«Доступное жилье» – это не только ипотека
И права граждан не должны зависеть от места жительства Не секрет, что ипотека по-американски не только не решила проблему доступного жилья в стране, но, наоборот, посадила население на кредитную иглу, многих доведя до судебного разбирательства. Тысячи писем с криками о помощи приходят к члену Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям Галине ХОВАНСКОЙ, которая считается одним из лучших специалистов в этой области: жилищными проблемами россиян она занимается много лет.
Не секрет, что ипотека по-американски не только не решила проблему доступного жилья в стране, но, наоборот, посадила население на кредитную иглу, многих доведя до судебного разбирательства. Тысячи писем с криками о помощи приходят к члену Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям Галине ХОВАНСКОЙ, которая считается одним из лучших специалистов в этой области: жилищными проблемами россиян она занимается много лет. Ее рабочий стол завален письмами со всех концов России. Именно поэтому мы обратились к ней с просьбой разъяснить, как помочь обездоленным людям и решить в стране квартирный вопрос.
– Галина Петровна, вы длительное время занимаетесь проблемами россиян, попавших в сложнейшие ситуации, причина которых так или иначе связана с нехваткой жилья в стране. Как их решать?
– Сначала нужно разобраться, как они решались до вступления в силу нового Жилищного кодекса и решаются сегодня. К сожалению, работа над реализацией национального проекта «Доступное жилье» свелась в основном к воплощению идеи ипотеки. К чему это привело, мы видим сегодня.
Не вдаваясь в подробности, скажу, что в качестве антикризисной меры, озвученной новым министром регионального развития России Виктором Басаргиным на «правительственном часе» в Государственной Думе, в помощь тем, кто взял ипотечные кредиты и пострадал, выделяется 200 млрд рублей. Таких у нас 56 тысяч семей. Остальным, перед которыми у государства есть обязательства, то есть 2,8 миллиона семей, только 90 миллиардов.
Акценты расставлены совершенно неправильно. Государство, безусловно, должно помочь людям, которые взяли кредиты, поверив агитации за ипотеку. Но не в виде 200-миллиардной поддержки ипотеки. На нее шли по большей части не очередники, а желающие улучшить жилищные условия. Это их право. Но риски нужно осознавать, особенно если берешь кредит в валюте. Поэтому для пострадавших от кризиса можно сделать отсрочку платежей, принять еще какие-то меры. К счастью, у нас масштабы ипотеки не так велики, поэтому такого жуткого резонанса, как в других странах, когда люди массово утрачивают жилье, нет и быть не могло: ее услугами воспользовалось лишь 3 процента населения.
Хочу напомнить: тех, кто стоит в очереди на жилье более 25 лет, на момент принятия нового Жилищного кодекса было 4,5 миллиона семей. В их числе военнослужащие, инвалиды, северяне, уезжающие с Крайнего Севера, и чернобыльцы. Эти категории получали сертификат или субсидию. Перечисления, как правило, шли в регион, где и выделялись.
Схема, по которой жилье могли получить военнослужащие, казалось бы, хорошая, гибкая. Но Министерство регионального развития утверждало, как предписывает законодательство, среднюю рыночную стоимость квадратного метра по каждому региону, в соответствии с ней рассчитывался сертификат. «Изюминка» в том, что сетка, установленная Министерством регионального развития, не соответствовала не только средней, но и минимальной рыночной стоимости в регионе. С одной стороны, государство якобы позаботилось о своих защитниках. А на самом деле суммы, выделяемой на приобретение квартиры по нормам на семью, было явно недостаточно. Это – прямое нарушение федерального закона. Но это еще не все.
Чтобы не остаться без крыши над головой, люди были вынуждены выкручиваться. Отслужив, военнослужащие имеют право выбрать место жительства. А поскольку самой высокой стоимость квадратного метра была в Москве, Санкт-Петербурге и Калининградской области, многие заявляли, что хотят жить там. За определенный процент от стоимости сертификата средства обналичивались, а отставники приобретали жилье в более дешевом регионе.
Однако эти истории не всегда заканчивались хорошо. Я трижды пыталась помочь героям локальных войн, заслуженным, награжденным, честно отслужившим свое офицерам, у которых за подобные действия изымали сертификат, забирали квартиры и возбуждали уголовные дела. А в чем они виноваты?
– Вы сказали, что очередников было 4,5 миллиона, а стало 2,8. Куда делись остальные?
– Старики, инвалиды, прождав 25 лет, ушли в мир иной. Те, кто еще жив, в предложенную государством ипотеку играть не могут: платить нечем. Северянам своего счастья нужно ждать лет 40: этой категории очередников на регион выделяют 1-2 субсидии в год. Многие, естественно, не дождутся. Чернобыльцы, как правило, страдают малокровием, болезнью лимфатической системы. С ними тоже все ясно. Есть еще беженцы, вынужденные переселенцы, соотечественники. Последним надавали обещаний, которые ничем не подкреплены.
А дело в том, что в новом Жилищном кодексе право устанавливать норму при постановке на учет и норму предоставления выделяемого жилья с федерального и регионального уровней спустили нищим муниципалитетам. Причем в старом ЖК норма предоставления была 12 квадратных метров жилой площади. Сейчас во многих федеральных документах указана норма 18 квадратных метров – но общей площади. Чем бедней муниципалитет, тем ниже он опускает и эту планку. Есть регионы, в которых норма сократилась до 14 метров общей площади!
И это еще не все. С 1 марта 2005 года на учет для получения социального жилья ставят только малоимущих граждан. Право определять этот статус тоже дали местным властям. В этом случае действует тот же принцип: чем беднее регион, тем ниже планка.
Упомянув в ЖК о социальном жилье для малоимущих и коммерческом жилье для обеспеченных, его авторы совершенно забыли об учителях, врачах, муниципальных служащих – категории бюджетников, или так называемом среднем классе, которым зарплаты едва хватает, чтобы обеспечить приемлемый уровень жизни семьи. Им новый Жилищный кодекс предлагает на всю его зарплату купить жилье на рынке или снимать его за очень высокую цену. А если он работу потеряет?
Если бы государство сдавало жилье по нормальным ценам, эта категория могла бы подкопить и на первый ипотечный взнос. Сейчас же они все доходы, особенно молодые, отдают за наем коммерческого жилья, на питание им уже едва хватает. О каких детях, о какой ипотеке может идти речь? Это возможно, если за спиной богатые родители. Для таких, видимо, ЖК и писали.
И почему мы вообще решили, что человек квартиру должен только в собственность приобретать? У нас масса людей, которые бы согласились жить в нормальных условиях и платить недорого. В условиях кризиса некоммерческое государственное, муниципальное жилье и помогло бы жилищную проблему решить, и не ушло бы в приватизацию, чего так боится наша власть.
Необходимые поправки в новый ЖК, страдающий массой дефектов и кое-где противоречащий Конституции Российской Федерации, мы подготовили, и 2 года назад, в первом чтении, они прошли. И совершенно не ясно: почему их тормозят даже в период кризиса? Здесь есть на что обратить внимание Конституционному суду России: примеров противоречия норм ЖК Конституции РФ достаточно. Например, 19-я статья Конституции гласит, что права граждан не должны зависеть от места жительства. А мы только что поняли: чем беднее регион, тем хуже там ситуация. Такое законодательство работает не на ее стабилизацию, не на выравнивание экономической ситуации в депрессивных регионах, а на ухудшение положения граждан в них. Не понимая этого, получая заниженные субсидии, население винит в этом местные власти, а не федеральный закон.
Своими поправками мы пытались не только ввести некоммерческий фонд и возможность найма жилья нуждающимися, но не малоимущими. В период кризиса такой фонд помог бы тем, кто потерял работу, не только трудоустроиться на новом месте, но и в любом российском регионе снять жилье по приемлемой цене. Это более гибкая форма, не бессрочная, как в социальном жилье, а срочная: живешь, пока платишь. Встал на ноги, можешь приобрести свое жилье – уходишь. Сейчас же человек привязан к месту регистрации или жительства.
– Многих россиян интересует: приватизировать жилье или нет?
– На мой взгляд, жилищная политика направлена на то, чтобы заставить россиян отказаться от приватизации. Во-первых, собственник будет делать капитальный ремонт за свой счет. Во-вторых, жилье надо страховать: если с ним что случится, тебе никто ничем не поможет. В-третьих, налог в будущем будет исчисляться не по остаточной стоимости жилья, а по рыночной. Большинству это будет не по силам.
Если его сделают местным, от него будет зависеть состояние муниципального бюджета и вряд ли введут снова льготы для самой массовой категории – пенсионеров. Поэтому начнется рост желающих деприватизировать жилье. И можно только догадываться, почему перестать быть собственником жилья можно только до марта 2010 года. Несмотря на мои усилия исключить это ограничение, оно остается.
Деприватизация дает собственнику возможность вернуть государству квартиру, которую оно тебе передало, и не знать о налогах, страховке и капитальном ремонте. Для одиноких пожилых людей, инвалидов это выход. Ведь многие приватизировали квартиры, поддавшись агитации о том, как хорошо быть собственником. Последствия такой агитации проявляются спустя годы.
Сейчас суды рассматривают иски собственников, которым по наследству в однокомнатной квартире, например, досталась какая-то доля. Вместо одного туда вселяются пятеро и остальным собственникам создают жуткие условия. Недавно ко мне обратилась пожилая женщина, которая после смерти мужа узнала, что когда-то он признал внебрачного ребенка, и теперь ему полагается четвертушка однокомнатной квартиры. Вдове предложили заплатить 10 тысяч долларов, в противном случае законный наследник четвертушки вселится к ней со своими родственниками.
В нынешнем исполнении новый Жилищный кодекс плодит в стране бездомных, позволяет собственнику выселять на улицу родственников, не глядя на возраст и состояние здоровья.
Есть ли выход из этой ситуации? Есть: разумный мир давно строит, ремонтирует и улучшает свои жилищные условия с помощью строительных сберегательных касс, в которых можно накопить необходимую для покупки жилья сумму. И французы, немцы и другие народы, воспользовавшиеся услугами строительных сберегательных касс, а не ипотечными кредитами, в условиях кризиса у разбитого корыта не оказались.
Беседовала
Наталья ДОЛГУШИНА