Учитель, разрешите в ай-ти?
В этом учебном году в Беларуси откроются новые инженерные классы, разработанные российскими специалистами. Что они из себя представляют и чему там будут учить?
ВЫРАСТИМ СВОИХ ЦУКЕРБЕРГОВ
В конце 2021 года Министерство образования Беларуси объявило тендер на закупку оборудования для 150 современных STEM-классов. По задумке правительства, они в них будут готовить программистов и инженеров.
В конкурсе победил белорусский партнер российской компании «РОББО». В сентябре в школах Синеокой откроются классы, разработанные в Петербурге.
Это будут технические мини-лаборатории на базе кабинетов информатики. Но в них все сделают в соответствии с вызовами времени: разместят оборудование для преподавания робототехники, 3D-моделирования, микроэлектроники, схемотехники, интернета вещей, а также внедрят современные методики обучения.
В новых классах будут учиться дети из разных уголков республики. На уроках они смогут создать свои первые компьютерные игры, мобильные приложения или с головой погрузиться в создание роботов.
Главное - доступность востребованных профессий будущего. Ребята смогут сделать первые шаги к карьере робототехника, оператора умных домов или специалиста по 3D-печати. Кроме того, инженерные классы помогут школьникам подготовиться к техническим конкурсам, в том числе международным. При этом обучение там будет бесплатным.
- Классы помогут Дворцам технического творчества детей и молодежи. Вокруг них создадут своеобразную экосистему из учеников и педагогов. Это даст возможность ребятам даже из самых маленьких городков изучать современные технологии и поднимать востребованные направления науки и техники, - рассказывает генеральный директор компании «Обучение и инновации» и представитель «РОББО» в Беларуси Сергей Балбуцкий.
ПЕДАГОГОВ - ЗА ПАРТЫ
Пока по белорусским школам развозят технику для инженерных классов, в Минске начинает работу Центр подготовки педагогов для «РОББО». Повышением их квалификации российская компания занимается вместе с вузами республики.
Первые занятия для учителей пройдут в Белорусском государственном педагогическом университете имени Танка. В планах у «РОББО» - до конца года открыть центры повышения квалификации
в каждой области.
К концу первой четверти нового учебного года обучат всех педагогов, которые будут преподавать в новых классах.
- Недавно в Беларуси приняли закон, согласно которому ребята, прошедшие обучение в Национальном детском технопарке, поступают в технические вузы страны без экзаменов. А чтобы попасть в него, могут начать изучать технологии и готовить проекты на нашем оборудовании. Основная база лаборатории робототехники технопарка состоит из комплектов «РОББО», - пояснил Сергей Балбуцкий.
ПРОЦЕСС ПОШЕЛ БЫСТРО
Одна из главных идей «РОББО Классов» - их доступность. Расчет на то, что в каждом небольшом городке или поселке должно быть хотя бы одно учебное заведение с подобными технологиями. Но на этом российская компания останавливаться не планирует - хочет оснастить своими классами все школы республики.
Для этого требуется около девяти миллиардов рублей. Сумма большая, но найти деньги можно. В этом поможет бюджет Союзного государства.
Выступая на форуме «Сильные идеи для нового времени», создатель «РОББО» Павел Фролов обратился к Президенту России Владимиру Путину. Предприниматель заявил, что в прошлом году Беларусь закупила инновационные инженерные классы за счет кредита Всемирного банка. Однако теперь у республики нет такой возможности.
Президент России пояснил: это не проблема. Необходимую сумму постараются найти, ведь Беларусь - близкая нам страна.
- Нас поддерживает Министерство образования в оснащении школ инженерными классами, в подготовке педагогов. Видна заинтересованность государственных учреждений в обучении нового поколения инженеров, способных работать с передовыми ИТ-решениями и изобретать новые. Благодаря этому процесс движется очень быстро. Модель взаимодействия белорусского министерства с EdTech-бизнесом - показательная, - делится Павел Фролов.
СПРАВКА «СВ»
«РОББО» - российский проект из Санкт-Петербурга, основанный в 2007 году предпринимателем Павлом Фроловым. Занимается разработкой и производством робототехнических наборов для школ, детсадов и колледжей. Компания - резидент «Сколково» и лидерский проект Агентства стратегических инициатив.
В Беларуси по франшизе «РОББО» открыли уже двадцать частных школ и робоклубов. Петербургская компания оснастила лабораторию роботехники в белорусском национальном детском технопарке.
НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ
Владимир ПУТИН: Выход на новое качество подготовки инженерных и IT-специалистов - это первоочередная задача, так как без ее решения у нас не будет технологического будущего.
Александр ЛУКАШЕНКО: Современные технологии способны вывести на новый уровень развития и сельское хозяйство, и производство в промышленности. Поэтому я всегда говорю, что обучение IT-специальностям само по себе прогрессивно, но оно должно быть на стыке реальных отраслей. Нам нужны широкопрофильные специалисты, где IT - это естественная компетенция.
ЦИФРА
В новых классах будут заниматься
не меньше пятнадцати тысяч детей.
НОУ-ХАУ
УНИКАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА
Классы от «РОББО» появились в школах 28 стран мира.
- Многие государства интересует подход «РОББО», - рассказал «СВ» создатель компании Павел Фролов. - У нас суверенная образовательная платформа по робототехнике, которая готовит инженеров-инноваторов будущего и технологических предпринимателей. Главное - она снимает зависимость от зарубежных поставщиков софта и технологий. Это очень важно в текущих реалиях, ведь никто сейчас не хочет оставлять свои системы образования в зависимости от западных технологических корпораций. Все видят, что стратегически это очень опасно.
- Аналогов в мире российским инженерным «РОББО Классам» нет?
- Мы единственная в мире компания, которая решила разработать полностью суверенную образовательную платформу в области робототехники и инженерных дисциплин.
- Как проходит обучение? Что дети получают от учебы в инженерных «РОББО Классах»?
- Мы как бы поднимаем их по ступенькам. Сначала играем в технологии. Потом изучаем, как технологии работают. На этом месте застревают все наши конкуренты. Они говорят ученикам: «Вы знаете шаблоны, а теперь попробуйте посоревноваться на олимпиадах». Мы же используем открытое программное и аппаратное обеспечение, которое позволяет до последней строчки кода разобраться, как все устроено.
Так ведем детей дальше. Следующая ступенька - делать копии технологий. Когда дети научились копировать их, они опять переходят дальше - учатся изобретать новые технологии. Потом начинаем создавать стартапы. Еще один шаг - выводим технологии на экспорт. На таком уровне глубины никто в мире больше не учит.