Юра, прощай
От сердечной недостаточности умер солист группы «Ласковый май» Юрий Шатунов
Это тот случай, когда приходится произнести неуютную фразу: «Умирают мои ровесники». И что-то в нас, поколении 70-80 годов уже прошлого века, умирает вместе с ним. Наверное умирает вот та любовь, подростковая …
Сказать, что наше поколение выросло на его песнях — это отделаться штампом. Юра Шатунов для нас, тогдашних 10-12 летних девчонок, был самым любимым, самым красивым мальчиком. Его песни доносились до всех взрослых с каждого балкона панельных пятиэтажек. Эти песни мы переписывали в песенники и раскрашивали на полях фломастерами сердечки. Как жаль, что эти песенники не сохранились!
Помните эти времена, уважаемые читатели? 1986 год: Чернобыль, страх ядерной войны, преддверие распада СССР, журнал «Пионер» и «Ровесник», жвачки и «Пепси» в дефиците.
Две песни — два хита — «Белые розы» и «Розовый вечер» — обе про любовь, обе очень простые, но именно они проникли в сердце каждой недолюбленной родителями девчонки. И завоевали его. Разбуди нас ночью и вместо таблицы умножения мы сказали бы тогда: «Пусть в твои окна смотрит беспечно розовый вечер» … Рыдательные стихи, простая мелодия, джинсовая куртка-варенка Юры — все, влюбленность всем была обеспечена на долгие годы.
Длинные ресницы, модная прическа и взгляд с закосом под Элвиса Пресли? Юра, мы сходили по тебе с ума.
Чем можно было объяснить такую бешеную популярность? Наверное Юра Шатунов стал воплощением некоей американской мечты советского ребенка: красивый мальчик — сирота, детдомовский, из глухой провинции — он пробился наверх и стал собирать стадионы. И неважно, что за ним стоял ушлый продюсер Андрей Разин, главное, что мы видели в своем детстве: что так можно — из детдома и на сцену.
Юра стал символом нашего недолюбленного, воспитанного по жестокому Споку, поколения — мы влюбились именно в него и именно ему дарили свои детские слезы. Потому что да, песни были сентиментальнейшие! Он пел про любовь, про свои чувства и переживания. И они совпадали с нашими, ну или мы так себе выдумывали, подростки ведь…
Сама биография Юры тоже была сентиментальной. Он родился в 1973 году в каком-то маленьком башкирском городке. Его матери было на тот момент 18, отцу — 23. И детство он провел у бабушки — родители развелись в его три года. Потом умер дедушка, мама вышла замуж второй раз, но отчим сильно пил, и Юра убегал к бабушке в деревню.
В 11 лет мать заболела и Юру отдали в интернат, через несколько месяцев она умерла — тоже от сердечной недостаточности. Отцу было на сына наплевать, его отдали на воспитание тете, но он все равно стал убегать из дома и год бродяжничал по Башкирии и Оренбургским степям — 11-летний мальчик…
В итоге все закончилось детским домом в Орене. Это была судьба — именно там он познакомился с руководителем кружка художественной самодеятельности Сергеем Кузнецовым — так началась звездная история группы «Ласковый май».
С 1986 по 1988 год группа с успехом выступала на дискотеках в интернате и местном ДК «Орбита». Тогда и были написаны основные хиты «Ласкового мая»: «Белые розы», «Лето», «Пусть будет ночь», «Седая ночь», «Ну, что же ты…».
Как пишет Википедия, в 1988 году Кузнецов записывает первый альбом «Ласкового мая» в Доме детского творчества, в котором находилась неофициальная репетиционная база группы, и в тот же день относит кассету с записью в киоск на железнодорожном вокзале.
Тогда же менеджер группы «Мираж» Андрей Разин случайно слышит в поезде записи песен «Ласкового мая». Сразу же все понимает и ищет Юру.
Находит и начинается другая история: от восьми ло сорока концертов в месяц. И так до 1991 года, когда группа распалась — Шатунов из нее ушел.
Потом была сольная карьера, жизнь и работа в Германии, дрязги с Разиным, выступление у Аллы Пугачевой на Рождественских вечерах, новый хит «Звездная ночь», художественный фильм «Ласковый май».У Юры была жена, их сын и дочь родились в Германии.
...Почему-то совсем недавно мы в редакции пересматривали его клип Белые розы — он казался таким забавным: танцующая сзади красотка Ветлицкая, Юра в той самой джинсовой куртке, наше советское, но счастливое детство.
Прощай, Юра, пусть в твои окна всегда смотрит розовый вечер…