Живи и помни…
В пресс-центре РИА Новости состоялась пресс-конференция «Сожженные деревни: памяти жертв нацистов и их пособников в России, Белоруссии, Прибалтике», посвященная проблемам увековечивания памяти жертв нацистского геноцида в Великой Отечественной войне. На пресс-коференции была представлена грустная, тяжелая, но при этом правдивая, по-настоящему историческая книга, совместный труд российских и белорусских историков – «Хатынь: Трагедия и Память», выпущенная при совместном участии Национального архива Республики Беларусь и российского фонда «Историческая память» во главе с Александром Дюковым.
На пресс-коференции была представлена грустная, тяжелая, но при этом правдивая, по-настоящему историческая книга, совместный труд российских и белорусских историков – «Хатынь: Трагедия и Память», выпущенная при совместном участии Национального архива Республики Беларусь и российского фонда «Историческая память» во главе с Александром Дюковым. Страшная это книга. Страшная и правдивая. Как фильм «Иди и смотри», впечатления от которого не оставляют меня уже много лет.
«Ён сказав: «Без дзяцей выходи. Без дзяцей – можно…» И – огромные, как Браславские озера, мальчишеские глаза. «Иди и смотри». Конец восьмидесятых. Последний фильм Элема Климова. Первая роль популярного ныне актера Алексея Кравченко, сыгравшего белорусского мальчишку Флеру из убитой деревни Переходы. Тонкогубый эсэсовец, широко расставив ноги, со змеиной ухмылочкой вещал загнанным в сарай жителям лесной белорусской деревушки: «Вас, славян, не должно быть на земле. Вы – унтерменши, недочеловеки. Но мы, арийцы, – благородные люди, и поэтому, кто хочет жить, может выходить из сарая и расходиться по домам. Единственное условие – оставить детей. Славяне не должны размножаться». Не вышел никто. И в подпаленном фашистами сарае сгорела вся деревня.
Кинозал окаменело молчал. Я тоже сидел, обхватив голову руками. Потом три дня подряд ходил в кинотеатр на этот фильм и до сих пор слышу голос мальчика Флеры: «Ён сказав, что без дзяцей – можно…»
Еще древние римляне говорили: «Историю не выбирают, ее помнят. Ибо народ, забывший свою историю, не имеет право на будущее».
Слава Богу, мы помним.
Война на Востоке была для фашистской Германии особой войной. Здесь, на бескрайних просторах, населенных, по определению розенберговского плана OST, недочеловеками, не действовали никакие моральные и юридические законы. «Жестокость, и только жестокость, – только это обеспечит безопасность рейху и всей Европе». На закрытых совещаниях нацистское руководство прямо говорило о необходимости уничтожения миллионов советских граждан. А эсэсовцы и их прихлебатели из местных коллаборационистов деятельно проводили эти планы в жизнь.
– Но и «местных» в Белоруссии не хватало, – говорит доктор гуманитарных наук Алесь Белый. – Поэтому в 1942-1943 годах на территории Белоруссии действовало как минимум десять латвийских полицейских батальонов. В ходе операции «Зимнее волшебство» (немцы любили красивые названия) была, например, уничтожена витебская деревня Росица. Полторы тысячи ее жителей были заживо сожжены, еще две – угнаны в Латвию и Германию. И сегодня, в нынешней Латвии, 16 марта объявляют праздником легиона ваффен-СС «Латвия», который в этот исторический день хорошо получил по морде от войск наступавшей Красной армии!..
В фашистской оккупации оказались 70 миллионов советских людей. Вдумайтесь, выжил лишь каждый пятый! Около семи с половиной человек были расстреляны и сожжены заживо, свыше двух миллионов умерли на принудительных работах в Германии, более четырех миллионов – на оккупированных территориях из-за голода и отсутствия медицинской помощи. Кроме того, в концлагерях гитлеровцы уничтожили около трех миллионов советских военнопленных.
Трагедия Белоруссии была чудовищной. В советское время даже не решались публично озвучивать эти ужасные цифры. Официально было принято считать, что на войне погиб каждый четвертый житель республики. На Кургане Славы перед Минском стоит мемориал в виде нескольких штыков, один из которых надломлен. Это и есть символ того, каждого четвертого. Но действительность была страшнее. Погиб каждый третий. Два миллиона пятьсот девяносто тысяч человек. А, например, в Логойском районе Минской области погиб каждый второй. Это даже не геноцид, это больше. Это с трудом укладывается в голове. Именно здесь, под Логойском, и жила неспешной лесной жизнью маленькая, о двадцати шести дворах, деревушка Хатынь, чье название сегодня стало трагически-нарицательным.
Прошу прощения у читателя, но немного отвлекусь. Просто я хочу обратиться именно к молодым людям, которые держат сейчас в руках нашу газету. Мне очень хочется, чтобы они помнили нашу историю. Трагическую, тяжелую, но – нашу.
В марте сорок третьего недалеко от Хатыни произошел бой партизан с немцами, в ходе которого арийских «сверхчеловеков» изрядно потрепали. В частности, был убит гауптман Вельке, чемпион Мюнхенской олимпиады по толканию ядра и любимец самого фюрера. Оккупанты пришли в ярость. Ближайшей деревней к месту боя была Хатынь, что и предопределило ее участь…
В деревню, где жили 145 человек, половина из которых – дети, ввалилось аж два батальона карателей: эсэсовский под началом известного палача белорусского народа Дирливангера и 118-й охранный полицейский батальон, сформированный на базе так называемого Буковинского куреня Украинской повстанческой армии, чьих недобитков пан Ющенко сейчас старается сделать национальными героями. Что они сделали с Хатынью? Почитайте показания пойманных после войны мерзавцев, опубликованные в новой книге.
Из протокола допроса обвиняемого Стопченко А.С.: «…ранней весной из Плещениц в сторону Логойска двигался обоз. Впереди колонны двигалось охранение. Партизаны пропустили охранение и открыли огонь. В связи с обстрелом колонны наш батальон выехал в сторону Плещениц. Мы присоединились к группе карателей, дислоцированной в поселке Плещеницы. С указанной группой карателей наш батальон, рассредоточившись по лесу, вышел из леса на поляну. Увидели деревню, по которой все открыли огонь. Деревню мы окружили со всех сторон. Мы ворвались в деревню, согнали всех жителей в сарай, там их расстреляли, а сарай с трупами подожгли. Также сожгли и все постройки деревни. Помню, что заходил в дома и приказывал идти на окраину деревни, к сараю, где находилась группа карателей. Во время этой операции я был вооружен ручным пулеметом и расстреливал из него находившихся в сарае граждан…»
Потом этих нелюдей, что жгли в домах и живьем кидали в колодцы маленьких белорусских детей, в пятидесятые и шестидесятые искали по всей стране. И вылавливали, как крыс. С новыми паспортами, устроившимися на хорошую работу. С руками по локоть в крови белорусских крестьян. А почему бы и не устроиться, если не удалось удрать с бывшими хозяевами? Слынько, Долоко, Кириенко, Зайвий, Сахно, Граборовский, Непок, Мохнач, Тупига, Уманец и иже с вами и всей эсэсовской сволочью, что вы делали на белорусской земле? Боролись за незалэжну неньку Украину?
А что происходит в Прибалтике? Об этом рассказали председатель Латвийского антифашистского комитета Эдуард Гончаров и член комитета Сергей Малаховский.
– В Латвии тоже есть своя Хатынь – деревня Аудрене, которую фашисты сожгли вместе с двумястами жителей. Главарю этой акции Болеславу Майковскису удалось сбежать в США, где он возглавил некий комитет зарубежных латышей. Туда, кстати, входила и наша недавняя бывшая президентша. Поэтому удивительно ли, что 75 процентов сегодняшних латвийских школьников полагают, что легионеры латвийского легиона ваффен-СС – национальные герои, 85 процентов считают, что русское население в Латвии – дестабилизирующий фактор, и только 5 процентов готовы отмечать Девятое мая как День Победы? К сожалению, в Латвии полным ходом идет строительство нацистского государства.
– К сожалению, историография становится самым настоящим идеологическим оружием, – говорит доцент Хельсинкского университета, руководитель антифашистского комитета Финляндии, историк Йохан Бекмен. – И прежде всего в части полной фальсификации истории Второй мировой войны. Особенно в этом преуспели эстонские власти. Вот, например, 23 марта посольство Эстонии в Финляндии с участием прибалтийских послов планирует демонстрацию фильма Soviet Story, который эксперты считают не антисоветским, а именно антирусским. Демонстрация его по массовым электронным СМИ подпадает под действие закона Финляндии об ответственности за разжигание межнациональной розни. Между тем наши прибалтийские соседи уже успели прокрутить этот фильм в Грузии и на Украине.
– Скажите, кто из вас у нас побывал? – спросила бывший директор Мемориального комплекса «Хатынь» Наталья Кириллова. – Поднимите руку.
В зале поднялось несколько рук. Я тоже поднял.
Мне довелось быть в Хатыни летом позапрошлого года. Этого не забыть. Я шел по кладбищу белорусских деревень. Сто восемьдесят пять разделили судьбу Хатыни, так никогда и не восстав из пепла. На надгробных плитах не персональные имена, а названия маленьких деревушек, где люди радовались, работали, любили. За каждым этим названием – десятки прерванных, загубленных жизней.
Заболотье, Залещина, Городище…
Под ногами хрустит красный гравий дорожки.
Крыпшычи, Аниськово, Марково…
Их убили, эти деревни. Сожгли вместе с людьми, и больше этим маленьким островкам лесной жизни уже было не суждено подняться из пепла. Людей убили за то, что они хотели мирно жить и работать на своей земле.
Пепел Хатыни бьет в наши сердца…
Александр ЧУДАКОВ