Пропавшие письма и «Фальшивая нота»
День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны отметили в Посольстве Беларуси в России. В Деловом культурном комплексе показали спектакль «Фальшивая нота» и выставку-инсталляцию «Посвящение матерям войны»
ТАЙНА ПОЧТОВОГО ЯЩИКА
- Ну, за наших дедов, - говорит одна дама другой, поднимая бокал белого сухого вина и закусывая канапе с селедкой.
В фойе не протолкнуться. Пришли и ветераны. Осматривают выставку-инсталляцию. Ее устроил «Витебский областной музей Героя Советского Союза Шмырева» вместе с белорусским художником Владимиром Вольновым.
Под потолком навешены на кольцо женские платки – символ памяти тех, кто принимал участие в Великой Отечественной войне. Под ними – синий почтовый ящик. Такой же нашли в 2019 году под белорусским Богушевском. Внутри лежали письма 41-го года, которые так и не дошли до адресатов.
- Эти четырехугольники были прошиты нитками, - рассказывает директор «Витебского областного музея Героя Советского Союза Шмырева» Ирина Шишкова. – Из них мы смогли открыть только десять. При помощи специалистов службы госбезопасности. Возможно, кто-то ждет эти письма по сей день. За годы войны в почтовые службы отправили более 6 млрд. писем. Всегда боялись квадратного послания. Оно извещало о гибели или о том, что родственник пропал без вести.
Вокруг почтового ящика расставлены деревянные мольберты – фотопортреты матерей, потерявших в годы Великой Отечественной войны сыновей.
ПОСЛЕДНИЙ ЭШЕЛОН
Перед тем, как показать спектакль, выступил Посол Беларуси в России Владимир Семашко. Он напомнил гостям о том, как 22 июня 1941 года Германия, нарушив договор о ненападении, начала войну против Советского Союза. В Беларуси действовала мощная группировка фашистских войск. Бомбили Гродно, Брест, Барановичи, железнодорожные станции, аэродромы.
Привел цифры. На белорусской земле было разрушено 209 из 270 городов и райцентров. Погибло 9200 деревень, 630 из них – вместе с жителями. Катынь стала символом нечеловеческой жестокости. Печальную известность получили лагеря смерти Тростенец и Красный Берег.
Семашко вспомнил о родных. Его отец в неполные 23 года командовал ротой автоматчиков. Получил тяжелое ранение в Берлине. Мать застала первые дни бомбежки в июле в Орше. Ей было 16.
- А ее сестричке - два с половиной года, ей выбило глаз, и она находилась в коме, - рассказал Владимир Ильич. – Мать схватила ее и вскочила в последний эшелон. Несколько месяцев девочку приводили в чувства. Потом ее забрали в детский дом. А мама в эвакуированном эшелоне оказалась в Златоусте на Урале.
И четыре года стояла у станка. По 12 часов, а то и больше. Кормежка была какая. 350 граммов хлеба за сутки. Утром кашка с чайком. В обед - похлебка и вечером кашка с чайком. Отец и мать, когда встречались с теми, кто воевал, не любили вспоминать об этом.
СТРАННЫЙ ГОСТЬ
Некоторые зрители, судя по всему, смотрели спектакль не в первый раз. Перешептывались, делились впечатлениями о том, что будет. «Фальшивую ноту» поставил народный артист Беларуси, режиссер Александр Ефремов. В основе постановки - пьеса Дидье Карона. Французский драматург, режиссер, актер, руководитель театра Michel написал ее в 2017 году. Премьера состоялась на театральном фестивале в Авиньоне. А в Беларуси спектакль впервые показали перед 75-летием Победы.
Дело происходит после Второй мировой войны. У всемирно известного дирижера Миллера только что закончился концерт в Женевской филармонии. Он готовится отругать оркестр, который, как ему кажется, играл из рук вон плохо, как вдруг в гримерку врывается странный поклонник.
Молодой человек по фамилии Динкель специально приехал на концерт из Бельгии. Жаждет взять у Миллера автограф и сделать его портрет со скрипкой. Гость ужасно надоедлив. Правдами и неправдами заставляет дирижера дать ему скрипку. И принимается играть «Маленькую ночную серенаду» Моцарта. Фальшивит страшно. Для чего это делает? Действительно ли он - только поклонник?
Дирижера играет заслуженный артист Беларуси, лауреат специальной премии Президента Республики Владимир Мищанчук, а странного гостя – актер и телеведущий Сергей Лапаницын.