САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Знакомый незнакомец

На творческом подъеме и по-философски зрело встречает свою 63-ю весну народный артист Беларуси, лауреат премии Союзного государства в области литературы и искусства Владимир Гостюхин – ему есть на что оглянуться, но он по-прежнему уверенно смотрит вперед…

На творческом подъеме и по-философски зрело встречает свою 63-ю весну народный артист Беларуси, лауреат премии Союзного государства в области литературы и искусства Владимир Гостюхин –
ему есть на что оглянуться, но он по-прежнему уверенно смотрит вперед… У Владимира Гостюхина – своя актерская история, свой творческий «иммунитет». Взгляд тут же выделяет его из толпы, хотя сам он в обычной жизни никогда не стремился выделиться – ни «звездным» поведением, ни экстравагантными нарядами. В нем за версту чувствуется в хорошем смысле мужик, способный и рубануть сплеча, и скромно, но «железно» обаять. Бог явно поцеловал этого человека в самое темечко, хотя баловнем судьбы его, пожалуй, и не назовешь. Все, чего достиг, стоило ему каторжного труда. И это как раз тот случай, когда человек сжигает себя, чтобы осветить дорогу другим. А «отраженный» свет, зажигающийся в сердцах зрителей, освещает жизненный путь его самого и наделяет новыми силами.
Однако при всей своей мгновенной узнаваемости Гостюхин многолик, он очень гуттаперчевый актер – прежде всего за счет внутренних «Марианских глубин». Про его роли нельзя сказать просто «актерские работы». Каждая словно и не роль вовсе, а как в документальном кино – жизнь реального человека, невыдуманного героя, «играя» которого прежний Гостюхин перерождается на генетическом уровне, а кинопленка, как рентгеновский снимок, лишь фиксирует знакомого незнакомца.

У Владимира Гостюхина со зрителями взаимная любовь. Любовь, о которой наверняка мечтает любая творческая личность. Немудрено, что когда появилась идея вручать премии Союзного государства в области литературы и искусства, именно его кандидатура была предложена одной из первых. Но тогда он сам, «посоветовавшись со своей совестью», решил пропустить вперед более заслуженных, на его взгляд, мастеров. Тем не менее, пусть и позже, награда все же нашла своего героя. При рассмотрении длинного списка претендентов на очередную премию Союзного государства члены экспертной комиссии не стали даже выносить на голосование кандидатуру Гостюхина –– заслужил по всем статьям! Подтвердили это и бурные аплодисменты зрителей, до отказа заполнивших более чем пятитысячный зал Летнего амфитеатра, на сцене которого в прошлом году во время открытия «Славянского базара в Витебске» эту престижную премию Владимиру Гостюхину, Михаилу Финбергу и Сергею Арцибашеву лично вручил Президент Республики Беларусь, Председатель Высшего Госсовета Союзного государства Беларуси и России Александр Лукашенко.
По большому счету Владимира Гостюхина де-факто и без всяких натяжек можно назвать чистой воды гражданином Союзного государства. Он родился в Екатеринбурге, учился в московском ГИТИСе. Там же, в Первопрестольной, работал в Театре Советской армии и начал сниматься в кино. Затем, еще в советские времена, актерские пути-дороги привели его в Минск. Наверняка и сегодня многие жители России даже не подозревают, что он гражданин соседней страны, считают его своим, российским, актером. В этом тоже нет ничего удивительного: Владимир Васильевич продолжает активно сниматься на российских студиях.

От своей «союзной родословной» Владимир Гостюхин не отпирается. Более того, появившиеся на карте бывшей единой страны межгосударственные границы стали кровоточащими рубцами на его сердце.
– Но и тогда, когда все полетело в тартарары, когда распалась огромная страна, я из Союза, можно сказать, и не выходил, – заявляет Гостюхин. – С ужасом вспоминаю начало 90-х, этот период абсолютного развала, политического, экономического, нравственного падения в пропасть. И только благодаря тому, что во главе Беларуси встал Александр Григорьевич Лукашенко – неординарный человек, личность, в нашей стране это падение было остановлено. Как и в России с приходом здравомыслящих лидеров. Но и в те чудовищные, страшные, поганые времена – иначе не назовешь – я был активным сторонником Союза Беларуси и России, делал все, чтобы этот Союз состоялся.
Достаточно посмотреть Гостюхину в глаза, чтобы понять – это не пафос, не закисший квасной патриотизм, не дежурные фразы, не лицедейство. В жизни он не играет. Благо, возможность заниматься любимым делом у него была всегда, даже в «мутные времена». Сегодня трудно поверить, но в 1993 году в Беларуси снималось три картины, а на «Мосфильме», на этой гигантской кинофабрике, и того меньше – всего две. Однако в одной из них был занят Владимир Гостюхин.
– Смотреть тогда на мой любимый «Мосфильм», где я снялся более чем в сорока картинах, было больно и страшно – разруха стояла неимоверная, – вспоминает актер. – Сейчас «Мосфильм» – просто на зависть. Хочется, чтобы когда-нибудь и киностудия «Беларусьфильм» стала такой же необыкновенно комфортной, уютной и удобной для производства фильмов кинофабрикой. По крайней мере, предпосылки для этого есть. Разработана концепция возрождения национального кинематографа. В прошлом году известный российский кинорежиссер Геннадий Иванович Полока снимал на «Беларусьфильме» свой новый фильм «Око за око» и очень высоко оценил так называемый второй состав кинопроизводства белорусской киностудии. У него действительно работала замечательная группа – лучшие силы, оставшиеся на «Беларусьфильме». И я рад, что на нашу киностудию пришел такой выдающийся мастер. Группа работала по высочайшим стандартам кинопроизводства.
Наверное, у каждого фильма, как и у человека, своя судьба. У этой картины – витиеватая. Геннадий Полока написал сценарий по повести Бориса Лавренева еще в советские времена, но тогда все застопорилось по идеологическим причинам. Спустя много лет режиссер все-таки вернулся к этой идее. И Владимир Гостюхин, исполнивший в фильме «Око за око» одну из главных ролей, считает, что это первый настоящий союзный проект в кино.
– Когда я прочитал сценарий, был просто потрясен – давно мне не попадало такой высокой в полном смысле драматургии, – «поставил знак качества» Гостюхин. – Да и создавался фильм в лучших традициях советского кинематографа. Конечно, и советское кино было разным, но лучшие фильмы, снятые в те времена, были глубоко человечными. Безусловно, снимались и тупые идеологические подделки, но я в них не участвовал, всегда отказывался. Зато мне довелось принять участие в интересных, ярких произведениях, работать с блестящими режиссерами. Поэтому я люблю историю советского кинематографа, это было уникальное, величественное кино, вершин которого современный российский и белорусский кинематографы пока не достигли. Сейчас сплошь и рядом подражательность американским фильмам. Такие картины смотреть по много раз зритель не будет, а лучшие советские картины смотрят и будут смотреть всегда. Потому что там во главу угла поставлен человек, его проблемы, его боль, его поиск себя в жизни. И именно в этой традиции снят фильм «Око за око».
Владимир Гостюхин назвал эту встречу с Геннадием Полокой «подарком судьбы». Хотя отношения актера и режиссера на съемочной площадке складывались очень непросто.
– У меня всегда так с режиссерами, я очень трудно иду к постижению характера, образа – должен все пропустить через свой характер, через каждую свою клеточку, только тогда этот образ начинает жить в полную силу. Вот и в данном случае в конце концов мне удалось втянуться в очень сложный характер Кухтина, моего героя в этом фильме. К сожалению, сейчас все чаще делаются конъюнктурные вещи – быстрее снять, «засветиться». В этом плане меня очень удручает нынешний белорусский кинематограф, его уровень настолько упал, что дальше некуда. Может, и идеи хорошие, чистые в этих фильмах, но все сделано на таком убогом уровне, так невнятно, без страсти, что просто губит эти идеи. Обидно и горько. И при этом какое-то непонятное благодушие, умиротворение, самолюбование. Считаю, раз нет своих хороших режиссеров, надо приглашать со стороны, находить на это средства, а не распылять непонятно на что даже те деньги, которые выделяются государством.

Как бы ни ругали сериалы, но народ их смотрит. Долго отказываясь от многочисленных «мыльных» предложений, Владимир Гостюхин все же подался в «дальнобойщики» – опять-таки его взял за живое сценарий.
– Я очень рад, что получилось настоящее народное кино, которое было воспринято всеми слоями населения. Оно выпадало из того кинопотока, который выходил в то время. Сплошь и рядом с теле- и киноэкранов людям вдалбливалось, что добиться лучшей жизни можно, лишь бойко работая локтями, беспощадно избавляясь от конкурентов. А «Дальнобойщики» – фильм о дружбе, товариществе, взаимовыручке, самопожертвовании, уважении друг к другу. Мы с Галкиным, как и другие артисты, отдавались съемкам в полную силу, подобрался великолепный актерский состав. Мы были искренними, взволнованными этим материалом, поэтому и зритель его так тепло воспринял. Люди смотрели, отдыхали, но в то же время в этом столько глубины и человечности!
Первый признак «попадания в яблочко» – Гостюхина в жизни стали путать с его героем, водилой-«дальнобойщиком» Иванычем. Первое время все время спрашивали: «А где Сашок?..» Спрашивают постоянно и о продолжении сериала.
– Вторые «Дальнобойщики» неплохо сделаны, но они, на мой взгляд, получились слабее, – считает Гостюхин. – По разным причинам – драматургия хуже, режиссура другая, другой коллектив. Не было того куража, как на первых. И я понял, что не надо больше продолжать этот сериал. Хотя вызревала идея «Дальнобойщиков-3» – задумывалось запустить нас с Сашком за границу. Вроде как и интересно, но при этом должна быть и драматургия хорошая, и режиссура, и финансы. Но снимать ради того, чтобы просто было продолжение, не стоит.

Владимиру Гостюхину может позавидовать любой актер – ему довелось работать с выдающимися режиссерами, среди которых – Михаил Пташук, Виктор Туров, Валерий Рыбарев, Лариса Шепитько, Вадим Абдрашитов, Никита Михалков… В этот именитый перечень актер непременно включает Николая Кошелева, поскольку именно в его фильме «Старшина» сыграл одну из любимых ролей – старшину Кацубу.
– Это сложившаяся, цельная картина, пересматриваю ее с удовольствием, – вспоминает Гостюхин. – Интересной была работа с Кошелевым и в трехсерийном телевизионном фильме «Кончина» по Тендрякову. Я там выступил в роли председателя колхоза. К сожалению, картина вышла в период, когда все вокруг ломалось и рушилось, и она прошла практически незамеченной. А где-то в середине 90-х мне неожиданно позвонили предприниматели, занимающиеся сельским хозяйством. Они посмотрели этот фильм по спутниковому каналу, и он их так захватил, что нашли мой телефон, позвонили, чтобы поблагодарить. Приятно…
К числу уникальных режиссеров Владимир Гостюхин относит и Сергея Овчарова. Он снялся у него в фильмах «Левша» и «Сказ про Федота-стрельца».
– Мне очень дороги эти работы. У Овчарова своеобразный взгляд и на Лескова, и на пьесу Лени Филатова, он настолько своеобразно интерпретировал эти две вещи, такой гротеск! В «Левше», где я сыграл атамана Платова, меня многие даже не узнали, спрашивали: а кого же там Гостюхин играл? Овчаров не снимает комедий. Если у Филатова это легкая народная байка, то у него – философская трагифарсовая притча, сложный такой жанр. Вроде и смешно, но потом как-то все становится очень даже грустно, пессимистично. С Овчаровым работать тяжело, но очень интересно – у меня раскрепощается фантазия, я сам придумываю очень много вещей, сцен.
Сам Гостюхин далек от пессимизма. Говорит, что в нем живет здоровый скептицизм, но с надеждой на здравый смысл, который в людях должен восторжествовать, когда они встанут у пропасти. И это происходит.
– Цивилизация двояка, как все в этом мире – палка о двух концах, – философствует Гостюхин. – Не бывает все абсолютно хорошо или все абсолютно плохо. Все перемешано, другое дело – в каких пропорциях. Поэтому я надеюсь, что в итоге количество позитивного перевесит чашу зла. В этом суть и киноискусства – борьба за увеличение количества божественного, а не дьявольского. Но пока, увы, что-то все больше и больше дьявольского проявляется. Хотя, казалось бы, столько храмов строится и восстанавливается… Но количество еще не говорит о качестве. Это очень долгий процесс – переход от одной духовности к другой, а в принципе – возвращение к традиционной духовности. Ведь и в советские времена была своя духовность, в какой-то мере сродни христианскому чувству. Был тогда и нравственный поиск, в том числе и в киноискусстве. В Беларуси все-таки пытаются сохранить все лучшее из того периода. Там было очень много высокого, настоящего, смыслового. Нельзя было одним махом все отрубать, это большая глупость. И в России тоже опомнились.
Гостюхин – человек верующий, православный. Тем не менее связывает себя и с христианской, и с советской традицией, считает, что впитал из них все лучшее. Хотя многое в советское время отрицал, подчас даже входил во внутреннее диссидентство, в полный отказ от идеологической составляющей и имел из-за этого неприятности. Были и проблемы с КГБ.
– Но меня понимали, и я даже получал всевозможные награды, премии, в советское время труд мой был оценен, несмотря на то что он не был таким уж сверхидеологическим, – вспоминает актер. – Просто я исследовал нравственные стороны бытия в своих работах, и они были восприняты.

Работа в картине Никиты Михалкова «Урга. Территория любви» – отдельная глава в творческой биографии Гостюхина. Встреча с режиссером такого масштаба многому научила, стала еще одним актерским и человеческим «университетом». Поступало от Михалкова приглашение сняться и в «Утомленных солнцем – 2», однако Гостюхин был очень занят и вынужден был отказаться. Как когда-то, увы, отказался сыграть главную роль в спектакле Георгия Товстоногова и сняться еще в одной картине Ларисы Шепитько, хотя именно ее фильм «Восхождение», как никакой другой, помог Гостюхину покорить высочайшие вершины актерского мастерства. Для книги воспоминаний, посвященных Ларисе Шепитько, Владимир Васильевич написал целую главу, которая называется «Мгновения, осветившие жизнь», – советую прочитать.

Гостюхин успел ярко заявить о себе не только как актер. Он и сам побывал уже в режиссерской «шкуре». На «Беларусьфильме» снял свой первый полнометражный художественный фильм «Ботанический сад», причем явно не с коммерческим прицелом – решил сделать светлую, чистую, простую мелодраму. И зритель ее очень тепло воспринял.
– После выхода «Ботанического сада» я получил много писем, некоторые были просто исповедальными, и это для меня очень дорого, – говорит Гостюхин. – А один просмотр особенно потряс. В детском лагере «Зубренок» собрался полный зал школьников. Педагоги меня предупредили, что их подопечные не очень благодарные зрители – топочут, свистят. Думаю, ну зачем мне вообще нужно было сюда приезжать? Началась картина, сижу под дверью, жду – сейчас затопочут, засвистят. Слышу – смех, аплодисменты. Заглянул в зал – смотрят, прониклись, фильм-то – об их сверстниках. К концу и вовсе притихли, и когда я вышел к ним, стояла такая тишина! А потом зал взорвался овацией. И я четыре часа давал всем 600 зрителям автографы – никто не ушел!
Гостюхин убежден, что только тогда фильм становится достоянием искусства и увлекает зрителя, когда он снимается не ремесленником, которому лишь бы что-то снять, а человеком, которому есть что сказать. Когда все идет от сердца. Можно развлечь зрителя, снять милую безделушку, но это не затронет душу, не «царапнет» ее. То же самое касается и театра.
Владимира Васильевича приглашали работать в питерский БДТ, Театр имени Моссовета, МХАТ… Но он остался верен Минскому театру-студии киноактера, сам выходит здесь на сцену и свои спектакли ставит. Кстати, на постсоветском пространстве сохранился всего один театр киноактера – в белорусской столице.
– Когда мы показывали спектакль «Анна Снегина» в Москве, Людмила Ивановна Касаткина спросила: «А что, у вас работает Театр-студия киноактера?» Да, говорю, полноценно работает, зритель ходит, любит наш театр, у нас большой репертуар. «Это, наверное, благодаря Александру Григорьевичу Лукашенко, – сказала она. – У нас Театр киноактера закрылся, а какие там блестящие актеры работали!» В какой-то момент и наш театр мог закрыться, но он остался, выжил, в планах даже строительство нового здания для него. А идея открыть его в Минске была поддержана Петром Мироновичем Машеровым, и вот уже более четверти века театр работает. Я, кстати, исполнял главную роль в самом первом спектакле.
10 марта Владимиру Гостюхину исполнилось 63, однако пенсионный возраст в его «исполнении» – чистая формальность. И хотя ему есть что вспомнить, и перо у него хорошее, вот только времени на мемуары пока нет. Продолжает активно работать в кинематографе. Не так давно снялся в фильме Анны Гресь «Смерш-2», следом Геннадий Каюмов предложил ему роль священника в своей картине «Варвар» – это история из двенадцатого века. Сам же Гостюхин продолжает вписывать золотые строки в историю века двадцать первого.

Виктор КУКЛОВ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также