к значительному удорожанию книг и соответственно создает проблемы с их изданием. Есть и проблемы с переводом. Во многих случаях не хватает выработанной белорусской богословской терминологии, ее приходится создавать. Если при переводе на русский язык можно было позаимствовать многое из православной терминологии, в случае с белорусским языком есть свои трудности. Однако все это не может остановить нас от стараний по изданию богословской, религиозной и философской литературы на белорусском языке, мы будем продолжать эту работу, несмотря на все трудности. Это станет также нашим вкладом в дело обогащения белорусского языка и культуры католической религиозной терминологией.
– Какие шаги Вы готовы предпринять в вопросе сближения позиций католичества и православия?
– Я всегда относился к Православной церкви с большим уважением и любовью. Вызовы нашего времени мобилизуют нас к более тесному сотрудничеству в деле охраны и укрепления христианских ценностей. Я буду всеми силами содействовать этому и надеюсь, что в Беларуси, где традиционно существуют хорошие межконфессиональные отношения, нам удастся достичь значительных результатов в совместном свидетельстве о евангельских ценностях.
– В последнее время в мире усиливается воздействие ислама. На Ваш взгляд, какое это имеет значение для христианства в целом?
– В наше время не считаться с исламским фактором нельзя. Отношение Католической церкви к исламу так, как и к религиям, отражено в Специальной Декларации II Ватиканского Собора, которая учит, что люди, принадлежащие к разным религиям, должны уважать друг друга. Поэтому Католическая церковь ценит истину, которая передается в традициях нехристианских религий, в том числе и мусульман. Эти теоретические положения были расширены практикой реальной жизни, отношений и сотрудничества.
– Какая проблема в последнее время Вас особенно волнует?
– У нас катастрофически не хватает храмов, особенно в Минске, где примерно на 300 тысяч католиков находится лишь 4 храма и 2 часовни. Полным ходом идет строительство пятого храма, начались работы на строительстве шестого. Несмотря на то что за последние 15-20 лет количество белорусских священников увеличилось приблизительно в 7 раз, все еще ощущается их острая нехватка. Поэтому мы все еще вынуждены обращаться к помощи иностранных священников и монашествующих, ибо многие священники обслуживают по несколько приходов, что негативно сказывается на пастырском попечении верующих. Кроме того, подобно тому как природа не терпит пустоты, так и оставленную нишу могут занять деструктивные движения. Несомненно, иностранные духовные лица должны знать государственные языки и культуру белорусского народа, и надо сказать, что в целом они стараются это делать. Есть священники-иностранцы, белорусский язык которых практически невозможно отличить от хорошо знающих его граждан Беларуси. Священство – это призвание, поэтому мы особый акцент делаем на развитии пастырства призваний.
– Не секрет, что сегодня по-прежнему остается внушительным количество людей, подверженых алкоголизму и наркомании. Чем, на Ваш взгляд, им может помочь Католическая церковь? Как вернуть их к нормальной жизни?
– Католическая церковь имеет очень богатый опыт как в профилактике, так и в лечении подобных заболеваний. Работая в России, с помощью монахинь из Италии удалось создать центр лечения наркозависимых под Ярославлем. Сегодня он очень востребован. Характерно, что в центре работают также и бывшие наркоманы, свидетельство которых и их опыт выхода из этой зависимости помогает другим.
Наша Церковь также через проповедь Евангелия, утверждения нравственных ценностей и здорового образа жизни старается поставить заслон алкоголизму и наркомании. Здесь, несомненно, очень большое поле для совместной деятельности как с государством, так и другими конфессиями и религиями.
– В последнее время, к сожалению, не приостанавливается сектантское движение. На Ваш взгляд, что может служить преградой этому злу?
– Когда к нам приходят другие деструктивные движения, то не надо обвинять их в том, что они пришли, а прежде всего спросить самих себя, почему так происходит. Нет ли здесь нашей вины? По всей видимости, она есть, причем очень серьезная. Как говорят, «свято место пустым не бывает», и в случае, если мы недостаточно активны, не используем новых методов евангелизации, не имеем достаточно священников, монашествующих, храмов, литературы, то вполне естественно, что наше место займут другие. Человек по своей природе религиозен. И даже те, кто является индифферентным по отношению к религии, тем не менее тоже ищут чего-то возвышенного. И очень часто их пути пересекаются с сектами, где нет таких жестких требований, как в католичестве или православии, и уходят туда. Немаловажным фактором является также оказание гуманитарной помощи нуждающимся, что у сектантов очень хорошо поставлено. Чтобы противостоять этому злу, необходимо четко и ясно представить нашу доктрину и указать на ошибки сектантских движений. Необходимо интенсифицировать нашу пастырскую деятельность. Только одни запреты, как показывает мировая практика, не принесут желаемого результата. Необходима хорошо поставленная пастырская деятельность и возможности для ее организации. Нужно также очень тесное сотрудничество в этой области с другими исповеданиями, особенно с Православной церковью, с которой наши позиции по этому вопросу практически совпадают.
– Как Вы оцениваете роль христианства в условиях глобализации? Каким образом Католическая церковь может повлиять на проблемы биоэтики, генной инженерии?
– Глобализация – это реальность нашей современной жизни. Основная же проблема в том, чтобы при этих глобализационных процессах сохранялся принцип справедливости. Католическая церковь может внести и свой значимый вклад в этот процесс, прежде всего разрабатывая свое социальное учение. Кстати, оно близко концепции социального учения Русской православной церкви, что должно нас подтолкнуть к еще большему сотрудничеству в решении проблем, вызванных глобализацией.
Такой же подход и к вопросам генетики, генной инженерии. Создателем человеческой жизни является Бог, и никто не имеет права вмешиваться в жизнь и нарушать порядок, установленный Создателем. Каждый человек по своей сущности неповторим, он имеет единый генетический код, и никому не позволено посягать на него. Недопустимо с моральной точки зрения использовать эмбрион или стволовые клетки для клонирования некоторых человеческих органов, делать «запчасти» для человека.
– Ваше Преосвященство, во многих своих интервью Вы отмечали, что корни веры должны идти из семьи. Как Ваши родители повлияли на духовное становление Вашей личности?
– Человек приходит в этот мир в семье, и именно семья является местом первой его встречи с Богом. Эта встреча происходит благодаря родителям и близким людям. Это можно сказать и обо мне. Я родился в деревне Одельск Гродненского района в Беларуси в семье верующих людей. С нами жила бабушка, тоже очень верующий человек. Да и вообще, в Одельске в те годы в костел ходили все, хотя там долгие годы не было священника. Каждый день родители вместе с детьми читали вечерние молитвы, учили их истинам веры: кто такой Бог, какие есть Божие и церковные заповеди... Теперь условия совершенно другие. Какой пример сегодня своим детям подают родители? Молятся ли они вместе со своими детьми?
– Сейчас постоянно слышится тревога по поводу воспитания подрастающего поколения. Особенно остры проблемы социального сиротства, нерадивых родителей. Что Католическая церковь, государство и общество могут сделать для того, чтобы брошенных детей было меньше, а взрослые, создавая семью, с большим осознанием относились к столь ответственному шагу?
– Проблеме семьи как основной ячейки общества Католическая церковь уделяет особое внимание. Под ее покровительством действуют епархиальные центры семьи и семейные консультации, которые готовят молодежь к таинству брака, поддерживают семьи, находящиеся в кризисе. Имеются различного рода молитвенные группы и семейные сообщества, которые пропагандируют здоровый, основанный на нравственных ценностях семейный образ жизни и помогают в кризисных ситуациях. Конференция Католических епископов Беларуси ежегодно на праздник Святого Семейства в первое воскресенье после Рождества Христова готовит Пастырское послание по актуальным вопросам семьи.
11-14 декабря прошлого года в итальянском городе Тренто состоялся первый в истории католическо-православный форум, где представители Католической церкви и Православных церквей Европы совместно обсудили насущные проблемы семьи, которая должна быть благом для человечества. Участники форума приняли декларацию, призывающую все Церкви, общество и государственные власти к сотрудничеству в деле решения этой проблемы, от которой будет зависеть наше будущее.
– Почему Вы, человек, которого с детства привлекали технические науки, стали священнослужителем?
– Мне всегда нравилось быть в костеле, прислуживать у алтаря, читать духовные книги, которых в то время было очень мало. В то же время очень любил и физику, ездил на олимпиады по математике. Так как в семинарию пойти учиться возможности не было, я стал инженером. Однако в этом, возможно, и проявилось Божье Предреченье. После окончания Ленинградского политехнического института (дипломную работу я, кстати, писал на Минском автозаводе) получил распределение на работу в Вильнюс. В то время в этом городе было множество действующих храмов, много священнослужителей. А в Беларуси, где я часто бывал, священнослужителей становилось все меньше. Порой казалось, что со смертью последнего ксендза исчезнет в республике и сама Католическая церковь.
Вместе с группой инженеров я получил запатентованное авторское удостоверение на изобретение специального высокоскоростного шлифовального станка высокой точности для Волжского автозавода. Сдал два кандидатских минимума. Передо мной открывалась прекрасная инженерная карьера, но что-то не давало сердцу покоя.
– И что подтолкнуло изменить жизнь так кардинально?
– Однажды я приехал в Гродно, пришел во францисканский костел, но Святой Мессы не было, потому что священнослужитель заболел. Один из друзей сказал мне: «Ты же в Литве живешь, там есть семинария, помоги нам найти пастыря». И эти слова меня сильно тронули. Отец тоже мне часто говорил, что, возможно, и в самом деле сам Бог зовет меня к служению Ему. А самое большое влияние на мой выбор оказала мама. Однажды, приехав на выходные в Гродно, я пришел в тот самый наш францисканский костел и по ошибке взял не свой молитвенник (тогда они все были одинаковые). Это был молитвенник моей мамы. В нем я увидел иконку, на обратной стороне которой была молитва матери о призвании сына к служению Богу. Так я узнал, что моя мама, которая никогда и словом не обмолвилась о том, чтобы я пошел в семинарию, молится об этом. Это и обратило меня к более интенсивной молитве, я желал разобраться в себе: продолжать ли мне дальше работать инженером или пойти в семинарию? И вот однажды во время торжеств в честь Матери Божьей Остробрамской я принял решение, которое коренным образом изменило всю мою жизнь. Я вышел из часовни Матери Божьей Остробрамской с твердым намерением стать священнослужителем. Как это произошло? Призвание – это дар Божий. Бог ведет диалог с человеком, дает понять, что зовет человека к служению Богу. Это таинство. Почему меня? Почему не сразу? И много еще разных «почему»... Способен ли я? Гожусь ли? Бог зовет, а человек должен в тишине молитвы ответить: «Это я, Господи…»
– Вы никогда не жалели об избранном жизненном пути?
– Нет. Я всегда стремился служить людям. Теперь это делаю как духовный человек.
– Студенческая жизнь, как говорят, лучшее время в жизни человека. Что осталось в памяти о Ваших студенческих годах?
– Учеба мне давалась легко, у меня не было с ней проблем. Мечтал о научной карьере и поэтому участвовал в различного рода научных кружках, занятиях и конференциях, выступал с докладами. Много времени посвящал спорту – играл в футбол, волейбол, гандбол, хоккей, шахматы, неплохо бегал на лыжах, а также 100-метровку. Очень любил посещать хоккейные и футбольные матчи, благо в тогдашнем Ленинграде их было немало. С удовольствием ходил в театр, особенно мне нравилась оперетта.
– Наверное, это то самое время, где человеку как никогда требуется умение спланировать свое время, требуются навыки самоорганизации. Как и когда этому учились Вы?
– Это было достаточно просто. Я всегда придерживаюсь принципа – соблюдай установленный порядок. Как в Ленинградском политехническом, так потом в Каунасской духовной семинарии в принципе все было заложено в академический и воспитательный процесс. Оставалось только соблюдать установленные правила. Поэтому у меня всегда было достаточно времени и на учебу, и на отдых. Я никогда не сидел ночью над книгой, за исключением одного раза, когда надо было сдавать экзамен по истории КПСС, – помню, что пошел спать в час ночи.
– А сейчас увлечения у Вас есть?
– Да. Это хорошая классическая музыка, хорошая книга (теперь в основном читаю духовную и религиозную литературу), футбол или хоккей и, конечно же, прогулки. Я очень люблю гулять на свежем воздухе.
– Может ли Католическая церковь своими средствами способствовать единению и сплочению русского и белорусского народов?
– Церковь всегда выступала и выступает за мир и согласие между всеми народами, тем более что в нашем случае это славянские народы, и так много белорусов живет в России, а россиян – в Беларуси, многие из них – родственники, просто оказавшиеся в разных странах. В то же самое время это независимые государства, где Католическая церковь в одном случае окормляет верующих в Беларуси, а в другом – в России. Между Католической церковью Беларуси и России очень хорошие, доброжелательные, основанные на взаимной любви и помощи отношения. Мы вместе участвуем в различного рода церковных мероприятиях, конференциях, богослужениях.
Вместе нам идти и дальше...

Беседовала
Марина КУЗЬМИЧ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  2. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  3. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  4. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  5. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  6. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  7. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  8. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  9. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  10. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  11. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  12. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  13. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину
  14. Песков: В Европе нет единства мнений об отправке войск на Украину
  15. РФ и Беларусь продлевают соглашение о сотрудничестве в нефтяной отрасли

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также