Выписали верный рецепт
Наши страны вполне смогут обойтись без зарубежных препаратов и технологий
Фото: Владимир СМИРНОВ/ТАСС
ДОВЕРИЯ «ПАРТНЕРАМ» БОЛЬШЕ НЕТ
После начала спецоперации на Украине ввели новые санкции против России и Беларуси. И хотя они не затрагивают здравоохранение, иностранные фармацевтические компании объявляют об ограничениях работы на наших рынках. Немецкая Bayer и американская Pfizer заявили, что прекращают инвестировать в России в маркетинг, работу местных поставщиков, а также новые клинические исследования. Затем к ним присоединилась американская Eli Lilly - она еще и перестанет продавать нам не жизненно необходимые лекарства.
- Пока подавляющее большинство западных фармацевтических компаний не декларировали, что запретят поставки лекарств, медицинской техники или субстанций для производства, но сложно прогнозировать, как дальше будут действовать наши «партнеры», - сказал «СВ» заслуженный врач РФ, член Комиссии ПС по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Владимир Круглый.
России и Беларуси нужно готовиться к тому, чтобы стать независимыми от этих поставок.
- Процесс нелегкий и небыстрый, по мановению волшебной палочки мы не можем заменить все, что получаем с Запада, - предупредил парламентарий. - Прежде всего это тяжелая медицинская техника - например, аппараты ультразвуковой диагностики. Высокотехнологичное производство в основном завязано на импорте.
ДОЛОЙ БЮРОКРАТИЗАЦИЮ
Потенциал для импортозамещения есть в обеих странах. Как и предприятия, которые готовы выпускать аппараты УЗИ и другую медтехнику. Но дело не в том, что у них нет мотивации. Круглый привел пример: в Орловской области, которую сенатор представляет в Совете Федерации, Болховский завод полупроводниковых приборов сам разработал и произвел инсулиновую помпу, которую до этого в Россию привозили из-за рубежа. Но на ее регистрацию ушло больше двух лет.
- Это потребовало больших усилий, постоянных экспертиз, - посетовал депутат ПС. - Эти процессы - как регистрации, так и допуска на рынок - надо максимально дебюрократизировать и упрощать. Как в России, так и в Беларуси. Это стратегическое направление, и оно должно сейчас быть приоритетным.
В РФ это происходит пока не так эффективно, как хотелось бы.
- В последнее время мы приняли несколько законов и постановлений правительства, упрощающих регистрацию и вывод на рынок новых препаратов, дженериков, но нужно воплотить их в жизнь, - заявил сенатор. - Потому что зачастую они не работают на практике. И на инстанции, которые занимаются регистрацией препаратов, влияют слабо.
ПРИНИМАЙТЕ, ПРОВЕРЕНО!
Сильнее всего Беларусь и Россия зависят от западных орфанных препаратов, в том числе известной «Золгенсмы», лекарств для онкобольных, кардиологических препаратов. Отечественных аналогов им пока нет. Но страны активно двигаются в эту сторону.
- Мы должны быть абсолютно спокойными, что и в России, и в Беларуси выпускают свои высококачественные лекарства, - уверен сенатор. - Тем более сделан рывок в повышении их качества. Я сам работал врачом много лет и помню, какие лекарства были в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Это несравнимо с тем, что производят сейчас.
При этом у россиян и белорусов зарубежные препараты все еще в фаворе, а на их аналоги они смотрят скептически. Депутат ПС считает, что зря.
- Зачастую это совсем не обосновано, - сказал он.
Последний пример - в апреле израильская фармкомпания Teva прекратила поставлять в Россию лекарство от болезни Паркинсона «Леводопа», а в конце прошлого года с рынка ушел еще один препарат - «Мадопар» компании Hoffman - La Roche. Но пациенты спокойно перешли на отечественный препарат «Бензиэль» и не почувствовали никакой разницы.
НА ПОПРАВКУ
ЛЕКАРСТВО ОТ ЗАВИСИМОСТИ
На фоне западных ограничений российские и белорусские фармацевтические компании активно объединяются.
НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ
Например, Синеокая начнет получать из России сырье для производства лекарств - вместо того, что раньше в страну поставляли Европейский Союз и Украина.
- Там, где сегодня предполагаем сложности с логистикой поставки сырья и материалов, можем рассчитывать на помощь наших российских партнеров, - сказал генеральный директор управляющей компании холдинга «Белфармпром» Сергей Казакевич.
А Беларусь будет продавать РФ еще больше своих препаратов. Делать это она может на льготных условиях: с 2007 года действует соглашение, которое позволяет ей не получать разрешения на ввоз лекарств в Россию. А еще фармпроизводители Синеокой могут проводить клинические исследования в РФ по пониженным тарифам.
В наших странах есть и предприятия, которые производят лекарства на две страны. Это целый кластер фармацевтической промышленности в Санкт-Петербурге и Гродненский завод медицинских препаратов в городе Скидель.
ФАРМАЦЕВТИКОЙ НЕ ОГРАНИЧИЛИСЬ
Россия и Беларусь сотрудничают не только в производстве лекарств. За счет средств СГ в Гомеле создали Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека, в Обнинске - Медицинский радиологический научный центр, в Петербурге - Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины. Сначала они предназначались для людей, пострадавших в чернобыльской катастрофе, но сейчас туда может обратиться любой человек - как за услугами педиатра, так и онколога. Там можно даже пройти обследование на COVID-19.
- С 2017 года депутаты ПС выделяли финансирование на проект по разработке спинальных систем для лечения детей с тяжелыми врожденными деформациями позвоночника, - напомнил Круглый.
На эти деньги - 95,7 миллиона рублей - врачи получили инновационное дорогостоящее спецоборудование: аппараты лабораторной диагностики, интраоперационной визуализации и мониторинга. А благодаря исследованиям они узнали, как можно по-новому спрогнозировать течение врожденной деформации позвоночника. Этот метод позволяет точно определить, нуждается ли ребенок в хирургическом лечении в раннем возрасте.
Деньги шли не только на научные исследования, но и на операции, которые проходили в питерском Центре детской травматологии и ортопедии. По словам Госсекретаря Союзного государства Дмитрия Мезенцева, программа позволила вернуть здоровье тысячам ребятишек.
ПОМОГ КОВИД
Новый коронавирус SARS-COV-2, потрясший весь мир, тоже сплотил Россию и Беларусь. С февраля 2021 года предприятие «Белмедпрепараты» выпускает российскую вакцину «Спутник V». Передать Минску технологии производства Президент РФ Владимир Путин решил во время встречи с белорусским коллегой Александром Лукашенко. Синеокая, кстати, была первой зарубежной страной, которая зарегистрировала этот препарат. И первой принимала участие в его испытаниях.
Но ученые Союзного государства пошли еще дальше. В институте экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге завершаются доклинические испытания пробиотической или, как ее еще называют, кефирной вакцины от ковида. Уже доказано - она безопасна и эффективна.
ОБМЕН ОПЫТОМ
БУДЕМ БРАТЬ ЛУЧШЕЕ
Очень тесно взаимодействуют друг с другом и сами врачи.
- Это и проведение многочисленных конференций, конгрессов, обмен опытом в ежедневном режиме, - пояснил Круглый. - Не только белорусам есть чему поучиться в России, но и нашим докторам - в Беларуси. Есть много направлений, в которых сябры добились выдающихся успехов.
Например, детская онкология и гематология, в лечении которых Синеокая первой вышла на международные стандарты. Недаром губернатор Воронежской области Александр Гусев недавно заявил, что региону интересен опыт республики в борьбе с раковыми заболеваниями, и в новом хирургическом корпусе для лечения онкобольных будет белорусское оборудование.
- Все для хирургических и терапевтических отделений, - сказал Гусев. - Закупим стойки и специализированные койки в палаты для реабилитации.
КСТАТИ
Объем взаимной торговли фармацевтической продукцией между Россией и Беларусью составил за январь - сентябрь 2021 года 625 миллионов долларов, рост - 21,7 процента.