САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Ответственность за слово

Новый закон о средствах массовой информации в Беларуси является еще одним шагом в либерализации общественной жизни Его появление вызвало интерес не только среди профессиональных журналистов. Это и понятно, ведь благодаря огромному влиянию на общественное сознание СМИ неслучайно называют четвертой властью. Мировая практика знает немало случаев, когда безобидные на первый взгляд газетные статьи приводили к громким отставкам в высших эшелонах власти. Но любая борьба, и на информационном поле в том числе, должна вестись по правилам.

Новый закон о средствах массовой информации в Беларуси является еще одним шагом в либерализации общественной жизни

Его появление вызвало интерес не только среди профессиональных журналистов. Это и понятно, ведь благодаря огромному влиянию на общественное сознание СМИ неслучайно называют четвертой властью. Мировая практика знает немало случаев, когда безобидные на первый взгляд газетные статьи приводили к громким отставкам в высших эшелонах власти. Но любая борьба, и на информационном поле в том числе, должна вестись по правилам. Запрещенные приемы – клевета, передергивание фактов, беззастенчивая ложь и откровенная дезинформация – не должны подменять творческую раскрепощенность и право на высказывание собственного мнения.

Новый закон о СМИ некоторые лица по обыкновению восприняли в штыки, заявив, что он, мол, не соответствует международным стандартам, направлен на зачистку медийного пространства и вообще ведет к «информационному тоталитаризму» в республике. Оставим за скобками вопрос о стандартах, упоминание которых в принципе не имеет смысла, когда речь заходит о национальных законодательствах. Нет в мире страны, которая могла бы служить образцом развития информационной сферы, в каждой существуют собственные национальные особенности и проблемы.
Непонятно другое: в чем оппоненты власти узрели нарушение прав и зажим демократии? Ведь фактически закон не содержит положений, направленных на ужесточение деятельности масс-медиа. Наоборот, по некоторым позициям он является даже более либеральным в сравнении со своим предшественником. В частности, упрощена процедура регистрации средств массовой информации и введен уведомительный принцип перерегистрации действующих СМИ. Упразднены такие основания для перерегистрации, как приостановление деятельности СМИ дважды в течение года, смена адреса редакции, источников финансирования, периодичности, тиража издания. Сейчас достаточно направить необходимые сведения в Министерство информации – и в течение трех дней СМИ будет зарегистрировано, причем без взимания госпошлины.
Закон запрещает монополизацию СМИ, впервые законодательно закрепляет принципы их деятельности. Достоверность информации, законность, равенство, уважение прав и свобод человека, многообразие мнений, нормы профессиональной этики журналистов – все эти положения закреплены в новом нормативном акте.
– Закон о СМИ нужно не домысливать, а читать, что в нем написано, – сказала первый заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь Наталья Петкевич. – Ни о какой зачистке медийного пространства не может быть и речи. Общепринятым является выражение, что СМИ – это четвертая власть. Но порой забывается, что здесь подразумеваются не только обширные права, но и высокая ответственность. Ту пользу или вред, которую может принести пресса, не сравнить ни с каким другим инструментарием. Поэтому, говоря о СМИ как о ветви власти, необходимо исходить из триединства прав, обязанностей и ответственности.
– В силу развития информационного рынка страны действовавший более десяти лет закон о печати и других средствах массовой информации устарел и фактически, и юридически, – объясняет Людмила Парфенова, заместитель директора национального центра законодательства и правовых исследований. – Многие вопросы в нем вообще не были урегулированы. Например, порядок регистрации иностранных средств массовой информации, порядок финансирования СМИ и другие. В ходу было немало разъясняющих инструкций, памяток. Но закон должен быть актом прямого действия и не размываться ведомственным нормотворчеством. В нем должны быть ответы на все вопросы: как и где регистрируются СМИ, какие документы для этого нужны, кто осуществляет аккредитацию журналистов, что такое корреспондентский пункт, продукция СМИ и так далее.
Абсолютно не имеет под собой оснований и мнение о том, что новый закон вводит цензуру, считает Людмила Парфенова.
– Цензура массовой информации запрещена в нашей стране по Конституции, поэтому какие-либо предположения на сей счет могут делать только несведущие в законодательстве люди.
Противники нового закона особо дискутировали положения, касающиеся деятельности электронных СМИ. Но и тут все претензии надуманны. В законе нет ни одного слова о том, что в Беларуси будут регистрировать Интернет, говорит первый заместитель министра информации Лилия Ананич. Закон распространяется только на интернет-версии зарегистрированных печатных, телевизионных и радиовещательных СМИ. Иначе говоря, информация, содержащаяся в газете, не должна отличаться от той, что представлена в интернет-версии издания. Никаких других нормативных актов на сей счет министерство не готовит.
В процессе работы над законом были учтены предложения минского офиса ОБСЕ. На этот факт особо обратил внимание глава офиса ОБСЕ в Минске Ханс-
Йохен Шмидт. По его словам, в Беларуси уделяется большое внимание вопросам развития СМИ. Очень важно, что государство не намерено регулировать Интернет, по числу пользователей которого Беларусь находится в лидерах на постсоветском пространстве.
Практически каждая норма имеет свой аналог в законодательстве того или иного зарубежного государства. Например, ограничение участия иностранного капитала в уставном фонде СМИ (не более 30 процентов). Превышение этой нормы является поводом для отказа в регистрации. Жестко? Возможно. Но, во-первых, Беларусь вправе формировать свое национальное информационное пространство, и ограничение на участие зарубежного капитала вполне обоснованно определяет рамки для участия иностранных субъектов хозяйствования в формировании информационной сферы Беларуси. Во-вторых, законодательство других стран также ограничивает иностранных юридических и физических лиц в учреждении национальных средств массовой информации. Скажем, в Российской Федерации его доля не должна превышать 50 процентов уставного фонда СМИ, в Молдове – не более 49 процентов, в Казахстане – не более 20 процентов, а в Кыргызстане и Узбекистане действует полный запрет на учреждение СМИ иностранными лицами. На Украине аналогичный запрет установлен на учреждение телерадиоорганизаций.
Уведомительный характер перерегистрации СМИ был заимствован из законодательства Франции, норма о защите источника информации – из законодательства Норвегии. Положение закона, которое регулирует право лица на опровержение, аналогично нормам в Австрии, Франции, Германии, Нидерландах.
Норма об обязательной аккредитации иностранных журналистов, работающих в Беларуси, ничуть не ущемляет их права. Такое требование прописано в законодательстве России, Германии, Китая, Италии, Чехии, Австрии, Эстонии и других стран. А в Великобритании или США необходимо получить специальную журналистскую визу, которая, по сути, является формой аккредитации.
Вряд ли можно назвать «антидемократичным» запрет на финансирование СМИ от анонимных источников, а также от иностранных юридических и физических лиц, за исключением случаев их участия в уставном фонде. На примере стран, переживших так называемые «цветные революции», хорошо видно, чем заканчиваются свободные похождения в стране иностранного капитала под прикрытием разного рода неправительственных организаций.
И еще один принципиальный момент. Накануне вступления закона в силу глава государства Александр Лукашенко подписал Указ о совершенствовании работы государственных органов со средствами массовой информации. Теперь чиновники должны оперативно и своевременно предоставлять информацию и комментарии журналистам.
Что касается ограничений на распространение информации, то здесь принципиально ничего не изменилось. По-прежнему запрещена пропаганда войны, насилия, жестокости, экстремизма. Не может распространяться недостоверная информация, которая порочит честь и достоинство, деловую репутацию физических и юридических лиц. То есть любая свобода не должна переходить границы дозволенного, иначе она легко превращается в анархию. Как подчеркнула на этот счет первый заместитель главы Администрации Президента Наталья Петкевич, это слишком щекотливая тема, потому что один будет требовать свободу слова, а другой хочет быть защищенным от этой свободы. Здесь очень важно найти «золотую середину», сбалансировать интересы СМИ, государства и общества.

Евгений КОНОНОВИЧ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Организация незаконной миграции стала тяжким преступлением
  2. Нетаньяху вернулся к вопросу передачи РФ Александровского подворья в Иерусалиме
  3. Мир в Европе в руках Запада, заявил глава МИД Беларуси
  4. В РФ запущена система подтверждения статуса участника СВО без документов
  5. Француза и немца задержали на космодроме Байконур
  6. Сергей Лавров заявил, что РФ удивляют двойные стандарты Турции по Украине
  7. Вячеслав Володин: Коррупция съедает институты Евросоюза
  8. Александр Лукашенко: Беларусь готова помочь Алжиру в создании зернового хаба
  9. Дополнительная пара «Ласточек» будет курсировать с 1 ноября между Минском и Москвой
  10. Дональд Трамп заявил, что «уничтожил «Северный поток – 2»
  11. Александр Лукашенко одобрил проект соглашения с РФ о взаимном исполнении судебных постановлений
  12. В небе над регионами РФ за ночь уничтожили 83 украинских беспилотника
  13. Смирнов рассказал о мародерства ВСУ в курском приграничье
  14. Сенатор высказалась о переходе главы МИД Венгрии на русский язык
  15. С 1 января в Беларуси увеличится базовая ставка бюджетников

Парламентское Собрание

Парламентарии убеждены, что на социальные мероприятия нельзя жалеть денег, ведь они – лицо Союзного государства

Парламентское собрание РФ и Беларуси решает социальные вопросы Автор Максим Чижиков

Политика

Константин Сивков: 5 ноября США будут выбирать между глобалистами и антиглобалистами

Военный эксперт, политолог, заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков о схватке глобалистов и антиглобалистов накануне выборов в США.

МНЕНИЯ

Двое против всех, не считая Молдовы

Валерий Чумаков

В ООН в 32 раз призвали США прекратить экономическую блокаду Кубы. Результаты голосования по этому вопросу даже комментировать смешно


Преднамеренное злодейство

Павел Родионов

Сербы в очередной раз показали, что помнят, кто освобождал Европу от нацизма

Клин клином вышибаем

Олег Зинченко

Когда франко-англосаксоны угомонятся, весь западный мир окажется должным России денег

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также