Прощаются, но не уходят
Большинство западных компаний останутся в стране или вернутся под другими брендами. Забугорный бизнес, который массово покидал российский рынок из-за спец-операции, все тише хлопает дверью
ЗОНТЫ ВМЕСТО БИГ-МАКА
- Как с ума посходили, - ворчала женщина средних лет, проходя по Пушкинской площади в Москве мимо огромной очереди.
Выстроилась она во вновь открытый McDonald's, только уже под другим названием - «Вкусно - и точка». Дама вполне могла помнить сопоставимый ажиотаж в далеком девяностом году, когда на этом же месте открылась первая в России американская закусочная.
Действительно, ситуация курьезная. Компания заявила об уходе из России. Сеть приобрел бизнесмен Александр Говор, который работал с мировым брендом по франшизе. Так что, по сути, кроме вывески, ничего не изменится.
Но при этом McDonald's подал в Рос-патент заявку еще на семь новых брендов, под которыми планируют производить не только еду, кофе, мороженое, но и рюкзаки, зонты, игрушки и одежду. Прямо как в известном анекдоте - прощаются и не уходят.
Кстати, «маки» на Ленинградском вокзале, в аэропортах Шереметьево и Домодедово продолжат работать с прежним названием до конца года. Компания не может раньше отозвать у них франшизу.
ПОТЕРЯ ЛОЯЛЬНОСТИ
Популярные магазины одежды и обуви Zara, Bershka, Pull&Bear, Massimo Dutti, которые принадлежат холдингу Inditex, заявили, что не намерены прекращать работу в России. Хочет вернуться японская сеть магазинов одежды Uniqlo. А их коллеги из Reserved и Cropp польской компании LPP остались под другими брендами - RE и CR. Так же действуют и в других сферах бизнеса: канадская консалтинговая компания Colliers International просто переименовалась в Nikoliers.
Пока затаилась шведская IKEA. Но уходить ей очень не хочется, во всяком случае, сотрудники продолжают получать зарплату. Хотела бы вновь показывать свои фильмы россиянам киностудия Warner Bros. Возможно, сотрудничество возобновится уже летом.
Некоторые бренды распродают свои активы, например, Levi’s. Но, скорее всего, пожалеют об этом.
- Это не просто уход с рынка, а потеря потребительской лояльности, - утверждает главный редактор международного научно-практического журнала «Маркетинг и логистика» Ольга Жильцова. - Возобновят ли бренды свои производства? Конечно, да. Одной политикой сыт не будешь.