Громадина из Жодино
Первый «БелАЗ» без единой импортной детали - быстрый ответ на экономическую блокаду со стороны Запада
САМОДОСТАТОЧНЫЙ САМОСВАЛ
Каждый третий самосвал в мире наш - это факт. Большой, надежный, желтый. Как показали санкции, еще и весьма гибкий. Не прошло и года, а жодинские инженеры выкатили «антисанкционную» новинку - БелАЗ-7513М. Заглянем внутрь?
Не машина, зверь! 130-тонный гибридный самосвал с инновационной схемой работы создали вместе с российскими коллегами. Дизельный двигатель малой мощности объединили с аккумуляторными батареями и системой рекуперации энергии. Такое комбо обеспечит бесперебойную работу машины в самых суровых условиях. А еще удалось сократить вредные выбросы в атмосферу и заметно снизить затраты на эксплуатацию самосвала за счет экономии топлива.
- Аналогов ему в мире нет, - не без гордости говорит директор БелАЗа Сергей Никифорович. - В прошлом году японская компания Hitachi предложила концепт и заявила о возможности создания таких самосвалов. Однако представлены они не были, задумки восточных коллег остались на бумаге. А наш гибрид уже в ближайший квартал пройдет необходимые регламенты сервисной работы и его отгрузят потребителю.
Но все-таки главное преимущество нового самосвала - он абсолютно независим от импортных поставок. Ни подшипника, ни программы, ни мотора у чужих производителей не взяли. БелАЗ-7513М собран только из союзных комплектующих материалов. Шестьдесят процентов - из России, остальные - из Беларуси. Например, двигатель сделали на Ярославском моторном заводе, а шины - из Бобруйска.
И хотя еще пару лет назад белорусско-российских комплектующих в разных моделях БелАЗа было не больше 2/3, сегодня цифра еще меньше - лишь около десяти процентов закупают за рубежом. Что важно - нет американских и европейских деталей.
- Надеяться на Запад? Нет. Обманули один раз, обманут и второй. Санкции, наверное, помогли рынку и России, и Беларуси. Производители комплектующих взбодрились, очень много предложений по поставкам, - отметил Сергей Никифорович.
В САМЫЕ СЖАТЫЕ СРОКИ
По словам гендиректора завода, гибрид БелАЗ-7513М - один из самых амбициозных проектов Союзного государства.
- Благодарю команду завода и наших партнеров за создание этой машины. Белорусы и россияне - мощный инновационный потенциал, способный в самые сжатые сроки создавать лучшие образцы техники, - не поскупился на комплименты Сергей Никифорович.
На создание союзного самосвала ушло чуть меньше года. Старались доказать не миру, а себе - своими силами сможем сделать лучше, качественнее, дешевле. Так и вышло: белорусско-российский продукт получился привлекательным по цене. Пока презентовали модель грузоподъемностью в 130 тонн, но в планах изготовление гибридов и в других классах, прежде всего девяносто и 220 тонн.
Спрос на такие самосвалы будет, в этом сомнений нет. Над новинкой работали, учитывая потребности рынка Союзного государства.
- Аккумуляторные батареи, которые устанавливают на самосвалы, недостаточно мощные. Если использовать только их, всегда будешь в каких-то ограничениях. Поэтому и решили перешагнуть через себя - создать технологическое решение, которому нет аналогов, - делится первый заместитель генерального директора БелАЗа Александр Ботвинник. - Мы позволили карьерному самосвалу работать дольше - это реализовано в новом концепте гибрида. Но самым трудным здесь было создать систему управления. Она полностью белорусского производства, включая программное управление и алгоритмы работы.
СПРАВКА «СВ»
«БелАЗ» - управляющая компания «БелАЗ-Холдинг» - крупнейшего мирового производителя карьерных самосвалов и транспортного оборудования для горнодобывающей и строительной промышленности.
Основан в 1947 году в Жодино (Минская область). На предприятиях холдинга трудится около десяти тысяч человек. За 75 лет с конвейера выпустили больше 130 тысяч единиц карьерной техники.
БелАЗ занимает около тридцати процентов мирового рынка самосвалов особо большой грузоподъемности. Здесь производят самую крупную в мире машину такого типа - на 450 тонн.
ДОСЛОВНО
Петр Пархомчик, министр промышленности Беларуси:
- Хочу отметить успешную работу компании «БелАЗ», которая в прошлом году почти в два раза увеличила объемы производства и экспорт продукции. В этом году они больше в пределах 1,6 раза, но самое главное, количество заказов увеличивается. Предприятие работает на полную проектную мощность.
ИСПЫТАНИЯ
Опытно-промышленная эксплуатация новинки пройдет в Кемеровском районе.
Кузбасским добытчикам угля испытания предсерийной белорусской техники доверяют не впервые. На разрезе «Березовский» в Прокопьевском районе обкатали БелАЗ-75320. Модель карьерного самосвала грузоподъемностью 290 тонн показала себя с самой лучшей стороны.
- Мы давно работаем с БелАЗом, - говорит директор по транспорту российской компании «Стройсервис» Виталий Петров. - Все, что производит завод, нам всегда интересно, особенно если это позволит повысить производительность, снизить себестоимость, издержки. Вдвойне приятно, что новый опытный экземпляр создали вместе Россия и Беларусь.
УНИВЕРСАЛ
Самосвалы из Синеокой в девяти из десяти случаев уходят на экспорт, и чаще всего - в РФ.
Белорусских гигантов закупают восемьдесят стран мира, но основная доля поставок приходится на Россию. Ресурсов много, и техника нужна.
На днях крупную партию карьерных самосвалов отгрузили в Якутию. В Нюрбинском горно-обогатительном комбинате 90-тонные модели БелАЗ-7558N с электронной системой управления будут добывать алмазы. Крепким камням - крепкие машины. Партнерство проверено временем - в автопарке у компании «Алроса» больше двух сотен белорусских гигантов. Еще одна новость: совсем скоро свежесобранные самосвалы отгрузят для «Севералмаза».
Сотрудничать с БелАЗом будет и Кольский горно-металлургический комбинат. Северяне нацелены на создание нового союзного продукта.
- Нас заинтересовали погрузочно-доставочные шахтные машины, - рассказал гендиректор Кольского ГМК Евгений Борзенко. - Надеюсь, нам удастся совместно создать работоспособную машину, соответствующую всем требованиям по эксплуатационным характеристикам, безопасности, сроку службы.
Ведь у «Норникеля» и «Кольского ГМК» есть разведанные ресурсы не меньше чем на сто лет вперед. В этом и заключается перспектива нашего сотрудничества. Для белорусов это выгодно в производстве, а для нас - в потреблении продукции завода. В этом году я впервые побывал на БелАЗе. Масштаб за-
вода и линейки самосвалов впечатляют, здесь выпускают по-настоящему эксклюзивные карьерные машины. И особый пиетет вызывает практически замкнутый цикл производства. Что называется, все свое.
Кстати, жодинские специалисты недавно посетили рудники КГМК, где ознакомились с особенностями подземной добычи и работы шахтной техники за Полярном кругом. Им есть что предложить россиянам.