САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Борис Орехов

Петр Климук: Я - человек счастливой судьбы

Первому белорусу, побывавшему в космосе, исполнилось 80 лет

ФОТО: Фотохроника ТАСС/Альберт Пушкарев 

Дважды Герой Советского союза, генерал-полковник, он стартовал к звездам трижды. И провел на орбите в общей сложности почти 79 суток.

Кто-то скажет - немного. По сегодняшним меркам, когда космические экспедиции длятся месяцами, возможно. Но тогда, в середине 70-х, это был рекорд. В том числе, благодаря авралу. 

Экипажу Климука и Севастьянова в 1975 году приказали задержаться в полете сверх положенного – параллельно с ними на орбите осуществлялась советско-американская программа «Союз-Аполлон». Все внимание Земли переключилось на нее. В итоге вместо изначальных 29 суток, они отлетали 63 дня. Запасы НЗ уже подходили к концу, когда Земля, наконец, дала команду на посадку. 

Об этом и многом другом юбиляр рассказал корреспонденту «СВ».

ДОЛГИЙ ПУТЬ НА БАЙКОНУР

- Петр Ильич, тот, экстремальный, полет был для вас уже вторым. Первый состоялся полутора годами ранее. Говорят, что Гагарин перед своим историческим стартом спокойно спал ночью со счастливой улыбкой на лице. А вы перед?

- А я не спал. Волновался, честно скажу. Наверное, каждый человек волнуется перед встречей с еще неизведанным. Думаю, что и Гагарин не спал, что бы там ни говорили. С Юрием Алексеевичем мы первый раз встретились, когда я учился еще в Черниговском военно-авиационном училище. Он приезжал к нам вместе с Андрианом Николаевым, космонавтом номер три. Рассказывали нам о полетах, о своих впечатлениях на орбите. Мы, курсанты, слушали их, затаив дыхание. 

Вообще, дорога к звездам, у меня шла поэтапно. В детстве прямо в поле у нашей деревни Комаровки сел на вынужденную реактивный истребитель МИГ-15. Мальчишками гурьбой побежали смотреть. Ходили вокруг самолета, трогали крылья, пилот позволил нам даже заглянуть в кабину. Для нас это было что-то невероятное. Решил: вырасту стану летчиком. А после приезда в училище Гагарина с Николаевым загорелся уже космосом.

 В Звездном городке позже мы много общались с Юрием Алексеевичем. Пригласил его к себе на свадьбу. Он пришел с невероятно огромным букетом цветов.

- Попав в отряд космонавтов, вы, тем не менее, ждали своего первого старта целых восемь лет?

- Конечно, был недоволен. Те, кто пришел позже меня, уже слетали, а я нет. Потом, с годами, понял, что судьба меня хранила. Судите сами. Сначала готовился к работе на первой орбитальной станции в одной группе с Владиславом Волковым, Георгием Добровольским и Виктором Пацаевым. Я был среди дублеров и остался на земле. Во время посадки экипаж погиб. Потом меня подключили к испытанию новых скафандров. И снова – во втором экипаже. Полетели Василий Лазарев и Олег Макаров. При возвращении на Землю случилась авария. Космонавты испытали огромные перегрузки. 

Приземлились в алтайских горах. Купол тормозного парашюта зацепил сосну, аппарат с экипажем бросило в ущелье, било нещадно по склонам гор. Ребята еле выбрались. Хорошо, что поблизости стояли геологи, а так неизвестно, чем бы все обернулось. Но в конце-концов, и я дождался своего часа: 18 декабря 1973 года стартовали с Байконура вместе с Валентином Лебедевым на «Союзе-13».

- Чертова дюжина в названии корабля не пугала?

- Даже не задумывался. Так просто выпало. Но число оказалось даже счастливым. И полет прошел абсолютно нормально.

ЗАГАДКА БЕЗ ОТВЕТА


- Земля из космоса, и правда, голубая, как в песне поется?

- Действительно, голубая и очень красивая. Глаз не оторвать. Некоторые зрелища просто потрясают. Например, гроза в тропиках. Увидев впервые, буквально обомлел. Огромное пространство на Земле пронизывают огненные зигзаги, сполохи, непрерывные вспышки очень яркого света. Потрясающая картина. До сих пор, иногда ее вижу во сне, словно наяву. 

Запомнилось и северное сияние, как внизу перекатываются громадные волны света. Грандиозно, интересно, как почти все, что творится в природе, особенно, когда не просто наблюдаешь, но еще изучаешь. Как раз для этого у нас на борту был уникальный спектрограф, разработанный, кстати сказать, институтом физики в Минске. 

То есть уже тогда белорусская наука очень активно и плодотворно работала на космические программы. Такого аппарата не было ни в одной стране. И мы первыми сделали подробный, системный анализ многих природных явлений.

- Инопланетное что-нибудь попадалось?

- Уже во втором моем полете с Виталием Севастьяновым на станции «Салют-4» в иллюминаторе вдруг что-то блеснуло. Присмотрелись внимательно – объект металлический, на тарелку не похож, но явно искусственного происхождения, следовал четко за нами. Потом уже сообразили, что это контейнер с мусором с нашего же корабля. 

Зато другой случай оказался, действительно, загадочным. Корабль вдруг что-то тряхнуло – воздействие шло извне и настолько сильное, что на какое-то время станция даже сбилась с курса.

- Что это было?

- Загадка. Сами с Виталием думали, потом уже на Земле обсуждали с учеными, никто ответа так и не дал. Сразу после второго полета стал готовиться к третьему. Так что, прождав восемь лет, быстро наверстал упущенное – за четыре года слетал трижды, от майора дослужившись до генерала.   

- Писатели-фантасты в своих произведениях любят заглядывать в далекое как мечта, будущее. Давайте тоже помечтаем. Вселенная бесконечна – как далеко человек в нее сможет проникнуть в конце-то концов?

- Думаю, ровно до той точки, откуда будет гарантировано возвращение экипажей домой, иначе, не уверен, что найдется много желающих улететь с Земли. Ведь это будет путешествие в один конец. Но сначала мы освоим ближайшие планеты – Марс, Луну. Венера, правда, очень горячая, но и на нее, уверен, ступит нога человека – прогресс неумолим, что-нибудь придумаем.


ЗВЕЗДНОЕ БРАТСТВО

- Российско-белорусское сотрудничество в космосе сегодня выходит на принципиально новый виток. Совместное создание спутников в рамках программ Союзного государства идет уже много лет. Но теперь белорусские рабочие примут непосредственно участие в строительстве космодрома «Восточный». Но главное – будущей осенью к МКС отправится первый белорусский космонавт, именно, как гражданин Синеокой.

- Да, уже составлен список кандидатов: в нем, насколько знаю, наряду с мужчинами есть и женщины.

- Кому вы бы отдали предпочтение: сильному полу или все-таки - слабому?

 - Ну, это уж не мне решать, а специальной комиссии. Да и природа скажет свое слово. Женщинам на орбите, конечно, труднее. Но, как говорится, все в руках судьбы.  Я обязательно встречусь, поговорю с каждым из кандидатов.

- Безусловно, вам будет, что им сказать, ведь именно вы почти пятнадцать лет возглавляли Центр подготовки космонавтов. Какой главный совет дадите новичкам?

- Быть порядочными, прежде всего. Чтобы твои товарищи знали, что на тебя железно можно положиться в любой, даже самой трудной ситуации. И конечно, выполнять четко все указания инструкторов. Любая недоработка не Земле, может аукнуться в космосе с непредсказуемыми последствиями. 

Вообще, я немного даже завидую тем, кто летает сегодня. На орбитальной станции есть не только душ, но и баня. Мы о таком комфорте в свое время даже мечтать не могли.  Обтирались просто влажным полотенцем. Это уже потом, когда орбитальные командировки стали длиться по полгода и дольше, ученые и конструкторы всерьез занялись такими вопросами.

- Вы руководили Центром подготовки в самом начале девяностых. То время многие вспоминают с внутренним содроганием. Промышленность в развале. Работяги по полгода, а то и больше не получали зарплаты. Народ на грани нищеты. Как Центру удалось пережить то смутное, мягко говоря, время?

- Нам здорово помогал тогдашний глава кабинета министров Виктор Черномырдин. Он понимал значение космонавтики не только для престижа, но и для будущего страны.  И когда, действительно, с рабочими, вместо денег расплачивались тем, что они производили, а дальше сам, крутись как хочешь, и во многих воинских гарнизонах даже командиры, не говоря о лейтенантах, денег не видели по несколько месяцев, сотрудники нашего центра получали зарплату каждый месяц.

 Мой рабочий день начинался в семь утра, а заканивался где-то в одиннадцать вечера. Отпуск – максимум дней десять в году. Но я по натуре трудоголик. И для меня это был нормальный график.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ В ЛЕСУ ПОД БРЕСТОМ 


 - В вашей биографии есть потрясающий факт: вы родились в партизанском отряде?

- Совершенно верно. Когда началась война, отца не успели призвать в Красную армию. И вся наша семья ушла в партизаны.

Бомбежки, обстрелы. Совсем маленьким был, но помню. Отец до Победы не дожил – погиб в 1944, когда освобождали республику. Я по паспорту россиянин, а горжусь Беларусью. И никогда не отрывался от корней. При первой же возможности приезжаю в родную деревню. Когда-то это была дыра-дырой, честно сказать, совсем забитая. От Бреста 60 километров – дорог даже не было. Осенью и весной, когда самые дожди, проехать можно было только на гусеничном тракторе. За первый полет мне дали «Волгу». 

Приехал на ней в деревню и застрял, сел по самое брюхо. Мужики набежали - вытолкали. Зато теперь деревню не узнать - настоящий европейский городок со всеми удобствами. Огромная птицефабрика. Пруд выкопали. Школа великолепная. Рядом – стадион с идеальным футбольным газоном и беговыми дорожками. Деньги в развитие вкладывает Беларусь. Я помогал и помогаю всем, чем могу на любом уровне. И всегда говорю землякам: «Я – человек счастливой судьбы и в долгу перед вами». По-моему, это нормально.

ДОСЬЕ «СВ»

Климук Петр Ильич, родился 10 июля 1942 года в селе Комаровка, Брестской области. Летчик-космонавт СССР. Дважды Герой Советского Союза, генерал полковник. Трижды летал в космос. В декабре 1973 года на корабле «Союз-13» с Валентином Лебедевым. В мае 1975 года на «Союзе-18» с Виталием Севастьяновым. В июне 1978 года на «Союзе-30» с Мирославом Гермашевским. Всего провел на орбите 78 суток 18 часов 18 минут. С 1991 по 2003 годы возглавлял Центр подготовки космонавтов.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: ПС в декабре рассмотрит бюджет Союзного государства на 2025г

Вячеслав Володин заявил, что в декабре пройдет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, где будет рассмотрен бюджет Союзного государства на следующий год.

Политика

Вячеслав Володин: разрешение Киеву на дальнобойное оружие подтверждает, что против РФ воюет НАТО

Разрешение США и их союзников применять Украине дальнобойное оружие западного производства по нашей стране ещё раз подтверждает, что против России воюет НАТО, заявил Вячеслав Володин. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также